Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122891

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

532 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

Процедурные знания — знания типа «как», т. е. знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями.
Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки — освоенные до степени автоматизма системы движений как операции в структуре пред-метной деятельности человека.
«Прикидка по опыту» — способ решения задачи, основанный на срав-нении ее условий и требований с личным опытом решения аналогичных задач в прошлом.
Богатство опыта взаимодействия с объектами физического мира, зафик-сированное в системе социальных значений, не только вооружает человека декларативными и процедурными знаниями, но и, как это ни странно, по-зволяет ему лучше понимать других людей.
В связи этим взаимодействие человека с объектами физического мира определяется, с одной стороны, характерными для этого возраста морфо-функциональными изменениями, а с другой — накопившимся опытом и сформированными навыками.
Здесь следует вспомнить, что взаимодействие человека с физическим окружением не является реактивным, а имеет предметный характер. Сен-сомоторные навыки и операции в течение жизни развиваются именно в процессе предметной деятельности.
В связи с этим можно сделать вывод, что характер взаимодействия чело-века с объектами физического мира представляет собой результат приспо-собления накапливаемого опыта взаимодействия с данным классом объек-тов как к индивидуальным характеристикам человека, так и к его возрастным изменениям.
Человек в этом возрасте вынужден считаться с уменьшением физичес¬кой силы, замедлением деятельности нервной системы, утратой гибкости и эластичности скелетно-мышечной системы, ослаблением зрения. С другой стороны, накопленный опыт позволяет ему точнее рассчитывать свои уси-лия, извлекать из памяти более разнообразные варианты решений при ме-няющихся обстоятельствах, точнее предугадывать развитие событий. На передний план выступает общая осведомленность человека и то, что назы-вают «прикидкой по опыту» (Крайг Г., 2000, с. 771).
Особенно это относится к профессиональной деятельности человека.

Опытный музыкант, стеклодув, стоматолог, водитель, пилот, охот-ник, токарь, машинист и т. д., про-игрывая молодым в скорости и силе, компенсирует этот проигрыш накопленными знаниями и умени¬ями.
К периоду средней взрослости человек достигает профессионального мастерства благодаря накопленным знаниям и умениям.

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 533
Специфика возраста
Именно к периоду средней взрослости люди достигают мастерства во многих профессиях, связанных с взаимодействием с физическими объектами и системами. Например, для достиже¬ния мастерства в профессии ткачихи необходим опыт работы до 10 лет и более (Борисова Е. М.). То же можно сказать и о многих других рабочих профессиях. Между прочим, именно рабочие профессии связаны с наиболее тесным взаимодействием с физическими объектами мира, а доля рабочих в общей массе работающих в нашей стране составляет около 60% (Российский статистический ежегодник).
К этому возрасту у человека накапливается большой опыт взаимодей-ствия и с теми объектами, которые не входят в круг его профессиональной деятельности. Понятно, что чем шире у человека круг интересов, интенсив-нее и разнообразнее контакты с объектами физического мира, тем разносто-роннее и богаче будут его «знания по знакомству». Здесь опыт определяется личными предпочтениями, предубеждениями и социальными установками.
Люди могут избегать контактов с некоторыми вещными объектами про-сто потому, что эти контакты, по их мнению, не соответствуют их полу, возрасту, этнической принадлежности, социальному статусу. Например, мужчина (чаще нарциссического типа) может за всю жизнь так и не на-учиться пользоваться утюгом, разделывать рыбу, шить иголкой потому, что он считает эти занятия недостойными его,
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Труд — фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Отличительной характеристикой данного вида дея-тельности является утилитарность ее целей.
Свободная деятельность — здесь: альтернативная труду деятельность человека, направленная на достижение внутренних творческих целей, дос-тижение которых способствует удовлетворению его социальных и духовных потребностей. Она имеет культурный, свободный и творческий характер.
Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрос-лых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему оста-ется труд. Труд — это вид деятельности, однако не всякая деятельность, связанная с созданием материальных и духовных благ, является трудом. Понятие «труд» больше связывается с утилитарными, внешними для чело-века целями. В отличие от труда, в так называемой свободной деятельнос¬ти преобладают внутренние социотворческие цели.
«Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие логи¬ке своего развития цели внутренние,— там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством следующих функций: удовлетворение социальных и духовных потребнос-тей, культурная, человекотворческая, свободотворческая,— в данном слу¬чае мы имеем дело со свободной деятельностью» (Яшин Г. А., 1996, с. 7).

534 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ
Профессионал — человек, который ус-пешно адаптировался к профессии и овла¬дел психологическими средствами труда. Профессиональная адаптация — при¬способление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физи¬ческим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (со¬держанию труда, организации производ¬ства, системе оплаты, распорядку и инст¬рукциям) и социальным (групповым цен¬ностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям).
Таким образом, труд — это в боль¬шей мере преодоление себя, подчи¬нение внешним целям, в то время как свободйая деятельность — это самореализация, самоактуализация. С этим теоретическим положением вполне согласуются данные соци¬ологического исследования (1996): 49% опрошенных относятся к труду как к печальной необходимости (Ка-ариайнен К., Фурман Д. Е.), и не ис¬ключено, что те, кто не представля¬ет себе жизни без труда (27%), реализуют в нем свои внутренние цели.
Свобода и несвобода в профессиональной деятельности делает соотноси-мыми понятия «труд» и «игра».
Как в труде есть доля игры, так и в игре есть доля труда. Все дело — в мере сопротивления объекта труда человеку: чем оно жестче, тем данный вид трудовой деятельности тяжелее и напряженнее; чем более «проницаем» объект труда для субъекта, тем больше игрового момента содержит в себе данная трудовая деятельность (Яшин Г. А., 1996).
Профессионализм
При удачном выборе профессиональной деятельности человек к зрелому возрасту накапливает в своей профессиональной области такой опыт, что объект труда становится для него максимально «проницаемым», а свою работу он выполняет «играючи».
Профессионал — это человек, который успешно адаптировался к профес-сии и овладел психологическими средствами труда.
Профессиональная адаптация означает:
т вхождение человека в ролевую структуру группы;
— принятие человеком всех компонентов профессиональной деятельнос-ти: ее задач, предмета, способов, средств, результатов и условий;
— приспособление не только человека к профессии, но и профессии к человеку (Маркова А. К., 1996, с. 79).
Профессионализм человека означает также овладение психологически¬ми средствами труда: операциями и действиями, а также более крупными их объединениями — способами, приемами, навыками и умениями; «тех-никами» — совокупностью приемов, умений, навыков, применяемых для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессио-нального общения; технологиями, которые означают планирование психо-логической стороны производственного процесса и подчинение поставлен-ным системам целей его содержания и методов, контроль за достижением поставленных целей (Маркова А. К., 1996, с. 82).
Профессионализация и развитие личности
Особенность трудовой деятельности человека заключается еще и в том, что в процессе труда происходит не только преобразование внешнего мира, приспособление его к разнообразным потребностям человека. Труд



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь