|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121979
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Люди с высоким самоуважением, напротив, ведут себя независимо по отношению к «репутации», хотя и учитывая ее. Они «приукрашивают» себя в вербальной самоподаче и играют кооперативно, если их «партнер» считает их эгоистом, и, напротив, играют на выигрыш, если информация, имеющаяся у партнера, характеризует их как благородных (Baumeister R., 1982).
Таким образом, при исследованиях Я-образа и Я-концепции человека следует учитывать феномен самопрезентации. Кроме того, следует иметь в виду, что существуют различия в субъективной значимости содержания «Я-концепции». Одни и те же по своему содержанию знания о себе у раз-ных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, что использование в индивидуальной психодиагностике универ-сальных содержательных измерений (параметров) «Я-концепции» может приводить к ошибочным заключениям (Анастази А., 1982, т. 2, с. 221). Один из путей повышения достоверности диагностических заключе¬ний — это отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров «Я-концепции», позволяющих уменьшить вероятность ошибки. ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 529 Другой путь — использование методов, позволяющих выделить значи¬мые измерения у данного субъекта. Достоверность диагностических заклю¬чений в консультативной и психотерапевтической практике повышается за счет введения в поле зрения диагноста смысла того или иного аспекта «Я-концепции» для обследуемого. Это достигается путем анализа той субъек-тивной роли, которую у данного человека играют усматриваемые им в соб-ственном «Я» черты в процессе достижения значимых для него мотивов и целей (Сталин В. В., 1983). Психологические теории Подводя итоги рассмотрению Я-концепции зрелых личностей, снова обратимся к описанию уровневых характеристик самосознания по Э. Эриксону. Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия — зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумы¬ваться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных де¬тей — он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности челове-честву не выработалось, сосредоточивается на самом себе, и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт. РЕЗЮМЕ В период средней взрослости Я-концепция личности обогащается новы¬ми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуацион¬ные отношения и вариации самооценок и детерминирует все взаимодей¬ствия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате возникновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генерирования концеп-туального ядра личности. Сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступны-ми индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей. Для самооценки периода ранней взрослости характерна тенденция уси-ления когнитивного компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное от-ношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Число частных самооценок сокращается, самооценка приобретает обобщенный характер и в различных ситуациях проявляется «проекция» этой общей самооценки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация. Я-образ динамически гармо¬нично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.). В связи со сменой ролей, происходящей в этом возрасте, многим людям свойственна «стратегия са-моподачи» и «самопрезентации», которая сказывается на «социальной со-ставляющей» их Я-образа. У самоактуализированной личности развивается эффективная Я-концеп-ция, а для пограничных состояний характерна «диффузность самоидентич-ности», или расколотое самосознание. Г ГЛАВА 5 ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 40-60 лет человек оказывается в ус-ловиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональ¬ный опыт, дети выросли, и отношения с ними приобрели качественно но¬вый характер, состарились родители, и им требуется помощь. В организме человека начинают происходить закономерные физиологические измене¬ния, к которым ему также приходится приспосабливаться: ухудшается зре¬ние, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, который многие из них физически и психологически переносят крайне тяжело. Кроме того, в этом возрасте, у многих впервые, начинают появляться серьезные проблемы со здоровьем. Эти новые жизненные обстоятельства заставляют человека задуматься о том, что значительная часть жизни уже пройдена, а возможностей и реаль-ного времени для самореализации остается все меньше. Последнее особенно верно в отношении мужчин, поскольку по статистическим данным средняя продолжительность жизни у них соответствует 61 году (у женщин — 73 года) (Российский статистический ежегодник). Следовательно, в сорок лет мужчина знает, что он прожил уже в два раза больше того, что ему осталось. Все эти факторы являются важнейшими основаниями для субъективно¬го осмысления ситуации, оценки результатов и построения на их основе своего поведения и деятельности. Следует обратить внимание на то, что поведение человека определяется именно значением для данного субъекта всех произошедших к этому периоду жизни событий и актуальной ситуа¬ции в целом. В литературе дискутируется вопрос о том, является ли данный возраст критическим или нет. Г. Крайг приводит очень оптимистическую цитату из работы Галлахера (Gallagher, 1993), который, опираясь на данные статис-тических исследований, проведенных в США, утверждает, что «лучший возраст для человека — 50 лет» (Крайг Г., 2000, с. 750). Нельзя забывать, что эти данные были получены именно в США — экономически стабильной стране (в период исследований) с высоким уровнем жизни, развитым здра-воохранением и системой социальной поддержки людей. Думается, что тот же автор пришел бы к несколько иным выводам, стол-кнись он со статистическими данными, полученными в последние годы в ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ■ 531 нашей стране, где в 1998 году среднедушевой доход в 2000 рублей и более в месяц имели всего 7,5% людей (у остальных он был меньше (!)) при смехо¬творном официальном прожиточном минимуме в 715 рублей для трудоспо¬собного населения, а покупательная способность по сравнению с 1997 годом упала на 40% (Российский статистический ежегодник, 1999). Субъективная тяжесть переживаний человека или, наоборот, чувство удовлетворенности в этом возрасте в немалой степени зависит от того соци-ального и экономического контекста, в который вписываются естественные возрастные изменения этого периода жизни. Кроме того, на них оказывают влияние и индивидуальные особенности человека. Гипертимы, несомнен¬но, переживают в том числе и данный период жизни качественно иначе, чем, например, личности дистимического типа. Гипертим — личность гипертимного типа. Центральными свойствами личности данного типа являются: оптимизм, повышенный фон настроения, активность, общительность, инициативность, авантюристичность, соци-альная гибкость и легкость в общении, некоторая поверхностность в меж-личностных отношениях, необязательность, легкое отношение к вопросам морали. Тяжело переносят одиночество, дисциплину и ограничение их ак-тивности. Дистимический тип личности — ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безынициативность, стремление к ограниче¬нию социальной активности и социальных контактов, серьезность этичес¬кой позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность пси-хического темпа. Все-таки в целом более достоверной выглядит характеристика поведе¬ния человека в этом возрасте, которую дают Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вей-лант. Если возраст в 33—39 лет можно охарактеризовать как возраст «бури и натиска», когда семейное счастье теряет свое очарование, все силы вклады-ваются в работу, достигнутое кажется недостаточным и человек ощущает как бы возврат отрочества, то в 40—60 лет картина его жизни претерпевает существенные изменения. В 40—42 года человек переживает некий взрыв в середине жизни, у него создается впечатление, что жизнь проходит зря, появляются первые при-знаки утраты молодости и ослабления здоровья. В 43—50 лет наступает новое равновесие, усиливается привязанность к семье, сохраняется ощущение потенциала для развития личности. После 50 лет на передний план выступает переживание зрелости, а семейная жизнь и успехи детей становятся источником удовлетворения. В этот возра¬стной период человек все чаще обращается к вопросу о смысле жизни и ценности сделанного (Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю., 1981). ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ФИЗИЧЕСКИМ МИРОМ Декларативные знания — знания типа «что», т. е. знания об объектах и явлениях окружающего мира описательного характера. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|