Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164622

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Высокопродуктивной с акмеологической точки зрения считается профессиональная деятельность, отличающаяся высокими показателями качества по основным характеристикам — производительность, оптимальная интенсивность и напряженность, высокая точность и надежность, организованность, стабильность и опосредованность — допускающим квантификацию, преследующая положительные социально значимые цели, сохраняющая здоровье и способствующая прогрессивному развитию.
Исходя из этого, малопродуктивной считается деятельность, если она не отличается высокими показателями качества и производительности, а также если в ней не выражено стремление к достижению положительных социально значимых целей и она не способствует развитию.
Непродуктивной является деятельность, если она характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительные социально значимые цели.
Высокая продуктивность деятельности, присущая профессионалам, нередко является основанием для отождествления профессионализма с профессиональным мастерством. Действительно, между этими базовыми категориями психологии труда и акмеологии много общего, но все же они не тождественны.
Мастерством в психологии труда называется свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных имений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.
Как видно из данного определения, мастерство в содержательном отношении близко к категории профессионализма деятельности, так как во главу угла ставится высокий уровень гибких профессиональных навыков и умений. В то же время в данном определении речь не идет об уровне личностно-профессиональных качеств, хотя очевидно, что система умений и навыков вряд ли может быть сформирована без них. Для того чтобы достигнуть профессионального мастерства, необходимо обладать определенным «личностным потенциалом», или «стартовыми личностными возможностями» — общими и специальными способностями, базовыми знаниями, мотивацией достижений, направленностью на саморазвитие, адекватной самооценкой. Из представленных определений видно, что в содержательном отношении категория «мастерство» является важной составной частью категории «профессионализм», его условием. Таким образом, обретение профессионального мастерства является основополагающим этапом движения к АКМЕ, на основе которого происходит формирование профессионализма деятельности и личности. Данное понимание основных характеристик профессионализма соответствует акмеологическим представлениям о его содержании и является конструктивной основой решения научно-практических задач.
Если деятельность субъекта труда характеризуется высоким профессионализмом, то считается, что у него высокий акмеологический уровень. Это еще одна базисная акмеологическая категория. В настоящее время осуществляется ее уточнение. В работах А. А. Бодалева был предложен методологический ориентир разработки данной категории. По его мнению, если обобщить все сказанное о людях, заслуженно достигающих больших высот в своем гражданском и профессиональном росте, то это люди трезвого интеллекта и «умных» чувств, побуждаемые к выстраиванию и осуществлению жизненных перспектив глубоко ими усвоенными общечеловеческими ценностями и умеющие свои масштабные цели обязательно реализовывать.
В настоящее время при разработке этой категории анализируются данные главным образом на уровне особенного, поэтому ее акмеологическое содержание во многом зависит от специфики профессиональной деятельности. В частности, проведенные прикладные исследования с государственными служащими свидетельствуют, что, помимо отмеченных показателей их акмеологический уровень включает и следующие характеристики:
• высокий уровень профессионализма личности и деятельности;
• наличие системных качеств субъекта деятельности;
• социальная ответственность, гражданская позиция;
• высокие личностные и профессиональные стандарты;
• индивидуальная ресурсность (внутренний потенциал);
• динамичность, склонность к саморазвитию.
Категория «акмеологический уровень» субъекта труда по своему содержанию является конкретизацией и квантификацией категории «профессионализм». Необходимы специальные исследования для ее уточнения и дальнейшей разработки. Следует отметить, что она является одной из ключевых в обосновании важнейшей базисной категории акмеологии — «профессионал».
Как было отмечено ранее, достижение профессионализма в акмеологическом понимании тесно связано не только с обретением профессионального мастерства, но и развитием важнейших личностно-профессиональных качеств (целеустремленности, инициативности, организованности и др.), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности и др.), интеллектуальных качеств, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием. Поэтому становление настоящего профессионала и его профессионализма всегда связано с личностно-профессиональным развитием, которое также рассматривается как базисная акмеологическая категория. Личностно-профессиональное развитие весьма плодотворно изучалось в психологии труда и профессиологии преимущественно в двух проявлениях, таких как:
• профессионально-квалификационное развитие, в основном связанное с обучением и самообразованием, приобретением новых знаний и нового опыта, то есть это не что иное, как повышение профессиональной квалификации;
• профессионально-должностное развитие, проявляющееся в кадровом движении, профессиональной карьере, отражающей рост профессионализма субъекта труда.
Отмечалось, что успешное профессионально-квалификационное развитие далеко не всегда может стать основанием для профессионально-должностного развития, потому что последнее требует специальных способностей, качеств и умений, прежде всего способности к управленческой деятельности, организаторских качеств и умений К тому же уместно было бы отметить, что в соответствии с задачами психологии труда и профессиологии они рассматривалось главным образом на уровне достижения общественно-приемлемого уровня мастерства, поэтому проблема высших профессиональных достижений изучалась недостаточно.
Акмеологическая позиция относительно личностно-профессионального развития иная. Во-первых, преимущественная ориентация на развитие общих и особенных акмеологических инвариантов профессионализма позволяет полагать, что существуют более тесные связи между профессионально-квалификационным и профессионально-должностным развитием, которые во многих случаях обусловливают взаимопереход от первого вида ко второму. Развивающаяся личность, обладающая большим потенциалом и креативностью, как показывают психологические и акмеологические исследования, отличается разнообразием и уровнем сложных частных способностей, в том числе организаторских, и способности к управленческой деятельности.
Во-вторых, в акмеологическом понимании любое личностно-профессиональное развитие должно быть направлено на достижение высших стандартов, а не только общественно-приемлемого уровня мастерства. Такая позиция отразилась на содержании данной акмеологической категории.
Личностно-профессиональное развитие — это процесс развития личности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь