|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20836
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский Разделы лекции XXII
Перейдем теперь к разделам текста лекции, которые я предложил озаглавить. В общей сложности их - восемь. 1. Бегство либидо. Либидо в поисках удовлетворения делает первый шаг и наталкивается на преграду - «Versagung», вето. Пути симптоматики с этой преграды и начинаются. И в первой, начальной фазе оно бежит от реальности к прошлому - либо вымышленному, фантазийному, либо к более раннему состоянию либидо. 2. Конституция и переживание. С этим вопросом мы уже сталкивались. Фрейд пытается выяснить, чем образование симптома обязано конституциональным факторам, а чем - непосредственно пережитому опыту. 3. Детские сексуальные переживания. Путь регрессии ведет к первым переживаниям детства. О них я скажу позже. 4. Удовлетворение, находимое в симптоме. Феноменологию симптома Фрейд противопоставляет его истине: если первая предполагает наличие страдания, то во второй кроется либидинозное удовлетворение, доставляемое субъекту симптомом. Данный раздел обосновывает лака-новское понятие наслаждения, поскольку в нем говорится об удовлетворении, которое с удовольствием не совпадает. Истерический симптом, принося удовлетворение, переживается при этом в форме неудовольствия, что и оправдывает введение нового термина, которым эта связь удовлетворения и неудовольствия могла бы быть обозначена, -таким термином и стало лакановское «наслаждение» {jouissance). Понятие это, на первый взгляд, несколько загадочно. Я до сих пор помню, как еще' давно, во время одной из моих поездок в Соединенные Штаты, президент Американской ассоциации психоанализа настойчиво меня расспрашивал: «Г-н Миллер, мол, нам сейчас объяснит, что такое "наслаждение" у Лакана». Я помню, что ответил тогда: «Нет, я вам этого объяснять не стану», - потому что они к тому времени уже успели замучить меня своими вопросами. Но я вполне мог бы ответить ему и иначе: «Очень просто: прочтите две страницы четвертого раздела Лекции XXIII». Следующие три раздела посвящены фантазии: 5. Фантазия и реальность. 6. Первичные фантазии. 7. «.Bedeutung» симптома, фиксация. Последний, 8-й раздел можно, следуя его теме, озаглавить так: Творчество и искусство как инверсия симптоматического пути. Разделы 5, 6 и 7 посвящены прошлому. Либидо возвращается к прошлому определенным путем, на котором и создается симптом. Прошлое это, на самом деле, носит характер фантазии, что и приводит Фрейда к убеждению в наличии психической реальности. Четвертый раздел получает здесь смысл, ибо, как утверждает Фрейд, «удовлетворение реально». Прошлое может быть и фантазией, но удовлетворение - оно реально. Мне кажется, что здесь уже намечена противоположность между реальным удовлетворением и фантазиями прошлого. По-моему, никакой натяжки в этом не будет. В части 8 происходит возврат к реальности, так как художник создает произведения, которые располагаются в этой реальности. Этот последний путь ведет от реальности психической к реальности внешней. Это уже почти переход от симптома к фантазии - с выходом по ту сторону фантазии - и возврат к внешней реальности. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|