Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121978

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 535
Профессиональный эталон — субъективное представление о психологических качествах и поведении человека, способствующих эффективному выполнению профессиональной де¬ятельности. Профессиональный эталон определяет оценку происходящих событий, выбор стиля поведения, удовлетворенность собой и результатами деятельности. Образ Я — здесь: обобщенное субъективное предстезление о своих собственных личнос¬тных, в том числе профессиональных качествах.
Профессиональная деформация личности — процесс и результат влияния на личност¬ные свойства человека специфических особенностей определенной профессиональной де¬ятельности, осуществляемой в течение длительного времени.
выступает инструментом преобразования общественных отношений и чело-века как результата, носителя и творца этих отношений.
Профессионализация — это одна из сторон социализации и, следователь-но, развития личности. Предполагается, что фактором, конституирующим процесс развития личности в зрелом возрасте, является именно профессио-нальный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни (Рябикина 3. И., 1996). При этом центральным противоречием, обеспечивающим развитие личности, является противоречие между обра¬зом Я и этим эталоном. Было обнаружено, что стереотипный, схематизиро-ванный профессиональный эталон делает невозможной полноценную ин-теграцию личностного опыта, а профессиональное становление в этом случае является даже препятствием для развития личности. Развитию лич-ности способствует только индивидуализированный, то есть принятый лич-ностью с учетом ее индивидуальных особенностей профессиональный эта-лон, поскольку он «выражает аутентичное природе конкретного человека целеполагание» (Рябикина 3. И., 1996, с. 9).
Энн Роу обнаружила, что в каждой группе профессий, существенно отли-чающихся по своему содержанию, выявляется характерный образец пове-дения и установок личности.
«Так, представителям группы сервиса свойствен интерес к людям, их взаимоотношениям. Они относятся к другим мягко, заботливо, участливо, любят оказывать окружающим помощь и поддержку, воспитывать их... Главная отличительная особенность представителей технических профес¬сий — интерес к интеллектуальной деятельности, прежде всего в области математики, искусство и гуманитарные науки занимают таких людей в малой степени. Поведение этих профессионалов отличается напряженнос-тью, тревожностью. Они не любят находиться в центре внимания... Психо-логи, в отличие от других, отдают меньшую дань интеллектуализму, их больше интересуют взаимоотношения людей и сами люди. Эта черта свойст¬венна и антропологам. Для биологов же характерна ограниченность соци¬альных контактов, некоторый рационализм и т. п.» (цит. по: Борисо¬ва Е. М., 1981, с. 161-162).
Влияние профессиональной деятельности человека на формирование у него устойчивых образцов поведения и мышления отражает соответст-вующий термин — «профессиональная деформация личности».
Смена профессиональной деятельности
Одной из серьезных проблем, с которой могут сталкиваться люди в пери-од средней взрослости, является смена места работы или даже профессио-нальной деятельности. Период экономического кризиса, сопровождающий-

536 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 пег)
ся массовыми увольнениями в связи с сокращением производства, привел к появлению нового в нашей стране за последние семь десятилетий феноме¬на — безработицы.
Число безработных неуклонно растет: если в 1992 безработных было око¬ло 4 млн. человек, то в 1998-м — около 9 млн. при 85,5 млн. трудоспособно¬го населения (Российский статистический ежегодник, 1999).
Для многих людей среднего возраста потеря работы в наших условиях становится подлинной жизненной катастрофой. В связи с этим многие люди в нашей стране заняты поиском места работы, вынуждены переучи¬ваться или выполнять работу не по профессии, что неизбежно отражается и на семейных отношениях.
Особенности поведения в семейной жизни
В семейной жизни у большинства людей к этому времени также проис-ходят значительные изменения. Наиболее важные проблемы семейной жиз-ни связаны с отношениями между супругами, с взаимоотношениями со взрослыми детьми и престарелыми родителями.
Взаимоотношения с супругами
Непрочность отношений между супругами в развитых странах стала уже «притчей во языцех». Количество разводов постоянно растет, причем при-чины этого явления еще недостаточно изучены. Обнаружено, однако, что в трудные в экономическом отношении времена частота разводов уменьшает-ся и поднимается в периоды экономического благополучия. На частоту раз-водов оказывают влияние и другие факторы: политический, религиозный, расовый (Ароне К., 1995).
Похоже, что сохранение брака к тому моменту, когда супруги достигают среднего возраста, стало скорее исключением, чем правилом, поскольку доля разводящихся мужчин и женщин до 40 лет составляет около 75%. Однако и длительность брачных отношений не является гарантией от раз-вода: в браках продолжительностью 20 лет и более удельный вес разводов составляет 11,6%. Любовь как мотив вступления в брак также не является прочной основой для его сохранения: 48,5% служащих и 43,5% рабочих, вступивших в брак по любви, оценивают его как неудавшийся (Молодая семья..., 1991).
Факторы, оказывающие влияние на чувство удовлетворенности браком и, следовательно, его устойчивость, многочисленны. Это:
— длительность брака — показано, что удовлетворенность браком, высо¬кая вначале, достигает минимума к 12-18 годам совместной жизни, а затем снова начинает расти (Алешина Ю. Е., 1985);
— удовлетворенность своей работой и степень участия супруга в домаш-них делах — здесь имеется положительная корреляция с удовлетвореннос-тью браком;
— супружеская совместимость, которая включает в себя духовную, личностную, семейно-бытовую и физиологическую совместимость (Обозо-ваА. Н., 1983);
— более крупные группы факторов — демографические и экономичес¬кие характеристики семьи, характер жизнедеятельности супругов вне се¬мьи, поведение и установки по отношению к жизнедеятельности самой се-

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 537


Удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степенью личной автономии суп¬ругов.
мьи (домашним обязанностям, досугу), отношения между супругами (взгляды и интересы, любовь, верность и т. д.) (Гурко Т. А., 1987).
Интересные в этом отношении дан¬ные приводит С. И. Голод: оказалось, что удовлетворенность людей браком в современной семье связана со степе¬нью личной автономии супругов: при полной автономии максимально удов¬летворены браком 48,7%, удовлетворены 24,1% и не удовлетворены 2,9% человек, при отсутствии автономии максимально удовлетворены 8,5%, удовлетворены 29,1% и не удовлетворены 57,1% (Голод С. И., 1998).
Разводы приводят к повторным бракам, возникновению неполных се¬мей, одиночеству или сожительству, пик которого приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни. В повторные браки после развода вступает 25% мужчин и 23,3% женщин (Голод С. И., 1998).
В последние десятилетия растет количество одиноких матерей с детьми от юридически неоформленных отцов — семей так называемой материнс¬кой модели. Число детей, родившихся у женщин вне брака, возросло с 10,57% в 1970 г. до 26,95% в 1998 г. (от общего числа родившихся) (Рос¬сийский статистический ежегодник, 1989).
Взаимоотношения с детьми
Важным моментом в жизнедеятельности людей среднего возраста явля-ются отношения со взрослыми детьми. Основные хлопоты родителей связа-ны с перестройкой отношений со вступившими в брак детьми, оказанием им материальной помощи, помощи в обретении ими собственного жилья и с уходом за их маленькими детьми (внуками).
Как это ни странно, но в наших экономических условиях материально помогают детям даже семидесятилетние родители — 33% мужчин и 41% женщин (Потанина Ю. А., 1999). Около 52% находящихся в среднем возра-сте женщин помогают своим детям растить ребенка до достижения им трех-летнего возраста (Молодая семья..., 1991).
Взаимоотношения с родителями
Еще одним важным аспектом жизнедеятельности человека в этом возра-сте является оказание помощи престарелым родителям и уход за ними. Основная проблема здесь — это здоровье пожилых родителей. Ухудшивше-еся в последние годы обеспечение населения медицинской помощью приве-ло к тому, что в настоящее время 53% мужчин и 74% женщин в возрасте около 70 лет субъективно оценивают свое здоровье как «плохое», при этом из них на учете в поликлинике или диспансере состоят 54,7% мужчин и 42,7% женщин (Потанина Ю. А., 1999).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь