|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379625
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Еще одной серьезной молодежной проблемой является употребление наркотиков и алкоголя. Если родители являются алкоголиками или наркоманами, то их дети-подростки как правило, следуют их примеру. Но еще более сильное влияние оказывают на подростков их сверстники. Несмотря на то что скорость прироста числа наркоманов в США в настоящее время несколько уменьшилась, в городах и пригородных зонах проблема наркомании стоит очень остро. В России дело обстоит еще тяжелей; проблемой профилактики распространения наркотиков в подростковой среде сейчас по-настоящему никто не занимается. Причем наркомании подвержены подростки практически всех слоев общества — соответственно, по разным причинам.
Интеллектуальное развитие Превращение ребенка во взрослого, которое происходит в юности, требует также и расширения возможностей мышления. В юношеском возрасте человек начинает глубже осознавать смысл абстрактных понятий и учится ими оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны быть права и чувство собственного достоинства. С осознанием этого у них обостряется чувство справедливости и совесть. По данным Роджерса (Rogers, 1972), у подростков также улучшается умение планировать свое будущее. Средний пятнадцати-шестнадцатилетний подросток способен строить планы на 10-20 лет вперед и готовиться к грядущим переменам в жизни. Упражнение 6.7 Ниже приведены примеры изменений, происходящих с людьми в юношеском возрасте. Укажите, к какой категории относятся изменения, описанные в каждом примере, — к физиологическим, социальным или интеллектуальным? а. ______ Четырнадцатилетний Тони прекрасно играет на пианино. Прежде он любил похвастаться этим перед окружающими. С некоторых пор он стал съеживаться и краснеть, когда роди тели просят его сыграть что-нибудь для своих гостей. б. ______ Пятнадцатилетняя Шакти пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того как родители попросили ее вынуть тарелки из посудомоечной машины. Она кричала: «Все указывают мне, что я должна делать! У меня не остается времени для себя!» в. ______ Теперь, когда Питеру исполнилось 16 лет, он стал терпимее относиться к людям. Прежде он был недоволен тем, что отец никогда не ходит с семьей в церковь. Вчера он заявил отцу, что люди должны всегда действовать в соответствии со своими убеждениями. г. ______ Бедняга Нэд! После того как ему исполнилось 13 лет, его исключили из хора мальчиков. Прежде у него был прекрасный альт, а теперь его голос то и дело «дает петуха». д. ______ С тех пор как Гайе стукнуло 13, она отказывается носить многие из своих прежних вещей. Она ходит только в джинсах с определенной наклейкой и в рубашках с надписями. Она заявляет: «Это носят все мои друзья. Я не хочу казаться "белой вороной"». Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА Последние исследования процесса развития взрослого человека показали, что все люди в той или иной степени проходят в своей жизни через одни и те же этапы (Levinson, 1986). Жизнь взрослого человека имеет вполне определенную циклическую структуру. Некоторые люди развиваются таким образом, что эта структура несколько усложняется, а иногда и изменяется, но, как правило, все проходят через одни и те же этапы развития: Этап Описание Возраст 0 До вступления во взрослую жизнь От зачатия до 22 лет 1 Переход в молодость 17-22 2 Начало жизненного цикла молодости 22-28 3 Переход тридцатилетнего рубежа 28-33 4 Кульминация жизненного цикла молодости 33-40 5 Переход через середину жизни 40-45 6 Переход пятидесятилетнего рубежа 50-55 7 Кульминация жизненного цикла зрелости 55-60 8 Переход в пожилой возраст 60-65 Молодость Невозможно точно установить момент окончания юности. Многие из тех, кому за тридцать, все еще не справились с юношескими проблемами, хотя порой выполняют некоторые обязанности, свойственные вполне взрослым людям, уже к 20 годам. Люди, которые дольше обычного срока получают образование или продолжают жить в родительском доме, взрослеют медленнее. Молодой человек, получивший диплом бакалавра, затем магистра и продолжающий учебу, чтобы получить докторскую степень, склонен общаться с людьми моложе себя. Если он постоянно обращается к родителям за деньгами и уклоняется от работы и общественных обязанностей, то он задержался в юношеском возрасте. Обычно взрослая ответственность приходит к человеку вместе с важными решениями. Самые серьезные из них — это выбор спутника жизни и профессии (см. главы 12 и 16). Молодость обычно начинается с планов и надежд. Шихай и Гулд (Sheehy, 1976; Gould, 1975) независимо друг от друга опросили молодых людей в возрасте между 20 и 30 годами и выяснили, что для этого возраста характерны честолюбие и целеустремленность. Ши-хай назвал этот возрастной этап «декадой попыток». Левинсон (Levinson, 1986) рассматривал возраст от 20 до 30 как начало взросления.* * В оригинале употребляется термин early adulthood (англ. ранняя взрослость). (Прим. науч. ред.) Это возраст, когда люди выбрали для себя жизненный стиль и получили полную независимость. Шихай (Sheeny, 1976), Гулд (Gould, 1975) и Левинсон (Levinson, 1986) обследовали также молодых людей в возрасте от 30 до 40 лет и пришли к выводу, что после тридцати лет наступает время переоценки достигнутых результатов (этап 3 по Левинсону). Люди стремятся восполнить пробелы в своей жизни. Бездетные супружеские пары начинают подумывать о том, чтобы обзавестись детьми. Женщины, до сих пор занимавшиеся домом и семьей, ищут возможность начать работать. Многие из супружеских пар, женатых более семи лет, начинают испытывать неудовлетворенность своим браком и «оглядываться по сторонам». С приближением к сорока годам к людям, как правило, приходит ощущение стабильности своей жизни и удовлетворенности (этап 4 по Левинсону). Шихай назвал этот период временем «пускания корней». В возрасте от 20 до 40 лет с человеком происходит много изменений. После двадцати лет в его характере еще часто присутствуют черты, свидетельствующие о незрелости личности, но к завершению этапа молодости они, как правило, исчезают. По каким признакам можно определить, является ли личность человека зрелой? Большинство психологов считают, что для зрелой личности характерны чувство ответственности и наличие ряда индивидуальных особенностей. Ниже приводится перечень атрибутов зрелости, по которому вы можете проверить, являетесь ли вы зрелым человеком. • Способность самостоятельно мыслить. Если вы — зрелая личность, то вы способны иметь по любому вопросу собственное мнение, основанное на вашей системе ценностей. Вы, конечно, можете советоваться с другими людьми, но окончательные решения всегда принимаете сами. • Готовность принять на себя ответственность за свои поступки. Если вы совершили ошибку, то готовы признать свои недостатки и взять вину на себя. • Умение преодолевать страх и сдерживать гнев. Несмотря на то что вы по-прежнему иногда испытываете тревогу или раздражение, вы научились владеть собой. Вы больше не впадаете в панику, не разражаетесь слезами и умеете контролировать свой гнев. • Желание работать. Вместо того чтобы уклоняться от ответственности, вы хотите приносить пользу обществу и добиться полной финансовой независимости. Вы предпочитаете, чтобы ваше материальное положение не зависело от родителей и родственников. • Способность к любви и построению прочных отношений с партнером. Вы умеете проявлять свои чувства и понимать чувства другого человека и способны поддерживать глубокие и близкие отношения. Упражнение 6.8 Прочитайте сюжет и подчеркните одной чертой все поступки героини, характерные для незрелой личности, а двумя — характерные для зрелой. Двадцативосьмилетняя Натали работает парикмахером. Ей нравится ее работа, но хозяин парикмахерской подумывает о том, чтобы ее уволить. Дело в том, что Натали сердится на клиентов и грубит им, если они недовольны ее работой. Вчера она заявила одному клиенту, что его отвратительные волосы вообще невозможно хорошо уложить, потому что они слишком редкие и тонкие. Хозяин сказал ей, что если она не научится прилично себя вести, то он не позволит ей продолжать работать в его парикмахерской. У Натали есть близкий приятель, которому она рассказала о своих проблемах. Он выслушал и посочувствовал ее трудностям. Но Натали никак не может решить, следует ли ей поменять профессию. Она собирается сегодня вечером позвонить маме, чтобы та посоветовала, как поступить. Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. ЗРЕЛОСТЬ После того как люди примерно к сорока годам обустраивают свою жизнь и, по выражению Шихая, «пускают корни», на пятом десятке к ним, как правило, опять приходит ощущение неудовлетворенности, которое можно назвать «вырыванием корней». Становятся все более заметными признаки физиологического старения. После сорока на лице появляются морщины, фигура теряет стройность, волосы седеют или редеют. Однако те мужчины и женщины, которые довольны своим образом жизни и достижениями, обычно легче приспосабливаются к переменам, происходящим в зрелом возрасте. Изменения, характерные для зрелого возраста, породили ряд выражений типа «бунт среднего возраста», «кризис середины жизни» и «кризис среднего возраста». Все эти выражения указывают на осознание человеком того факта, что молодость прошла и надо смириться с приближением старости. Левинсон (Levinson, 1986) назвал этот этап, пятый по счету, «срединным переходом». Это время переоценки ценностей и подведения итогов достигнутого, когда приходит понимание, что времени осталось не так уж много. Первая половина жизни прошла. Приведенная в Приложении 6.5 выдержка из статьи дает современное представление о проблемах, с которыми люди сталкиваются в среднем возрасте. В дополнение к собственным проблемам людям зрелого возраста приходится заботиться о своих стареющих родителях, а иногда и пережить смерть одного или обоих из них. В зрелом возрасте люди часто испытывают чувство одиночества. Дети подрастают и уходят или собираются уйти из родительского дома, и начинающие стареть супруги вновь сталкиваются с необходимостью играть лишь роли мужа и жены. В недавнем прошлом ученые уделяли большое внимание проблемам, связанным с климаксом, наступающим у женщин в зрелом возрасте. Здесь необходимо заметить, что климакс свойствен не только женщинам, но и мужчинам. Просто ученые (видимо, в большинстве своем — мужчины) больше уделяли внимание протеканию климактерического периода именно у женщин. За последнее время психологи выяснили, что многие представления о климаксе не имеют научного подтверждения. Например, депрессия совершенно не обязательно бывает связана с гормональными изменениями, происходящими в организме женщины при переходе к менопаузе. Симптомы депрессии могут иметь психологические причины. Кроме того, интерес женщин к половой жизни и получаемое от нее удовольствие с наступлением менопаузы не уменьшаются. Наоборот, половая жизнь приносит больше удовлетворения, поскольку женщина не боится забеременеть. Тем не менее результаты опросов говорят о том, что в обществе преобладают отрицательные представления о климаксе и менопаузе, и эти представления вызывают больше проблем, чем сами явления (Adler, 1991). Как правило, работающие женщины адаптируются к наступлению зрелого возраста легче, чем неработающие. Это дает основание считать, что социальные и психологические факторы играют, как минимум, такую же роль в процессе адаптации, как физиологические изменения, происходящие в организме женщины в зрелом возрасте. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|