Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72386

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

фригидность, икота, кашель и другие психогенные расстройства. При этом первичная общеневротическая симптоматика выступает как вторичная, как реакция личности на свою болезнь (вторичная психогения). Системные неврозы, например такие, как заикание и энурез, могут способствовать невротическому развитию личности. Энурез нередко представляет трудности в военно-врачебной экспертизе, так как наблюдаются случаи его рецидива во время адаптационного периода военной службы. При постановке диагноза следует учитывать указания на энурез в анамнезе, наличие общеневротической симптоматики и общую характеристику личности больного.
Длительность затяжных общих и системных неврозов различна — от нескольких месяцев до нескольких лет. Симптоматика может исчезать (спонтанно или в результате лечения) и рецидивировать, приобретать характер невротического развития, которое наблюдается при часто рецидивирующем, с неполными ремиссиями, и хроническом течении невроза. Развитие невроза характеризуется резистентностыо организма больных к терапии и перестройкой структуры личности в виде новых стереотипов поведения и эмоциональных реакций защитной направленности, изменения установок, иерархии мотивов. Выделяют астенический, истерический, психастенический, ипохондрический, субдепрессивный (с пессимистической оценкой своего настоящего и будущего) варианты
невротического развития.
В целом образ жизни и реакции больного на бытовые и производственные обстоятельства приобретают стереотипный «невропатический» характер, болезненное состояние превращается в привычный способ существования, ухода от преодоления трудностей, защиты от них, способ привлечения внимания и сочувствия окружающих с использованием примитивных защитных форм поведения. Невротическому развитию личности нередко свойственна эгоцентрическая установка со снижением способности к сопереживанию, чувства долга, ответственности, заботы о близких, то есть наблюдается снижение высших чувств, вопреки утверждениям больных об обратном. Следовательно, можно считать достоверным существование невротического дефекта как последствия рецидивирующего и хронического течения невроза.
Симптоматика общих неврозов нередко напоминает симптоматику ситуационной декомпенсации психопатий, неврозоподобных форм соматогенной патологии и органических поражений головного мозга, непсихотическую стадию шизофрении и других психозов, а симптоматика системных неврозов — клиническую картину соматических заболеваний в функциональный период
Дифференциальный диагноз проводят на основе комплексной оценки анамнеза, причинных факторов, психопатологической и соматоневрологической симптоматики, течения процесса, эффективности терапии, социально-трудовой реабилитации.

РЕАКТИВНЫЕ ПСИХОЗЫ
Реактивные психозы, или психотические состояния, развивающиеся вследствии психической травмы, вначале были описаны как «психозы страха», «тюремные психозы», «психозы помилования», сопровождающиеся помрачением сознания, галлюцинаторными и бредовыми переживаниями (С. С. Корсаков, 7893; С. А. Суханов, 1915; К. Kleist, 1915, и др.). С. С. Корсаков (1893) отмечал, что резкая и внезапная психическая травма способна вызвать психическое расстройство наподобие шока (спутанности, подавления сознания, оцепенения, ступора), а длительная психическая травматизация — медленно развивающиеся психические расстройства, в том числе и бредовые. Параноидные и галлюцинаторно-параноидные психозы нередко возникают вследствие сенсорной и социальной депривации, одиночества и иноязычного окружения (О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, 1972).
Выделяют (Н. И. Фелинская, 1968; Н. Е. Бачериков, 1980) шоковые реактивные психозы (реактивную спутанность, фугиформную и параноидную реакции, патологический аффект, реакцию «короткого замыкания», ступор), подострые реактивные психозы (сумеречное состояние, истерические психозы — псевдодеменцию, пуэрилизм, синдромы— Ганзера, бредоподобных фантазий, «одичания», депрессию, параноид и галлюциноз), затяжные реактивные психозы(параноидный и галлюцинаторно-параноидный синдромы, индуцированное помешательство, паранойяльные состояния).
Шоковые реактивные психозы возникают непосредственно вслед за внезапным психотравмирующим воздействием — угрожающей или непереносимо тяжелой ситуацией. Психическая травма выступает как физиогенный фактор, подавляющий психофизиологические функции, личностную переработку ситуации и исключающий ра- циональное поведение. Поэтому для всех вариантов шоковых реактивных психозов характерно выключение или помрачение сознания, преимущественно по сумеречному типу, сопровождающееся заторможенностью (оцепенением, ступором) или психомоторным возбуждением с выраженными вегетативно-сосудистыми проявлениями. Течение психоза кратковременное — в пределах нескольких часов или суток; после выхода из него отмечаются полная или частичная амнезия психотического состояния и явления астении.
Для каждого варианта шокового реактивного психоза, наряду с общими, свойственны некоторые свои признаки (Н. И. Фелинская, Ю. К. Чибисов, 1972). Реактивное возбуждение характеризуется, помимо помрачения сознания, аффектом страха, дрожанием тела, нецеле-направленным бегством (фугиформной реакцией), агрессивными и разрушительными действиями. При реактивной спутанности отмечаются хаотическое психомоторное возбуждение, аффект гнева, страха, отчаяния, бессвязность речи, самоповреждения, отрывочная бредовая продукция. Патологический аффект сопровождается агрессивными



396

397

действиями, обычно направленными на определенного человека, явившегося источником травмы. У больных наблюдается бредовое восприятие и понимание окружающего. Реакция «короткого замыкания» характеризуется кратковременным помрачением сознания у больных с аутоагрес-сией или (реже) агрессией.
Реактивный ступор — состояние оцепенения с выключением или расстройством сознания по сумеречному типу. Выделяют следующие разновидности реактивного ступора: 1) с преобладанием страха (в ми-мике выражение ужаса); 2) с выключением эмоций («эмоциональный паралич»); 3) депрессивный (со скорбной мимикой и позой); 4) истерический (с демонстративной и вычурной симптоматикой); 5) галлю-цинаторио-параноидный; 6) вялоастенический («пустой» ступор с му-
тизмом).
Подострые реактивные психозы возникают в условиях постепенно формирующейся психотравмируюшей ситуации, протекают до нескольких месяцев, их симптоматика отражает не только реакцию на психическую травму, но и преморбидную структуру личности в виде совокупности того и другого. Это отчетливо проявляется при истерических психозах. Однако резкой границы между острыми и подострыми психозами установить нельзя, так как в большинстве случаев при подостро развивающихся реактивных психозах отмечается изменение сознания —по типу сумеречного его помрачения или аффективного сужения.
Реактивное сумеречное состояние отличается от подобного шокового большей длительностью (до недели и более). Возникает на фоне психотравмируюшей ситуации, содержание которой отражается в психопатологических переживаниях, мимике и поведении (выражение отчаяния, тревоги, двигательное беспокойство).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.
  • Сензитивность; sensus
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Ананкастический синдром; Аnаnkastic
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Гуггенбюль-Крейг Адольф - Эрос на костылях. Eros on Crutches
  • Слабость Я. Отказ от выражения личностной позиции, отсутствие проверки на реалистичность. Реакция 0k
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Анкета тревожности ребенка
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Навязчивое Я Sch±0
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Леонова Надежда Михайловна. Проект «Не выгорать»
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Прокрастинация закодирована в генах
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Притча «Два типа людей»
  • Доброта. Тенденция +e
  • Отыгрывание; acting out
  • Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Никитина Анна Валерьевна. «Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»
  • Стремление спрятаться. Тенденция -hy
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Экстраверсия; Extraversion; Extraversion
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Воображаемое; imaginary
  • Притча «Четыре типа людей»
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Гурджиев Г., Успенский П. Методика эннеаграммы
  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Венгер А.Л. О понятии "психологический синдром"
  • Литвинова Т.В. Лжецы, мошенники, интриганы
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Этическая двойственность. Тенденция ±e



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь