Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122902

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА
Я-образ гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразу-ется в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития дру-гих личностей (детей, учеников, младших сослуживцев и т. д.).
В зрелом возрасте сокращение реального времени самоактуализации идеальной Я-концепции человека требует ее реорганизации. Сбалансиро-ванное соотношение Я-реального и Я-идеального преобразуется в усиление значимости Я-реального.
«Несостоятельность» реальной Я-концепции (ее непозитивное оценива-ние) «отдаляет» в личностном пространстве и времени идеальный Я-образ.
Следствием этого может быть:
1. Попытка избавиться от идеального Я-образа (блокировать его).
2. Попытка рационализировать неадекватный реальный Я-образ.
3. Попытка найти замену неприемлемому Я-образу с помощью защитного Я-образа (иногда из арсенала патологических защит).

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ НА СТРУКТУРУ САМООЦЕНКИ


В среднем возрасте проблемы здоровья все больше начинают обращать на себя внимание. Организм человека становится все более уязвим для

524 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
различных заболеваний. Заболевая или наблюдая за болезнью своих близ-ких, люди средних лет чаще переживают кризисные ситуации.
К болезням, которые чаще всего поражают людей среднего возраста, от-носятся сердечно-сосудистые и онкологические заболевания.
Механизмы развития
При кризисных жизненных ситуациях центральным психологическим механизмом измене¬ний личности выступает перестройка в иерархии мотивов в связи с главным мотивом сохране¬ния жизни.
Независимые составляющие самооценки находятся в иерархическом соподчинении, опре¬деляющемся тем, какую личностную значимость имеет то или иное оцениваемое качество. Если меняются актуальные мотивы человека, то из глобальной самооценки выделяется ее ситуаци¬онный аспект.
В качестве модели кризисной жизненной ситуации можно рассмотреть онкологическое заболевание. Такую ситуацию характеризуют: неопределен-ность прогнозов на будущее, страх смерти, необходимость длительного ле-чения, возможно связанного с оперативным вмешательством, и в связи с этим — боязнь страданий.
Суть этого личностного кризиса — предполагаемый крах жизненных ожиданий человека. У людей в подобных ситуациях происходит становле-ние новых ценностей и оценочных категорий, изменяется иерархия моти¬вов, в самооценке начинают превалировать новые аспекты.
Изучение организации самооценки онкологических больных и здоровых людей проводилось в исследовании А. Ш. Тхостова и А. Д. Степанович (1987). Эксперимент проводился с помощью модифицированного варианта методики изучения самооценки Дембо—Рубинштейн.
Предлагался набор из 32 самооценочных шкал. Их подбор основывался на анализе литературы по психологическим особенностям онкологических больных. В отдельных характеристиках-шкалах фиксировались имеющие¬ся в литературе черты портрета онкологического больного. При подборе шкал уравнивалось число характеристик, относящихся как к внешним мо¬ментам, не зависящим от человека, его активности, контроля (красота, удачливость), так и к внутренне контролируемым (сдержанность и т. д.).
Испытуемых просили оценить себя по предложенным шкалам в настоя-щее время и ретроспективно. Регистрировались спонтанные высказывания испытуемых.
В экспериментах приняли участие 100 человек: 50 больных на послеопе-рационной стадии лечения и контрольная группа из 50 здоровых испытуе-мых.
Из результатов этого исследования следует, что структурно-иерархичес-кая организация самооценки у больных отличается от здоровых. За измене-нием самооценки стоит смена реально действующих мотивов.
Так, мотив сохранения здоровья стал главным побудительным и смысло-образующим в жизни онкологических больных. Они выдвинули на первый план в иерархическом построении самооценки фактор «Здоровье и соци-альный оптимизм». При этом произошла переоценка прошлых событий и ценностей. Таким образом, в ситуации онкологического заболевания проис-ходит глобальное изменение самооценки человека.

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 525
ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И САМОСОЗНАНИЯ ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ
«Диффузностъ самоидентичности» — комплекс переживаний чело¬века, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я.
Пограничная личность —- личность с пограничными психическими расстройствами.
Пограничные психические расстройства — инициальные (началь¬ные) формы психических аномалий, при которых нет патологической де-формации личности.
В современных исследованиях наиболее значимой характеристикой по-граничной личности, определяющей как структуру, так и ее генез, приня¬та «диффузностъ самоидентичности» — комплекс переживаний человека, связанный с чувством его неполноценности и потерей собственного Я (Соко¬лова Е. Т., 1995, с. 43).
Такая особая структура самосознания человека некоторыми авторами называется «расколотой». Расколотое самосознание состоит из двух Я: внешнего — защитно-идеализированного, и глубинного — неразвитого, не-эффективного. Их сосуществование как абсолютно противоположных Я-концепций оказывается возможным благодаря различным защитным меха-низмам человека, главную роль среди которых выполняет механизм «разъединения» внешнего Я и Я реального. При этом внешнее Я доминиру-ет, а реальное Я составляет угнетенную структуру, несформированную из-за значительной фрустрации на ранних этапах развития личности.
Противоречивая двойственность Я проявляется во всех формах пси-хического становления личности.
Так, например, негативное влияние внешнего Я имеет место при внут-реннем противостоянии между индивидуальными и социальными целями и принципами. Сложности в профессиональной и общественной деятельности у таких личностей возникают преимущественно потому, что мотивация ус-пеха или достижения у них не связана с деятельностью. Она чаще ориенти-рована на удовлетворение честолюбивых намерений человека, в том числе связанных с признанием его значительности и восхищением окружающих. Аналогично в том, что касается взаимодействия с другими людьми, привя-занностями, дружественностью, внешнее Я приводит в начале к идеализа-ции, а далее к дискредитации таких ценностей.
В силу слабости реального Я, инфантильности в самопроявлениях и потребностях у таких личностей возникает стремление «опереться» на чью-либо силу и значительность. Порой идентификация с сильным, «могущест-венным» другим оказывается настолько глубокой, что отказ или нежела¬ние партнера (чьи возможности и достоинства эксплуатируются) принять как должное претензии воспринимаются инфантильным Я как отказ в том, на что имеется право. При фрустрации таких потребностей возникают ярость и ненависть. Кроме того, таким личностям свойственна патологичес¬кая нетерпимость и непереносимость критики.
Я-КОНЦЕПЦИЯ И ПЕРЕМЕНА РОЛЕЙ
Люди среднего возраста меняют свои социальные роли. Они становятся поколением, стоящим у «социального руля»: руководят государством, раз-

526 Я Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)



Президент России В. В. Путин — представи-тель поколения, стоящего у «социального руля».
личными предприятиями и орга¬низациями, в целом выполняют со-зидательную роль в обществе и вли¬яют на его развитие. Поэтому для людей этого возраста актуальна «проблема социальной желательно¬сти». Эта проблема возникает вся¬кий раз в ситуации «внутренних самоотчетов» в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, пра¬вильного образа действий, мыслей и т. д.
Социальный статус — понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на свою социальную группу.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Деш Оксана Владимировна. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Забалуева Яна Александровна. Нормы словарного запаса ребенка по возрастам
  • Анна Ивановна Воробьёва. Консультация для родителей: 'Родители и речь ребенка'
  • Конечная Ирина Николаевна. Статья 'Влияние речи взрослых на речевое развитие ребенка'
  • Поздеева Галина Николаевна. Презентация для родителей 'Развитие речи детей 4-5 лет'
  • Татьяна Назарова. Консультация для родителей на тему: «Особенности речевого развития детей третьего года жизни»
  • Травченко Татьяна Владимировна. Развитие речи у детей
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Садыкова Фаузия Флюровна. Методы, стимулирующие понимание и развитие речи
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Хохлова Ольга Александровна. Использование занимательного материала с экологическим содержанием для развития речи дошкольников
  • Мильниченко Татьяна Васильевна. «Коврограф» в развитии речи детей.
  • Левченко Ольга Сергеевна. Профилактика речевых нарушений.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Волкова Ольга Александровна. Профилактика нарушений речи у детей раннего дошкольного возраста
  • Ветрова Алла. Консультация для родителей «Речевое развитие ребенка 5–6 лет»
  • Степанова Татьяна Петровна. Малыш учится говорить
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Худякова Вера Анатольевна. Речевое развитие ребенка в 5 лет
  • Романова Олеся Александровна. Отчет о проделанной работе в средней группе по развитию речи
  • Бахтеева Мария Андреевна. Методическая разработка на тему: 'Развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Ирина Синкевич. Методические рекомендации «Растем вместе»
  • Деш Оксана Владимировна. Условия формирования правильного звукопроизношения
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Казакова Светлана Анатольевна. КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ ДО 1 ГОДА
  • Полтавцева Виктория Анатольевна. Статья «Движение и речь»
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Сухорукова Ольга Борисовна. Воспитание ребенка до года
  • Попова Ольга Владимировна. Развитие диалогической речи детей посредством использования элементов театрализованной деятельности
  • Кружкова Татьяна Владимировна. «Развитие речи в курсе обучения элементарных математических представлений дошкольников»
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Комиссарова Светлана Николаевна. Развитие речи ребенка с помощью музыки.
  • Холодова Лариса Анатольевна. Родительское собрание 'Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка'
  • Ермилова Елена Александровна. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • Паршукова Ольга Владимировна. Моделирование как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста
  • Кошкарова Ирина. Особенности общения детей дошкольного возраста.
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Свинцова Наталья Александровна. Речь и развитие ребенка.
  • Кокорева Любовь Васильевна. Роль фольклора в развитии детей раннего возраста.
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Особенности развития речи детей раннего возраста
  • Ульцинова Марина Олеговна. Ребенок от 2 до 3 лет.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь