|
Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39100
Автор: Старшенбаум Г.В.
Название: Психотерапия в группе. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Больше выражай себя. Часто мы не осмеливаемся выражать свои мысли и чувства, потому что боимся показаться глупыми. Однако не следует забывать, что группа является идеальным местом, где можно увидеть, что происходит, когда выражаешь то, что чувствуешь. Если что-либо чувствуешь по отношению к группе или к некоторым участникам, обязательно выскажи. Ведь существует большая разница между мыслями про себя и высказываниями вслух.
Не жди. Чем дальше будешь откладывать активное участие в группе, тем труднее будет начать. Не молчи. У молчащего (ей) значительно меньше шансов получить от других участников важные сведения о себе; кроме того, они нередко думают, что ты только наблюдаешь и оцениваешь их. Своим молчанием ты лишаешь других возможности поучиться у тебя. Экспериментируй. Группа является местом, где ты можешь свободно и безопасно разносторонне показать себя. Попытавшись здесь, кое-что сможешь затем перенести в обычную жизнь. Не жди, что все изменится внезапно. Дай себе время изменить себя и свою жизнь в нужном направлении. Ничто не происходит сразу. Избегай советов и задавания вопросов. Твои мысли и чувства, высказанные другому, ценнее любого совета. Спрашивать надо так, чтобы собеседник раскрылся, а не замкнулся или вынужден был защищаться. Обращайся прямо. Не говори о других в группе в третьем лице. К каждому обращайся непосредственно. Не торопись с помощью. Если кто-то говорит о своих наболевших проблемах, не спеши прерывать его и утешать его. Человек совершенствуется, переживая боль, – позволь ему иногда это. Реагируй. Если кто-нибудь говорит что-либо о тебе, реагируй – неважно, положительной или отрицательной будет твоя реакция. Это повышает доверие в группе. Будь открытым (ой) на реакции других. Принимай любые реакции на тебя, а не только приятные тебе. Однако не спеши слишком быстро со всем соглашаться или сразу все отвергать Реагируй на терапевта (ов). Делая это, сможешь лучше понять свои реакции на авторитеты вообще. Не навешивай ярлыки ни на себя, ни на других. Сразу реагируй, если кто-либо смотрит на тебя слишком односторонне. Решай сам (а), насколько раскрываться. Используй опыт группы. Постарайся применять в жизни то, что узнал и чему научился в группе. Для активизации работы используется анкета самооценки участников группы, с помощью которой каждый член группы может оценивать свои действия по 5-балльной системе (Дж. Кори с соавт., 2001) 1. Я стараюсь быть активным членом моей группы. 2. Я готов лично включиться в работу группы и поделиться своими текущими проблемами. 3. Я считаю, что готов попробовать новые способы поведения в этой группе. 4. Я стараюсь выразить свою реакцию на происходящее в группе. 5. Я в силах рассказать о том, что может помешать мне чувствовать себя в группе в безопасности. 6. Я пытаюсь дать другим знать, как они на меня воздействуют в конкретный момент. 7. Я стараюсь ясно представлять себе свои задачи и то, что хочу получить от группы. 8. Я внимательно слушаю окружающих и прямо им отвечаю. 9. Я делюсь своим восприятием других, давая им обратную связь: говорю, какими я их вижу и как они на меня воздействуют. 10. Я в состоянии заявить о моих страхах, сомнениях и тревогах, касающихся участия в работе группы. 11. Я готов участвовать в различных групповых упражнениях. 12. Я в целом охотно посещают сессии группы. 13. Я могу поддержать других, не занимаясь их спасением. 14. Я активно участвую в создании доверительной атмосферы в группе. 15. Я готов выслушать и осмыслить то, что говорят мне другие участники группы о моем поведении, не оправдываясь и не защищаясь. 16. Я пытаюсь приложить уроки, полученные в группе, к жизни за ее пределами. 17. Я отмечаю и выражаю мои реакции по отношению к ведущим. 18. Я не навешиваю ярлыков ни на себя, ни на других членов группы. 19. Я не расспрашиваю других и не даю советов другим участникам. 20. Я беру на себя ответственность за то, что получаю от группы, и за то, что упускаю. Длительно работающая группа проходит через 4 фазы групповой динамики. 1-я фаза – ориентации и зависимости – характеризуется неопределенностью и тревогой, связанной с несоответствием поведения терапевта с ожиданиями участников. В этой фазе можно наблюдать три варианта псевдосплоченности: «хорошо сидим» (псевдоэмоциональная поддержка), «поиск умных ответов и советов» (псевдоинтеллектуальная поддержка), «поиск козла отпущения» (псевдоконфронтация). Функции ведущего на этом этапе группового процесса таковы (Кори,2003; Кочюнас, 2000): • создать безопасную, основанную на взаимном доверии атмосферу; • поощрять участие всех в работе, преодолевать сопротивление; • помочь членам группы установить конкретные индивидуальные цели; • принять потребности группы и обеспечить различные способы деятельности, благодаря которым можно удовлетворить эти потребности; • прояснить принцип разделения ответственности; • показать членам группы, что они несут ответственность за направление и результат работы группы; • обеспечить ту степени структурирования, которая не увеличит зависимость членов группы от консультанта и не приведет к бесцельному блужданию; • поощрять формулирование групповых правил и норм; • обучать участников основным принципам и способам работы в группе, которые увеличат их шансы на продуктивность и высокие результаты; • обучать членов группы базовым межличностным навыкам, таким, как активное слушание и реагирование; • помогать членам группы проживать и прорабатывать собственные страхи и опасения, работать над развитием доверия; • открыто работать с беспокойством клиентов и их вопросами; • поощрять членов группы высказывать то, о чем они думают и что чувствуют в связи с событиями, происходящими в группе; • выражать открытость с членами группы и психологическое присутствие. Во 2-й фазе – переходной – нарастает агрессия к руководителю, которая может сместиться на метод, участника группы, авторитеты вне группы. Начинается борьба за лидерство, распределяются роли, выявляются внутригрупповые конфликты. Члены группы испытывают потребность раскрыться и недоверие к партнерам, для ослабления тревоги используют психологические защиты. На этом этапе ведущий должен не защищаясь, не агрессивно реагировать на стремление членов группы конфликтовать с ним – как с профессионалом и человеком, чтобы помочь участникам: • опознать истоки тревоги и говорить об этом; • увидеть их способы психологической защиты и сопротивления активному участию в группе и обсудить их; • открыто выявлять конфликты в группе и решать их; • стать более автономными и независимыми. Первые две фазы занимают обычно 20– 0% времени существования группы. На эти стадии приходится максимальное число уходов из группы (до половины ее состава). Выделяют причины прекращения терапии, за которые ответственен сам участник: • неспособность выдержать давление других участников, их негативные реакции; • ярко выраженная интровертированность; • боязнь возможного негативного воздействия проблем и нарушений других участников; ригидные психологические защиты; • несовместимость групповой работы с продолжающейся в это время индивидуальной или семейной терапией; • интенсивные соматические (психосоматические) жалобы; • критические обстоятельства в жизни участника. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|