|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58369
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Диссертационные исследования
Алексеева Е. В. Проявление ответственности подростков в со-владании с жизненными проблемами. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2002. Замулина Л. В. Возможности предшкольной психодиагностики в прогнозировании успешности учебной деятельности младших школьников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2005. Крюкова Т. Л. Психология совладеющего поведения в разные периоды жизни. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2005. Марковская И. М. Диагностика и тренинг взаимодействия родителей с детьми. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. Порошинская Т. Л. Психологическая служба в негосударственном учреждении: система психологического сопровождения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. Сарапулова М. А Личностно-смысловое отношение к людям с нарушениями развития и его формирование у будущих специалистов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Иркутск, 2005. Усанова О. Н. Психологические основы взаимодействия субъектов психологической помощи детям с проблемами в развитии. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. Литература Байярд Р. Т., БайярдД. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 1991. Балабанова Е. С. Тендерные различия стратегий совладания с жизненными трудностями // Социальные исследования. 2002. № 11. С. 26-35. Белопольская Н. Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия. СПб., 2002. С. 244-255. 62 Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб., 2002. Гл. 1,4. Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н. Как разорвать замкнутый круг. Принципы и методы социально-психологической реабилитации подростков с асоциальным поведением. СПб., 2004. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. № 1. С. 16-24. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами развития. СПб.: Речь, 2001. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького ребенка СПб.: Речь, 2002. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. М., 1993. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., 2001. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб., 2002. ' Психо-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л. М. Шипициной. СПб., 2002. Социальное сиротство в современной России. Аналитический доклад / Под ред. А. А. Реана. М., 2002. Тулупъева Т. В. Помощь себе: психологическая защита у подростков // Психология современного подростка / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., 2005. Глава 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ИХ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ГОТОВНОСТЬЮ РОДИТЕЛЕЙ ИМЕТЬ РЕБЕНКА. ПЕРИНАТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. РОДЫ 3.1. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ДО ЕГО ЗАЧАТИЯ Традиционно принято рассматривать биологические и социально-психологические факторы, оказывающие влияние на психическое развитие ребенка. Биологические факторы, которые нужно предусмотреть до рождения ребенка, с тем чтобы предупредить психические проблемы его развития, таковы: • наследственные заболевания отца, матери и членов их родительских семей; • собственное здоровье, его коррекция при подготовке к зачатию (особое внимание к источникам инфекции); • психическое и физическое состояние в период, предшествующий зачатию;- • возраст будущих родителей. Социально-психологические факторы: • готовность и желание иметь ребенка у каждого из родителей, а не решение каких-либо проблем с помощью рождения ребенка (например, сохранение брака, устранение эмоциональной неудовлетворенности, урегулирование жилищных вопросов и т. п.); • бытовые и экономические возможности семьи; • взаимоотношения в семье и позиции будущих родителей в отношении воспитания ребенка. 64 Согласно точке зрения А. И. Захарова, генетика поведения родителей (их образ жизни, поведенческие пороки) во многом определяют проблемы развития будущего ребенка. Вопрос о наследуемости генетики поведения остается спорным, так как существующие по этому вопросу данные противоречивы. Поиски ответа на этот вопрос в настоящее время осуществляются, прежде всего, через наблюдения за приемными детьми, близнецами. По имеющимся данным, вклад наследственности в совершение преступных деяний составляет от 0 до 50%; в возникновение маниакально-депрессивного психоза — в 60-80% случаях; шизофрении — в 40-90% случаев; алкоголизма — от 0 до 60%. В качестве фактора, оказывающего влияние на психическое развитие будущего ребенка, отдельно выделяется инстинкт материнства (отцовства). Инстинкт материнства находится в противоречии с инстинктом самосохранения, который ярко проявляется в стремлении к самоутверждению, к социальным достижениям. С актуализацией материнского инстинкта он (инстинкт самосохранения), как правило, угасает: основным мотивом поведения и жизнедеятельности женщины становится забота о будущем ребенке, о его благополучном развитии. Если же доминирует инстинкт самосохранения, то и в в период беременности женщина не считает приоритетом вынашивание ребенка, руководствуется рациональным подходом к беременности («надо»), моральным долгом. Эмоционального контакта с развивающимся в ее утробе ребенком не возникает. Причины, по которым у женщины не развивается инстинкт материнства, различны. В одних случаях он целенаправленно подавляется женщиной, которая видит основной смысл жизни в успешной карьере и формирует в своем сознании Я-образ бизнес-леди, не обремененной семьей и детьми. В других случаях он не развивается, так как чрезмерно развит у родителей. Например, мать, которая не может «отпустить» свою 65 дочь, т. е. не дает ей возможности развиваться в соответствии с ее жизненными потребностями и способностями, подавляет ее материнские инстинкты. Эти отношения получили название: «дочь, прикованная цепью к матери». С. Харрис отмечает, что многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью — одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же — иметь рояль и быть пианистом. На развитие материнского инстинкта влияют18: • прообраз материнства в родительской семье; • установка на рождение ребенка; • положительный отклик на беременность; • нежность к будущему ребенку; • чрезмерно усиленный инстинкт материнства приводит к «неврозу материнства». 3.2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДО РОДОВ Предметом исследования и особого внимания в дородовой диагностике являются: • наследственные заболевания в семьях супругов; • врожденные аномалии родителей; • наличие в анамнезе женщины 3-х выкидышей подряд; • возраст женщины старше 35 лет, отца — старше 44 лет; • получение супругом (супругой) повышенной дозы радиации. Дородовый скрининг заключает в себе: • УЗИ; 18 Подробнее см.: Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С.31-36. 66 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|