Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122890

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 535
Профессиональный эталон — субъективное представление о психологических качествах и поведении человека, способствующих эффективному выполнению профессиональной де¬ятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами деятельности. Образ Я — здесь: обобщенное субъективное предстезление о своих собственных личнос¬тных, в том числе профессиональных качествах.
Профессиональная деформация личности — процесс и результат влияния на личност¬ные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной де¬ятельности, осуществляемой в течение длительного времени.
выступает инструментом преобразования общественных отношений и чело-века как результата, носителя и творца этих отношений.
Профессионализация — это одна из сторон социализации и, следователь-но, развития личности. Предполагается, что фактором, конституирующим процесс развития личности в зрелом возрасте, является именно профессио-нальный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни (Рябикина 3. И., 1996). При этом центральным противоречием, обеспечивающим развитие личности, является противоречие между обра¬зом Я и этим эталоном. Было обнаружено, что стереотипный, схематизиро-ванный профессиональный эталон делает невозможной полноценную ин-теграцию личностного опыта, а профессиональное становление в этом случае является даже препятствием для развития личности. Развитию лич-ности способствует только индивидуализированный, то есть принятый лич-ностью с учетом ее индивидуальных особенностей профессиональный эта-лон, поскольку он «выражает аутентичное природе конкретного человека целеполагание» (Рябикина 3. И., 1996, с. 9).
Энн Роу обнаружила, что в каждой группе профессий, существенно отли-чающихся по своему содержанию, выявляется характерный образец пове-дения и установок личности.
«Так, представителям группы сервиса свойствен интерес к людям, их взаимоотношениям. Они относятся к другим мягко, заботливо, участливо, любят оказывать окружающим помощь и поддержку, воспитывать их... Главная отличительная особенность представителей технических профес¬сий — интерес к интеллектуальной деятельности, прежде всего в области математики, искусство и гуманитарные науки занимают таких людей в малой степени. Поведение этих профессионалов отличается напряженнос-тью, тревожностью. Они не любят находиться в центре внимания... Психо-логи, в отличие от других, отдают меньшую дань интеллектуализму, их больше интересуют взаимоотношения людей и сами люди. Эта черта свойст¬венна и антропологам. Для биологов же характерна ограниченность соци¬альных контактов, некоторый рационализм и т. п.» (цит. по: Борисо¬ва Е. М., 1981, с. 161-162).
Влияние профессиональной деятельности человека на формирование у него устойчивых образцов поведения и мышления отражает соответст-вующий термин — «профессиональная деформация личности».
Смена профессиональной деятельности
Одной из серьезных проблем, с которой могут сталкиваться люди в пери-од средней взрослости, является смена места работы или даже профессио-нальной деятельности. Период экономического кризиса, сопровождающий-

536 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 пег)
ся массовыми увольнениями в связи с сокращением производства, привел к появлению нового в нашей стране за последние семь десятилетий феноме¬на — безработицы.
Число безработных неуклонно растет: если в 1992 безработных было око¬ло 4 млн. человек, то в 1998-м — около 9 млн. при 85,5 млн. трудоспособно¬го населения (Российский статистический ежегодник, 1999).
Для многих людей среднего возраста потеря работы в наших условиях становится подлинной жизненной катастрофой. В связи с этим многие люди в нашей стране заняты поиском места работы, вынуждены переучи¬ваться или выполнять работу не по профессии, что неизбежно отражается и на семейных отношениях.
Особенности поведения в семейной жизни
В семейной жизни у большинства людей к этому времени также проис-ходят значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жиз-ни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями.
Взаимоотношения с супругами
Непрочность отношений между супругами в развитых странах стала уже «притчей во языцех». Количество разводов постоянно растет, причем при-чины этого явления еще недостаточно изучены. Обнаружено, однако, что в трудные в экономическом отношении времена частота разводов уменьшает-ся и поднимается в периоды экономического благополучия. На частоту раз-водов оказывают влияние и другие факторы: политический, религиозный, расовый (Ароне К., 1995).
Похоже, что сохранение брака к тому моменту, когда супруги достигают среднего возраста, стало скорее исключением, чем правилом, поскольку доля разводящихся мужчин и женщин до 40 лет составляет около 75%. Однако и длительность брачных отношений не является гарантией от раз-вода: в браках продолжительностью 20 лет и более удельный вес разводов составляет 11,6%. Любовь как мотив вступления в брак также не является прочной основой для его сохранения: 48,5% служащих и 43,5% рабочих, вступивших в брак по любви, оценивают его как неудавшийся (Молодая семья..., 1991).
Факторы, оказывающие влияние на чувство удовлетворенности браком и, следовательно, его устойчивость, многочисленны. Это:
— длительность брака — показано, что удовлетворенность браком, высо¬кая вначале, достигает минимума к 12-18 годам совместной жизни, а затем снова начинает расти (Алешина Ю. Е., 1985);
— удовлетворенность своей работой и степень участия супруга в домаш-них делах — здесь имеется положительная корреляция с удовлетвореннос-тью браком;
— супружеская совместимость, которая включает в себя духовную, личностную, семейно-бытовую и физиологическую совместимость (Обозо-ваА. Н., 1983);
— более крупные группы факторов — демографические и экономичес¬кие характеристики семьи, характер жизнедеятельности супругов вне се¬мьи, поведение и установки по отношению к жизнедеятельности самой се-

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 537


Удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степенью личной автономии суп¬ругов.
мьи (домашним обязанностям, досугу), отношения между супругами (взгляды и интересы, любовь, верность и т. д.) (Гурко Т. А., 1987).
Интересные в этом отношении дан¬ные приводит С. И. Голод: оказалось, что удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степе¬нью личной автономии супругов: при полной автономии максимально удов¬летворены браком 48,7%, удовлетворены 24,1% и не удовлетворены 2,9% человек, при отсутствии автономии максимально удовлетворены 8,5%, удовлетворены 29,1% и не удовлетворены 57,1% (Голод С. И., 1998).
Разводы приводят к повторным бракам, возникновению неполных се¬мей, одиночеству или сожительству, пик которого приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни. В повторные браки после развода вступает 25% мужчин и 23,3% женщин (Голод С. И., 1998).
В последние десятилетия растет количество одиноких матерей с детьми от юридически неоформленных отцов — семей так называемой материнс¬кой модели. Число детей, родившихся у женщин вне брака, возросло с 10,57% в 1970 г. до 26,95% в 1998 г. (от общего числа родившихся) (Рос¬сийский статистический ежегодник, 1989).
Взаимоотношения с детьми
Важным моментом в жизнедеятельности людей среднего возраста явля-ются отношения со взрослыми детьми. Основные хлопоты родителей связа-ны с перестройкой отношений со вступившими в брак детьми, оказанием им материальной помощи, помощи в обретении ими собственного жилья и с уходом за их маленькими детьми (внуками).
Как это ни странно, но в наших экономических условиях материально помогают детям даже семидесятилетние родители — 33% мужчин и 41% женщин (Потанина Ю. А., 1999). Около 52% находящихся в среднем возра-сте женщин помогают своим детям растить ребенка до достижения им трех-летнего возраста (Молодая семья..., 1991).
Взаимоотношения с родителями
Еще одним важным аспектом жизнедеятельности человека в этом возра-сте является оказание помощи престарелым родителям и уход за ними. Основная проблема здесь — это здоровье пожилых родителей. Ухудшивше-еся в последние годы обеспечение населения медицинской помощью приве-ло к тому, что в настоящее время 53% мужчин и 74% женщин в возрасте около 70 лет субъективно оценивают свое здоровье как «плохое», при этом из них на учете в поликлинике или диспансере состоят 54,7% мужчин и 42,7% женщин (Потанина Ю. А., 1999).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь