Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57033

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Подводя итоги, можно утверждать, что имеющееся в литературе мнение о неблагополучии неполной семьи не нешло убедительных доказетельств в нашем исследовании. Условно благополучные семьи, воспитывающие детей-подростков с отцом и без отца, можно отнести к реальным нормальным семьям, так как они эффективно совладают с возникающими трудностями, способствуют успешной социализации детей. В целом, нами не установлено, что совладающее поведение явно продуктивнее в полных семьях.
54
Вероятно, структура семьи (полнота) выступает как фактор, но не как предиктор выбора членами семьи совладеющего поведения.
Мы обнаружили, что семьи с разной структурой (полная и неполная) испытывают различные трудности, являющиеся для них стрессорами. В полных семьях все отмеченные родителями трудности связаны с их детьми-подростками, концентрируются на дет-ско-родительских отношениях. В неполных же семьях по степени глубины переживания и сложности совладания с трудностями преобладают экстремальные трудности. Потерю отца, развод, рождение ребенка женщиной без мужа (стигма) семья переживает дольше и интенсивнее, чем нормативный стресс.
Следовательно, семьи, воспитывающие детей с отцом и без отца, хотя и различаются по уровню переживания трудностей, похожи по содержанию и сфере внутрисемейных отношений, в которой они чаще всего возникают.
Выявленные семейные ресурсы в полных и неполных семьях имеют больше сходства, чем различий. Наиболее значимыми являются здоровье, финансовое положение, семейная сплоченность, семейные традиции, поддержка родственников и друзей, что представляет собой несомненный фактор благополучия любой семьи.
Переживаемые трудности активизируют совладающее поведение членов семьи. Мы выяснили, что модели совладания в полных и неполных семьях характеризуются следующими особенностями: совладающее поведение матерей подростков при обеих структурах семьи активно, проблемно-ориентированно, направлено на разрешение трудных ситуаций. В целом, закономерности совладеющего поведения родителей и подростков сходны. Однако матери из неполных семей реже, чем матери из полных семей, используют эмоционально-ориентированный копинг. У матерей, самостоятельно воспитывающих ребенка, уровень эмоционального самоконтроля выше, чем в другой выборке, также у них наблюдаются стремление к поиску социальной поддержки, ощущение усталости от выполнения активной воспитательной роли «за двоих», что является спецификой одиночного воспитания ребенка в неполной семье при отсутствии мужской поддержки. Но иногда отсутствие мужской поддержки становится фактором более успешного совладания в неполной семье («энергетизирует», мобилизует семью).
Принятие на себя родителями основной активности и ответственности в совладании, разрешение трудностей «вместо подрос-
55
тка» и в то же время их избегание не позволяют подростку усваивать эффективные копинг-стратегии в полных семьях. В неполных семьях присутствие в совладании матери проблемно-ориентированного копинга не уводит ребенка от выбора непродуктивного совладания . Если мать активно использует эмоционально -ориенти -рованный копинг, то есть при решении проблем застревает на переживании своей беспомощности и невозможности справиться с ситуацией, это является отрицательным примером для формирования моделей копинг-поведения подростка.
Подростки, участвующие в нашем исследовании, преимущественно выбирают продуктивный стиль совладания с трудными ситуациями и гневом, отличаются низким уровнем враждебности. Но совладающее поведение подростков из полных и неполных семей имеет различия: дети, воспитывающиеся без отца, реже обращаются за поддержкой к друзьям и нередко ищут ее у матери, с которой существуют симбиотические отношения. Это может существенно затруднять сепарацию подростка от родителей, представляющую собой важный и необходимый этап возрастного развития.
В целом, можно заключить, что в неполных семьях наблюдается тенденция продуктивного совладания с жизненными трудностями, что делает такие семьи вполне успешными. Нужно сказать и о том, что выбор социального копинга у подростков, воспитываемых обоими родителями, выше. Значит, дети, воспитываемые без отца, получают социальную поддержку, в основном, у матери, с которой существуют симбиотические отношения.
Родительское отношение к подросткам (установки воспитания) и в полных, и в неполных семьях сбалансировано, возможные негативные установки, как мы выяснили, имеют нормативную выраженность . В неполных семьях симбиоз является видимой родитель -ской установкой: практически все матери в своем отношении к ребенку демонстрируют симбиотические связи, которые говорят о стремлении матери и подростка в такой семье видеть друг в друге ресурс для совладания с переменами и тяготами жизни. Родительская установка симбиоз имеет двоякое влияние: эта переменная объясняет выбор как продуктивного, так и непродуктивного стиля совладающего поведения подростками.
В неполных семьях при отсутствии отца структура и выраженность некоторых копинг - стилей матерей значимо отличается от со -владающего поведения матерей из полных семей (они чаще выби-
56
рают избегание и реже — эмоционально-ориентированный стиль совладания). Особенностью и спецификой одиночного воспитания ребенка без мужа является потребность матери в поддержке, поиске ее со стороны друзей, родственников и детей. Матери обеспечивают адаптивное поведение своей семьи, вероятно, за счет использования своих ресурсов. Они устают от выполнения родительской роли за двоих, поэтому естественна их потребность иногда уйти от решения проблемной ситуации, отвлечься, отдохнуть. Здесь существует противоречие: с одной стороны, эти матери активно совладают с трудностями и лучше контролируют свои эмоции (не дают себе волю), с другой стороны, они, испытывая перегрузки, используют стиль избегание. Это подтверждает необходимость разработки и внедрения поддерживающих программ для неполной семьи и женщины - матери.
СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЛИДЕРСТВО КАК ФАКТОРЫ СОВЛАДАНИЯ В СЕМЬЕ
Данные явления семейной жизни относятся к процессам групповой динамики, которые характеризуют семью как малую группу. Кроме них в рамках групповой динамики семейной группы рассматривают процессы межличностной и ролевой дифференциации, поляризацию мнений, групповое влияние, например, давление, конформизм как его следствие и т. д.
Социальная власть — это степень влияния членов группы (семьи) друг на друга (Д. Френч, Б. Рейвен, 1977).
Лидерство — это отношения доминирования и подчинения, вли -яния, следования в системе межличностных отношений в группе.
Д. Майерс (1996) определяет лидерство как один из примеров силы личности, процесс, посредством которого определенные индивидуумы мобилизуют и ведут за собой группу.
Посредством лидерства осуществляются координация индивидуальных усилий членов группы, организация их действий (иногда совершенно спонтанно, иногда в какой-то степени программиро-
57
ванно), наконец, управление людьми. Но все это происходит исключительно на неформальной основе, в рамках стихийно складывающихся неофициальных межличностных взаимоотношений.
Желание быть лидером присуще немалому числу людей. Но не всякому удается свою мечту осуществить. Особенно нелегко это сделать в семье, где отношения близкие, а общение очень интенсивное. Суть проблемы в том, что в качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Редактор. Стихи детям - Не обижайте матерей
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Романова Светлана Витальевна. Буклет «День Матери»
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотреблением психоактивными веществами для особенных подростков.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Барышникова Анастасия Николаевна. «Развитие мужских качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста через детский туризм»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Гильмитдинова Л.Н. Костюк А.М.. Методическая разработка. Краткосрочный проект в старшей группе «День матери»
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Рослякова Татьяна Александровна. Формирование позитивного самоотношения у подростков
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Федорова Виктория Андреевна. Конспект развлечения с мамами в подготовительной группе «ДЕНЬ МАТЕРИ»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь