|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52263
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Существует и тенденция к снижению рабочей нагрузки при переживании умственного стресса, что может оказаться опасным в связи с возникновением иллюзий восприятия. Поэтому в очень динамичных СЧМ обязательным условием является управление с использованием обратной связи от датчиков и приборов. Таким образом, и содержанке задач, и приборное оснащение для их решения должны проектироваться с учетом названных факторов.
Корректирующие средства и воздействия применяются лишь тогда, когда возникает предположение, что реально ситуация действительно отклоняется от заданной. Это хорошо видно на открытой цепи в блоке "процесс и процедуры, выполняемые СЧМГТ (рисЗ), и в ней должны быть учтены основные условия функционирования биологической системы. Как отарытая цепь, так и процедуры коррекции (цепь принятия решений) состоят из отдельных, последовательно выполняемых программ. Их тип и последовательность должны быть адаптированы к условиям реальной ситуации. Максимальная адаптация к требованию динамичности поведения в критические моменты достигается при наличии оптимальных антропометрических и психофизиологических условий, а также при обеспечении соответствующими средствами для осуществления процессов обработки информации. Первые два фактора связаны с разработкой адекватных средств контроля и управления, рационального распределения рабочих нагрузок, соблюдением графика труда и отдыха и т.п. (Kraiss & Moraal, I976), 51 С оцио-техническая структура - это сложное переплетение действий человека и технических средств. Помимо всего прочего, в ее задачи входят: - облегчение функционирования СЧМ; - избегание / нейтрализация повреждений СЧМ; - избегание / предупреждение аварий СЧМ. Качество и эффективность решения поставленных задач зависят от сложившихся особенностей социо-технической культуры. Наибольшее число исследований бьшо выполнено в области изучения влияния на деятельность человека особенностей функционирования его сенсорных систем. Оптимальные расстояния, размеры, углы, веса, оптические показатели приведены в специальных руководствах (Goode & Machol, 1957; Van Cott & Kinkade, 1972; Fogel, 1967). Более сложные процессы и их функциональная организация исследованы гораздо меньше, хотя именно они являются наиболее важными при проектировании и эксплуатации СЧМ с высокой производительностью, адаптированной к сбоям или отказам оборудования. Когда ими можно "управлять", способность системы к разрушению находится под прямым контролем оператора. Для получения от системы максимального эффекта необходимо свести к минимуму посторонние воздействия на оборудование и па способы действий. Мы можем определить надежность, или дееспособность, системы как вероятность того, *гго СЧМ в заданном состоянии и в надлежащее время успешно выполнит свои функции. Это определение не следует путать с пригодностью использования, которая задает картину условий, в которых система должна находиться в начале работы. Дееспособность - это мера возможности СЧМ достигать заданных показателей и целей работы при разумных усилиях (WSEIAC, 1965), Полная оценка дееспособности системы требует анализа ошибок по каждой функции, учитывающего при этом как механизмы возникновения ошибок, так и создание моделей, позволяющих принимать во внимание ошибки и оборудования, и человека (Swain, 1970; Meister, 1971), которые должны конструироваться применительно к проектным заданиям для каждого из предусмотревших путей реализаций этой функции. Заключение При проектировании СЧМ важнее всего выбрать правильное соотношение между представлениями оператора о работе системы, ее характеристиками и способностью оператора достигать целей так, как это задумано создателями системы. Функциональная структура системы задается в основном на этапах формулирования базовых определений и ее предварительного проектирования. При этом учет 58 возможностей оператора работать в системе производится, исходя из представлений о нем как о некотором кибернетическом объекте, что далеко не всегда приводит к успеху. Поэтому полноценное привлечение к разработкам психологических и эргономических требований приводит к созданию новой концепции СЧМ или хотя бы ее частичному обновлению. Комплекс выводимых на внешние устройства перцептивных характеристик, отражающих работу системы, также формируется на ртапе подготовки СЧМ, Он должна удовлетворять антропометрическим и психофизиологическим требованиям, а также имеющимся знаниям о процессах обработки информации. В нашей работе мы не опирались на поведенческий подход как на инструмент, пригодный для проектирования систем, хотя имеющиеся современные технические и методические средства обеспечивают возможности для получения на его основе необходимой информации. Однако эти данные все еще с трудом воспринимаются как отдельными проектировщиками, так и целыми коллективами разработчиков. Важную информацию о разрабатываемой СЧМ проектировщики могут получать от операторов уже работающих систем. Поэтому в интересах проектировщиков направлять часть усилий на решение нетехнических вопросов, связанных с "плоскостью взаимодействия" человека и машины (или интерфейса системы). Результатом подобных исследований могло бы стать повышение качества работы и расширение функциональных возможностей системы. Литера тура Asimov, M. (1968). Introduction to design. New Jersey: Prentice Hall, Engel-wood Cliffs. Bainbridge, L+ (1969). The nature of the mental model in process control. Symposium on Man Machine Systems. Cambridge, England: Cambridge University Press. Baron, S,, Kleinman, D,L. (1968). Application of Optimal Control Theory to the Prediction of Human Performance in a Complex Task. Cambridge, Mass.: Bolt, Beranek & Newman. Cott, van, HP., Kinkade, R.G. (1972). Human engineering guide to equipment design. Washington: Army Navi Air Force, DC. Edwards, E., Lees, F.P. (1973), The Human Operators in Process Control. London: Taylor & Francis. Fogel, L.J. (1967). Human information processing. New Jersey: Prentice Hall, Engelwood Cliffs. Fowler, H.W., and Fowler, F.G. (1963), The concise Oxford dictionary of current English, London: Oxford University Press. Goode, H.H., Machol, R/E. (1957). System Engineering. New York: McGraw Hill. 59 Hall A.D- (1962). A Methodology of System Engineering. Princeton, New ^ engineering in perspective. ISEE Transaction cm in tne ОгоШ Control of Aircraft. AGAR i42JWH (1970). Objective measurement of mental load: possible Ss to the flight task. In Proceedings of the Conference "Problems of the 55 applicSSs g cockpit environment". AGARD,CP-55. Kraiss, K-F-, Moraai, J- (1976). Introduction to Human Kngmeermg. Vprl a ff T UV Rheinl and. McRuer, D.T., Krendei, E.S. (I974)+ Mathematical Models of Human Pilot Behaviour'AGAR Dograph., 188, Meister, D. (1971), Comparative analysis of human reliability models. Bunker Ranio Corporation! N TIS. Mesarovic, M.D. et ah, (1970). Theory of Hierarchical Multilevel Systems. New York: Academic Ptes s. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|