Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 186370

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

56
Тренинг влияния и противостояния влиянию
Я должен превосходить других. Я должна быть великодушной. Я должна быть смелой.
2. Другие должны...
Меня должны любить и не должны критиковать.
Люди не должны просить у меня денег взаймы.
Люди должны создавать вокруг меня атмосферу честности.
Люди должны быть справедливыми.
Все должны считать меня порядочным.
3. Все должны помнить...
Русское «авось пронесет».
Если я долго работал, я больше заслужил.
Будущее важнее настоящего.
Идеи важнее человека.
Если у нас что-то плохо, то это все равно хорошо, потому что это
наше.
Надо подчиниться мнению большинства.
Доброе дело не должно остаться безнаказанным. Работа с собственными иррациональными идеями бывает очень важной для участников. Зачастую им настолько важно точно и «узнаваемо» сформулировать собственные иррациональные идеи, что они теряют ощущение времени и чувство меры.
Сессия анализа иррациональных идей из тренинговой превращается в терапевтическую. Если тренинг длится всего три дня, лучше этого избежать (как это сделать, описано в методической части книги).
3.3. Трудные вопросы манипуляции
В тренинге почти всегда встает проблема этической обоснованности манипуляции. Допустима ли она с этической точки зрения? Бывает ли манипуляция благородной? А с другой стороны, не является ли любое поведение, в котором мы заранее не объявляем своей цели, манипуляцией? Садясь под углом 45 градусов по отношению к собеседнику, заводя с ним «малый разговор» об интересных и милых его сердцу вещах, избегая чрезмерной убедительности в дискуссии, чтобы ему было легче отказаться от собственной первоначальной позиции и т. п., не манипулируем ли мы нашим собеседником? Ведь мы не заявляем ему, что сейчас мы так поставим стул, выберем такую позу и такой взгляд, который будет располагать его к доверительным отношениям, что в следующую минуту мы начнем говорить о чем-то интересном и прият-

Глава 3. Манипуляция как вызов к скрытой силовой борьбе
57
ном для него, чтобы наладилась непринужденная психологическая атмосфера, которая будет способствовать достижению согласия в последующем «большом разговоре», не объявляем ему, что постараемся создать у него впечатление, что он самостоятельно пришел к противоположным выводам в процессе обсуждения? Коль скоро это так, мы совершаем скрытое действие, а следовательно, тайно от него способствуем возникновению у него определенных чувств, мыслей и намерений. Иными словами, манипулируем им. Если мы раскроем тайну, то эффективность наших усилий окажется ниже, и поэтому мы решаем не сообщать ему заранее о наших маневрах, то есть выбираем манипуляцию. Если мы признаем, что все наши действия по отношению к другим проникнуты манипуляцией, то каковы критерии допустимой, благородной и недопустимой, неблагородной манипуляции? Рассмотрим эти вопросы последовательно.
Вопрос 1: Допустима ли манипуляция с этической точки зрения?
Г. К. Смит выделял четыре способа понимания людей: умозрительный, артистический, практический и эмпирический. Практическое понимание — это «способность одного человека влиять на другого и изменять его поведение желаемым образом» (Смит Г. К., 2001. С. 8). Если проанализировать приводимые Смитом примеры, то практическое понимание — это осознанная или неосознанная манипуляция2.
«Мы с моим братом Терри собирались вместе провести каникулы в Монреале... Я решил, что мою машину мы брать не будем. Поскольку он старше и не живет дома, его было бы сложно убедить; кроме того, он упрям. Я предложил взять мою машину и рассказал ему обо всех ее неисправностях... Терри решил, что мы поедем на его машине» (Смит Г. К., 2001. С. 9).
По Смиту, «желание практического понимания не сводится, конечно, только к ситуациям эксплуатации. Матери хочется, чтобы ее больной ребенок принял лекарство, мужу — чтобы его полная жена меньше ела, учителю — чтобы студент учился, а терапевту — чтобы его клиент был более уверенным. Общим во всех этих отношениях является их нацеленность на то, чтобы произвести незамедлительное и объективное изменение в другом человеке (Смит Г. К., 2001. С. 9).
По мнению известного специалиста в области психологии манипуляции Е. Л. Доценко, манипуляция во многих ситуациях является
2 Смит подчеркивает, что практик действует неосознанно, не систематично, незавершенно (Смит Г. К., 2001. С. 9). Можно предположить, что практическое понимание включает и манипуляцию, и психологическую игру как неосознаваемую манипуляцию.

58____________________________Тренинг влияния и противостояния влиянию
оправданной. «Почему-то принято считать, что манипуляция — это плохо. Вы помните, зачем красавица Шехерезада расказывала сказки своему грозному повелителю Шахриару? С помощью манипуляции она в течение почти трех лет (!) спасала от смерти не только себя, но и самых красивых девушек своей страны... Не только во времена сказок «1001 ночи», но и в нашей обыденной жизни манипуляция выполняет роль средства мягкой защиты от самодурства правителей, перегибов руководителей, дурного характера коллег или родственников, недружественных выпадов со стороны тех, с кем случайно довелось общаться (ДоценкоЕ.Л., 1996. С. И).
Манипуляция все же предпочтительнее, чем физическая расправа или прямое принуждение.
Е. С. Доценко, 1996. С. 66
В известных рассказах Льва Толстого для детей взрослые постоянно манипулируют детьм и.
ПРИМЕР___________________Рассказ для детей Льва Толстого «Косточка»
«Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал».
Отец использовал манипуляцию с «невинным» обманом для того, чтобы испугать мальчика и добиться от него невольного признания. Манипуляция имела успех, и мальчик был осмеян за свой страх и свое признание. Вынужденная честность получила отрицательное подкрепление.
Такой способ поведения со стороны отца вряд ли можно назвать вполне цивилизованным. Ребенок в следующий раз будет хитрее: теперь он получил модель манипуляции и сможет сам использовать ее, еще до того, как она будет использована против него. У каждого чело-



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Критика»
  • Августин. ИСПОВЕДЬ
  • Притча «13 фраз о жизни»
  • Притча «От Меня это было»
  • Притча «Формула Любви, Ненависти и Равнодушия»
  • Притча «15 причин»
  • Притча «Один Бог - твой»
  • Притча «Ради любви»
  • Притча «Дружба»
  • Притча «Один час твоего времени»
  • Притча «Торопись неспеша»
  • Притча «Прощание»
  • Притча «Тогда тебе в противоположную сторону»
  • Главный Редактор. Поздравление с днем Рождения
  • Притча «Дорогому человеку»
  • Притча «Вечный спор и разговор»
  • Притча «17 мыслей о Любви»
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Притча «Учиться нечему»
  • С. Шабанов, А. Алешина. Управление эмоциями других и манипуляции
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Притча «Правильно и неправильно»
  • Притча «Письмо»
  • Бион У.Р. Нападения на связь
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Джон Готтман. Четыре признака грядущего развода
  • Что мать может посоветовать дочери, начинающей жить самостоятельно.
  • Притча «Москиты»
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «Имя моего ангела»
  • Эрих Фром говорил…
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Егор Горд. Упражнения для развития уверенности в себе
  • Типичные ошибки в проведении собеседования.
  • Притча «Слова любимому человеку»
  • Лао-Цзюнь. РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ
  • Притча «Ты философ»
  • Каким способом можно сделать отворот себя от парня?
  • Притча «Как научиться разбираться в людях?»
  • Екатерина Наркевич. Больше тебя не...
  • «Шамати», Статья 1. Нет никого кроме Него. Услышано в первый день недели Итро (6 Февраля 1944 г.)
  • Притча «Где искать заработок?»
  • Притча «Злая правда...»
  • Притча «Карандаш»
  • Главный Редактор. Расскажу- ка тебе я о счастье
  • Притча «Почему»
  • Притча «Выбор за тобой»
  • Притча «Успех»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь