|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122891
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке 532 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
Процедурные знания — знания типа «как», т. е. знания об операциях и способах действия с декларативными знаниями. Сенсомоторные навыки или просто моторные навыки — освоенные до степени автоматизма системы движений как операции в структуре пред-метной деятельности человека. «Прикидка по опыту» — способ решения задачи, основанный на срав-нении ее условий и требований с личным опытом решения аналогичных задач в прошлом. Богатство опыта взаимодействия с объектами физического мира, зафик-сированное в системе социальных значений, не только вооружает человека декларативными и процедурными знаниями, но и, как это ни странно, по-зволяет ему лучше понимать других людей. В связи этим взаимодействие человека с объектами физического мира определяется, с одной стороны, характерными для этого возраста морфо-функциональными изменениями, а с другой — накопившимся опытом и сформированными навыками. Здесь следует вспомнить, что взаимодействие человека с физическим окружением не является реактивным, а имеет предметный характер. Сен-сомоторные навыки и операции в течение жизни развиваются именно в процессе предметной деятельности. В связи с этим можно сделать вывод, что характер взаимодействия чело-века с объектами физического мира представляет собой результат приспо-собления накапливаемого опыта взаимодействия с данным классом объек-тов как к индивидуальным характеристикам человека, так и к его возрастным изменениям. Человек в этом возрасте вынужден считаться с уменьшением физичес¬кой силы, замедлением деятельности нервной системы, утратой гибкости и эластичности скелетно-мышечной системы, ослаблением зрения. С другой стороны, накопленный опыт позволяет ему точнее рассчитывать свои уси-лия, извлекать из памяти более разнообразные варианты решений при ме-няющихся обстоятельствах, точнее предугадывать развитие событий. На передний план выступает общая осведомленность человека и то, что назы-вают «прикидкой по опыту» (Крайг Г., 2000, с. 771). Особенно это относится к профессиональной деятельности человека. Опытный музыкант, стеклодув, стоматолог, водитель, пилот, охот-ник, токарь, машинист и т. д., про-игрывая молодым в скорости и силе, компенсирует этот проигрыш накопленными знаниями и умени¬ями. К периоду средней взрослости человек достигает профессионального мастерства благодаря накопленным знаниям и умениям. ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 533 Специфика возраста Именно к периоду средней взрослости люди достигают мастерства во многих профессиях, связанных с взаимодействием с физическими объектами и системами. Например, для достиже¬ния мастерства в профессии ткачихи необходим опыт работы до 10 лет и более (Борисова Е. М.). То же можно сказать и о многих других рабочих профессиях. Между прочим, именно рабочие профессии связаны с наиболее тесным взаимодействием с физическими объектами мира, а доля рабочих в общей массе работающих в нашей стране составляет около 60% (Российский статистический ежегодник). К этому возрасту у человека накапливается большой опыт взаимодей-ствия и с теми объектами, которые не входят в круг его профессиональной деятельности. Понятно, что чем шире у человека круг интересов, интенсив-нее и разнообразнее контакты с объектами физического мира, тем разносто-роннее и богаче будут его «знания по знакомству». Здесь опыт определяется личными предпочтениями, предубеждениями и социальными установками. Люди могут избегать контактов с некоторыми вещными объектами про-сто потому, что эти контакты, по их мнению, не соответствуют их полу, возрасту, этнической принадлежности, социальному статусу. Например, мужчина (чаще нарциссического типа) может за всю жизнь так и не на-учиться пользоваться утюгом, разделывать рыбу, шить иголкой потому, что он считает эти занятия недостойными его, СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Труд — фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Отличительной характеристикой данного вида дея-тельности является утилитарность ее целей. Свободная деятельность — здесь: альтернативная труду деятельность человека, направленная на достижение внутренних творческих целей, дос-тижение которых способствует удовлетворению его социальных и духовных потребностей. Она имеет культурный, свободный и творческий характер. Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрос-лых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения. В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему оста-ется труд. Труд — это вид деятельности, однако не всякая деятельность, связанная с созданием материальных и духовных благ, является трудом. Понятие «труд» больше связывается с утилитарными, внешними для чело-века целями. В отличие от труда, в так называемой свободной деятельнос¬ти преобладают внутренние социотворческие цели. «Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие логи¬ке своего развития цели внутренние,— там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством следующих функций: удовлетворение социальных и духовных потребнос-тей, культурная, человекотворческая, свободотворческая,— в данном слу¬чае мы имеем дело со свободной деятельностью» (Яшин Г. А., 1996, с. 7). 534 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ Профессионал — человек, который ус-пешно адаптировался к профессии и овла¬дел психологическими средствами труда. Профессиональная адаптация — при¬способление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физи¬ческим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (со¬держанию труда, организации производ¬ства, системе оплаты, распорядку и инст¬рукциям) и социальным (групповым цен¬ностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям). Таким образом, труд — это в боль¬шей мере преодоление себя, подчи¬нение внешним целям, в то время как свободйая деятельность — это самореализация, самоактуализация. С этим теоретическим положением вполне согласуются данные соци¬ологического исследования (1996): 49% опрошенных относятся к труду как к печальной необходимости (Ка-ариайнен К., Фурман Д. Е.), и не ис¬ключено, что те, кто не представля¬ет себе жизни без труда (27%), реализуют в нем свои внутренние цели. Свобода и несвобода в профессиональной деятельности делает соотноси-мыми понятия «труд» и «игра». Как в труде есть доля игры, так и в игре есть доля труда. Все дело — в мере сопротивления объекта труда человеку: чем оно жестче, тем данный вид трудовой деятельности тяжелее и напряженнее; чем более «проницаем» объект труда для субъекта, тем больше игрового момента содержит в себе данная трудовая деятельность (Яшин Г. А., 1996). Профессионализм При удачном выборе профессиональной деятельности человек к зрелому возрасту накапливает в своей профессиональной области такой опыт, что объект труда становится для него максимально «проницаемым», а свою работу он выполняет «играючи». Профессионал — это человек, который успешно адаптировался к профес-сии и овладел психологическими средствами труда. Профессиональная адаптация означает: т вхождение человека в ролевую структуру группы; — принятие человеком всех компонентов профессиональной деятельнос-ти: ее задач, предмета, способов, средств, результатов и условий; — приспособление не только человека к профессии, но и профессии к человеку (Маркова А. К., 1996, с. 79). Профессионализм человека означает также овладение психологически¬ми средствами труда: операциями и действиями, а также более крупными их объединениями — способами, приемами, навыками и умениями; «тех-никами» — совокупностью приемов, умений, навыков, применяемых для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессио-нального общения; технологиями, которые означают планирование психо-логической стороны производственного процесса и подчинение поставлен-ным системам целей его содержания и методов, контроль за достижением поставленных целей (Маркова А. К., 1996, с. 82). Профессионализация и развитие личности Особенность трудовой деятельности человека заключается еще и в том, что в процессе труда происходит не только преобразование внешнего мира, приспособление его к разнообразным потребностям человека. Труд Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|