Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46538
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Мы можвм сказапъ, чпо опкрытле сиспемы харакжризуюжя чепыръмя крипе-риями (1) Там еспъ поглощение и выделение вещеста и энергии (2) Там сущеспву-етдоспижвние и поддержание устойчивого (гомеосгтпического) состяния, пак чгт впоржЕние внешней энергии не будетсерьезно подрывапъ внупреннюю форму и порядок (3) Обычно пам со временем увеличивается упорядоченности, чгт происходит из-за увеличения сложноспи и дифференциации частгй (4) Наконец, по крайней мере на уровне человека, пам еспъ экспансивное взаимодействие с окружением15
Все пеории рассмаприваютличноспъ как опкрыпую систгму, но не доспигают согласия ни опиоситгльно акценпа, который должен делапъся на каждом из крипери-ев, ни опиоситгльно количеспва принимаемых крипериев 1 Материальный и энергетический взаимообмен Проспейшая форма S—R-neopuu до пикой стгпени конценприруетвнимание на эпом критгрии, чпо фактически исклю-чаетвсе оспальные По супы, она говорищ чпо спимул входищ а реакция испускается (исходип) Конечно, между эпими полюсами находится механизм суммации, хранения и задержки Но для пого чпобы изобразит* функционирование личноспи, необходимо изучит, полько два главных полюса Некоторые формы методологического позипивиз-ма продвигаются еще на шаг дальше и говорящ чпо мы можем обходипъся совсем без поняпия личноспи, если сосредоточим внимание на измерениях спимульного входа и поведенческого выхода 2 Гомеостаз Как мы видели в предыдущих главах, многие выдающиеся пеории мопивации и научения опираются на допущение, чпо личноспъ — это процесс удовлетворения попребноспей, снижения напряжения и пем самым поддержания го-меоспапического равновесия Таким образом, весь ход развипия человека можетрас-смапривапъся проста как расширение сферы применения принципа, объясняющего терморегуляцию, баланс объема крови и содержания в ней сахара на уровне физического пела Личноспъ — эта попыпка сбалансировапъ внупреннее и внешнее давление для пого, чпобы доспичъ состояния покоя или равновесия Все пеории попребноспей и квазимеханические объяснения научения признаютэпоткриперий Большинство нынешних пеории личноспи полностью принимаетво внимание эпи два первых пребования опкрыпой сиспемы Они учипывают взаимообмен вещеста и энергии и пенденцию организмов поддерживапъ организацию элементов в устойчивом состоянии Таким образом, они скорее подчеркиваютеппбилъноспъ, а не развипие, «снижение неопределенности» (информационная пеория), а не пворчеспво Короче, они подчеркивают существование, а не становление Эпи пеории биологичны в пом смысле, что приписываютличноспи только две черпы опкрыпой сиспемы, которые явно присутгпвуютво всех живых организмах Однако еспъ еще два криперия, не акцентируемые позипивиспскими концепциями человеческой личноспи 3 Возрастание порядка во времени Некоторые пеории верно подчеркиваютпен-денцию человеческой личноспи выходит, за пределы устойчивых состояний и выра-бапывапъ свой внупренний порядок, даже ценой нарушения равновесия Таковы пеории изменяющихся энергий (глава 9) и функциональной автономии (глава 10) Эпи 15 Эти критерии взяты из различных работ по теории систем Четыре критерия хорошо соответствуют тому, что Шарлотта Бюлер назвала «базовыми тенденциями жизни» (Buhler Ch Theoretical observations about life's basic tendencies// American Journal of Psychotherapy 1959 Vol 13 P 561—581, Idem Basic tendencies of human life theoretical and clinical considerations // Sinn und Srm em philosophisches Symposion / Ed by R Wisser Tubingen Niemeyer, 1960) 458 Структура и развитие личности концепции учипываютнепресппнное увеличение целей человека в жизни и их мор-фогенепическое влияние на сисгшму как целое Концепция гомеостгза полезна для краткосрочной «ориенпации на мишень», но совершенно не адеквапиа для объяснения ингшгрирующего понуса, лежащего в основе «ориенппции на цель»16 Многие из рассмопренных нами в этой и предыдущих главах пеорий придают значение эпому критгрию, например, принцип первичноспи поведения, выдвинупый Вудворжом в противовес главенспву попребностл, а пакжв докприны самоакпуализа-ции Гольдштгйна и индивидуации Юнга Можно вспомнипъ и мопивы развипия Мас-лоу, протлвопоспавляемые им мотлвам нужды Сюда же опиосится эго-психология с ее вниманием к автономной и свободной отконфликтг мопивации Акцентна компе-тгнпиоспи у Уайтг, согласованности Яу Леки, поиск иденпичноспи у Эриксона, спиль жизни у Адлера, чувспво забопы о себе у Мак-Дугалла — все ориентированы на эпот критгрий Эпи формулировки хопъ и различаются между собой, но все обнаруживают «движение» личность в некотором динамическом напоре, который не сводится к бледной функции сохранения гомеостгпического равновесия Они признают распу-щую со временем упорядоченности и рассмаприваютизменение внупри личностл как смещение напряжения, а не его запухание Нетнужды добавляпъ, чпо экзистгнциаль-ная мысль движется в там же направлении 4 Взаимодействие с окружением Первые при критерия видятв личностл само-доспапочную систему, какой она, конечно, является Все авторы признающ что вход и выход энергии способствуют определенному взаимодействию с окружением, но большей часпъю они сосредопочиваютвнимание на «внупренней» систгме Другие авторы опмечают что система личностл опкрыпа окружающему миру шире, чем любая другая система Бесчисленные предмета вызываютинтерес и воспринимаются как вызов Ни одно другое создание, помимо человека, не пытается формировапъ мир и даже внешнее проспранспво по логике своего сердца Человек простлраетсебя пак далеко, что некоторые теории вообще опказывают ся опделяпъ личноспъ отее контекспа Даже крапковременная «сенсорная депривация» (изоляция человека отокружения) вызываетсерьезные личноспиые нарушения Некоторые кульпуры (например, буддийская) рассмаприваютиндивида, общеспво и природу как образующих единый преножник существования, единую сиспему Почему, спрашиваетМэрфи, западная мысль проводитрезкое разделение между человеком и всем остальным"? Возможно, основным фактором является иудео-христланская религия, его усиливаетраспущая роль индивида в индусприальной революции17 По пем или иным основаниям, некоторые авторы настшваютна том, что личноспь — это межличностная система, она сущеспвуеттолъко в своем социальном взаимодейспвии с другими людьми (глава 8) Здесь мы должны резко оспановипься, ибо если мы не будем осторожны, то обнаружим, что изучаем только социальные и кульпурные системы, включающие человека Объектом нашего изучения является пакже нейропсихическая система «под кожей» Это и еспъ собственно сиспема личностл Мы можем придержи в апъся этого положения, не оприцая, по крайней мере, что важной чертой этой системы является ее непрерывное взаимодействие с большими сиспемами и зависимости отних При 16 Ср BullN An introduction to attitude psychology // Journal of Clinical Experimental Psychopathology & Quarterly Review of Psychiatry and Neurology 1960 Vol 21 P 147-150 17 Murphy G Personality a biosocial approach to origins and structure N Y Harper, 1947 P 297 Личность в психологии 459 всех своих развернупых взаимодейстиях с миром, индивид оспиежя отдельной единицей Правильно рассмапривапъ сиспему лично спи как специфический предметпси-хологии, а социальные и кульпурные сиспемы, внупри копорых находится индивид, как специфические предмепы социологии и анпропологии18 Взгляд наличноспъ как на живую сиспему обладаетпем большим доспоинспвом, чпо привлекаетвнимание к спрукпурной связи частых факпов, из каких бы источни-ков они ни были извлечены Так в спру кпуру могу те ойпи биологические знания и гене-пика, номопепические принципы развипия, все достоверные фрагмента квазимеханических законов научения, диапазон индивидуальных различий, гомеоспаз, принципы эго-защипы, экспрессивное поведение — все, чт> достоверно успановлено позипивист ской психологией Но пик как в ценпре нашего инпереса — система, мы должны слипь с эпими данными все другие наши знания об индивидуальности Эпи знания получены из исследований проприапивных функций, образа Я, из конфигурапивного понимания, из экзистгнциального анализа и из многих других источников В рамках «сиспемы» один подход помогаетскоррекпировапъ другой Если пози-пивизм склонен к фрагментации и обезличиванию, эпотуклон можвтсмягчапъся акцентом на личноспиые диспозиции и единспво Все, что валидно в каком-либо подходе, должно быпь приспособлено То, что хорошо в экзистгнциализме, войдете наше систгмное исследование, хопъ мы и не МОЖЕМ согласипъся с его опромепиивым опказом отвсех методов, кроме феноменологии И пик оно и идет Неплодотворно упверждапь один подход к личноспи за счет других Личноспъ являепся многосторонней и пребуетмногих путгй и подходов Не-прудно будетпримирипъ их, если мы будем рассмапривапъ все данные из любых источников как дополняющие наши знания об отдельной органической сиспеме И мы подозреваем, что именно здесь можетпроизойпи примирение психологии и философии Систгма — это поняпие, созвучное большей часпи философии, ибо упорядоченности в природе всегда была предметом философии В то время как психология все больше говорите том, как систгма личноспи спрукпурирована, мы МОЖЕМ предоспавипь слово философии и теологии, чтобы они, насколько смогущ связали эпи находки с порядком мироздания Перспективы В данной книге проведен обзор исследований и пеорий, касающихся психологической природы человеческой личноспи В ходе нашего обзора мы пытглись сделапъ рамки психологической науки более гибкими, чтобы она больше не исключала прямого изучения индивидуальности На первой спранице чипатгля предупреждали, что ему придепся постоянно пе-ремещапься между номотгпической и идиографической точками зрения Мы спирались раскрыпъ не только то, почему личноспъ (в общем) являепся интгресной тгмой для изучения, но и то, почему Уолпер (в часпиоспи) сам по себе привлекателен Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|