Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72393

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. Сердечно-сосудистой системы — нейроциркуляторная и вегетативно-сосудистая дистония, другие психогенные расстройства (306.2).
4. Кожи — психогенный зуд (306.3).
5. Пищеварительного тракта — аэрофагия, периодическая рвота
(306.4); нервная (психическая) анорексия (307.1), другие нарушения
приема пиши — извращенный аппетит, переедание и т. д. (307.5), энко-през (307.7).
6. Мочеполовой системы — психогенная дисменорея (306.5), импо-
тенция, энурез (307.6).
7. Эндокринной системы (306.6), органов чувств (306.7) и др. (306.8
и 306.9).
8. Заикание и запинки (307.0).
9. Нарушения сна (307.4)—гипо- и гиперсомния, бессонница, инверсия ритма сна, ночные кошмары и страхи, сомнамбулизм.
10. Психалгия (307.8)—психогенная головная боль, боль в спине.
V. Реактивные психозы (298):
1. Острые реактивные психозы: а) острое реактивное возбуждение (298.1)—аффективно-шоковая, фугиформная и другие психотические ; реакции, в том числе патологический аффект; б) реактивная спутанность (298.2); в) острый реактивный ступор (298.83); г) острые истерические психозы: псевдодеменция, пуэрилизм. синдром Ганзера, бредоподобные фантазии, истерическое сумеречное состояние сознания с психомоторным возбуждением или заторможенностью (298.81—82); д) острая параноидная реакция (острый реактивный параноидный психоз)—298.3.
383

2. Затяжные реактивные психозы а) реактивный депрессивный психоз (реактивная депрессия)—298.0, б) психогенный параноидный психоз (реактивный параиоид)—298.4; в) индуцированный параноидный психоз — 297.3; г) затяжной психогенный ступор — 298.84.
ОСТРЫЕ РЕАКЦИИ НА СТРЕСС И АДАПТАЦИОННЫЕ РЕАКЦИИ
Острые реакции на стресс (эмоциональный, психический) и адаптационные реакции занимают большое место в МКБ 9-го пересмотра. Распределение этих психических реакций на трудные, конфликтные ситуации, установление их места в систематике психических реакции имеет существенное значение в практике врача-психиатра.
Острые реакции на стресс, по определению МКБ 9-го пересмотра (1982),— это «быстро преходящие непсихотические расстройства любого характера, как реакция на экстремальную физическую нагрузку или психическую ситуацию, такую, как стихийное бедствие или боевые действия, и которые обычно исчезают спустя несколько часов или дней». К ним отнесены состояния паники, возбуждения, страха, тревоги, депрессии, аффективного сужения сознания с бегством («амбулаторный автоматизм»), двигательного возбуждения или заторможенности, то есть различные психические реакции на острую стрессовую ситуацию.
Мы считаем, что причиной рассматриваемых состояний могут быть не только стихийные бедствия (землетрясения, цунами, тайфуны) и ситуация боя, но и внезапные тяжелые события повседневной жизни (несчастный случай, смерть или гибель близких, нападение, измена, потеря ценностей, авария, неожиданное изменение семейного или производственного положения). Резкая неблагоприятная смена привычной обстановки не дает возможности осмыслить случившееся и принять рациональное решение. Личность действует на несвойственном ей более низком психическом уровне, по механизму неосознаваемых защитных реакций. Все варианты этих реакций в своей основе содержит аффективное сужение сознания, вследствие чего внешнее проявление менее индивидуализировано, чем при адаптационных реакциях. Они протекают по экстра- или интравертированному типу, то есть по типу активной или пассивной защиты, в виде панических реакций, гнева, расторможенности, агрессии и аутоагрессии, растерянности, беспомощности, резкого изменения настроения, безудержного плача. Течение этих реакций кратковременное (в пределах 0,5—1 ч, редко больше суток), по их прошествии обычно отмечается чувство раскаяния стыда за содеянное или «слабость», нормальное поведение, отсутствие жалоб на здоровье. Обращение за медицинской помощью, как правило, обусловлено опасными, аномальными формами поведения (Н. Е,Бачериков, 1980).
Данные клинических наблюдений, экспериментально-психологических и физиологических исследований позволили нам (Н. Е. Бачериков
384

ков, Е. Н. Харченко, 1978) рассматривать острые реакции на стресс в рамках физиологического аффекта с аномальными формами поведения, то есть как реакции на границе нормы, но не патологические. Об этом свидетельствуют отсутствие фиксации аффективных, других психических проявлений и признаков вегетативно-сосудистой и нейро-динамической декомпенсации (реакции артериального давления и пульса, скорости сенсомоторных реакций), быстрая их нормализация, сохранение эффекта мобилизации психических и физиологических стимулов (при создании экспериментальной ситуации успеха — неуспеха), нормальное самочувствие вскоре после аффекта (через несколько часов— на следующий день). По нашим данным, возникновению подобных реакций способствует сочетание ряда факторов: особенностей характера или акцентуации личности, физического или умственного утомления, соматогенной астенизации, алкогольного опьянения, личностной установки к ситуации в целом, уровня притязаний и самооценки, личностной значимости, меры опасности происшедшего и др. Как правило, это единичные, отдельные эпизоды в жизни человека, которые обычно не требуют медицинской помощи (при необходимости, при обращении за медицинской помощью пациентам назначают седа-тивные средства).
Адаптационные (приспособительные) реакции в МКБ 9-го пересмотра определены как возникающие непосредственно под влиянием психотравмирующей ситуации (тяжелой утраты, разлуки, смены обстановки, непривычного окружения). Они менее острые и более длительные (от нескольких дней до нескольких месяцев), но преходящие. Основными их признаками являются изменения эмоциональной сферы (реакция горя, депрессия, беспокойство, тревога, страх) и поведения, включая агрессивные и антисоциальные поступки, реакции протеста, элективный мутизм у детей.
Таким образом, по своим проявлениям адаптационные реакции отличаются от обычного в таких ситуациях состояния здоровых лиц лишь большей длительностью и интенсивностью, а не какими-либо качественно новыми характеристиками. Их можно рассматривать как необычные, аномальные формы эмоциональных реакций и поведения, возникающие из-за неспособности адекватно приспособиться к изменившейся жизненной ситуации, как синдром фрустрации или дезорганизации адаптации, находящейся на границе крайней нормы и патологии психической реакции.
Проявляя осторожность в установлении границ между психической нормой и психической патологией, советские психиатры (С. В. Голь-ман, 1934, В. П. Осипов, 1941; С. П. Рончевский, 1941; В. А. Гиляровский, 1941, 1949; Н. Н. Тимофеев, 1962) период приспособления человека к изменившейся ситуации рассматривали как адаптационный, а свойственные ему психические индивидуальные реакции — как адап-тативные, находящиеся на границе нормы, или невротические (психоневротические), если соответствовали критериям патологических.
13 8-2360 385



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.
  • Сензитивность; sensus
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Ананкастический синдром; Аnаnkastic
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Гуггенбюль-Крейг Адольф - Эрос на костылях. Eros on Crutches
  • Слабость Я. Отказ от выражения личностной позиции, отсутствие проверки на реалистичность. Реакция 0k
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Анкета тревожности ребенка
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Навязчивое Я Sch±0
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Леонова Надежда Михайловна. Проект «Не выгорать»
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Прокрастинация закодирована в генах
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Притча «Два типа людей»
  • Доброта. Тенденция +e
  • Отыгрывание; acting out
  • Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Никитина Анна Валерьевна. «Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»
  • Стремление спрятаться. Тенденция -hy
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Экстраверсия; Extraversion; Extraversion
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Воображаемое; imaginary
  • Притча «Четыре типа людей»
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Гурджиев Г., Успенский П. Методика эннеаграммы
  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Венгер А.Л. О понятии "психологический синдром"
  • Литвинова Т.В. Лжецы, мошенники, интриганы
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Этическая двойственность. Тенденция ±e



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь