Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46546
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Эттаспектэкзистнциалъной мысли выходитза рамки цели «самоакпуализа-ции» Ведь фактически он спрашиваещ какие из своих возможности вы выберет для акпуализации? Акпуализировапъ их все было бы привиальным поторстом своим желаниям Человек должен преступит свои границы и взглянут извне на свои способности и желания в конткст объективного, даже космического смысла С эти почки зрения способности к выходу за свои границы и к отеттенноспи спиновитя воис-пину значимым ядром человеческой природы10
Суммируя, скажем, чт> среди экзистнциалистзв сущестуеттнденция искапь одну базовую тму в человеческой жизни Результгт— довольно широкий диапазон предложений, и при эпом разнообразные предложения большей часпью оказываются дополняющими друг друга и согласующимися, а не противоположными Человек по своей сутл беспокоен и превожен, он желаетодновременно и безопасности, и свободы Он спремитя протлвостят своему состянию опиуждения путгм поиска смысла сущестования, когюрый охватлл бы прагическую приаду — спрадание, вину, смерпъ Принимая на себя обязатльспва, человек обнаруживает, что жизнь можетстит тго, чгюбы жипь Одновременно он расширяетсвои собстенные ценноспиые переживания При необходимости! он пожертуетсвоей жизнью, чтзбы сохранились не-котзрые основные ценноспи Он способен принимапъ отеттенност, отечат своими поспупками на вопросы, котзрые стхвитперед ним жизнь Таким способом он поднимаетя над своими собстенными органическими и духовными попребноспями и достигает подлинной самопрансценденции Хопя разные автзры спивят акцент на разные часпи этзй формулы, в целом карпина последоватльна Свободен ли человек? Все экзистнциалиспы говорятнам, чт> человек свободен Давая эттотещ экзиспенциализм резко спилкиваетя с прадиционными взглядами психологии Стлкновение вызвано радикальным различием в уровне, на копиром спавипся вопрос Экзиспенциализм всегда принимаетпочку зрения субъекпа Человек сам зна-ещ чпо он поспоянно принимаетрешения Будетли он выполнят поручение сейчас или отгожитна попом? Будетли он учится или смопрет тлевизор? Если у него чпо-т> болищ пойдетли он к врачу или усмехнетя и поперпипр Если у него тгчетиз носа (позаимстуем пример у Эпикпепа), спанетли он жаловапъся или будетдоволен, чпо у него ест рукав, чтзбы утрется? Ни один из нас не может предупредит удары судьбы, но мы можем определит свое опношение к ее злобным выпадам Вотчтз говоритэкзистнциализм Быпъ можещ всеведущий Бог заранее знаетнаши решения, 10 В Франкл пишет « Те теории человека, которые ограничиваются самим индивидом, базируются ли они на редукции его напряжения, как в гомеостатической теории, или [на] осуществлении максимального количества имманентных возможностей, как в самоактуализации, при пристальном рассмотрении оказываются недостаточными Автор убежден, что адекватное видение человека может быть сформулировано должным образом, только если оно выйдет за пределы гомеостаза, за пределы самоактуализации — даже за пределы самого человека' — в трансцендентную сферу человеческого существования, в которой человек выбирает, что он будет делать и чем он будет в объективном мире смыслов и ценностей» (Frankl V Beyond self-actualization and self-expression // Journal of Existential Psychiatry 1960 Vol 1 P 17 452 Структура и развитие личности но человек с его собстенной почки зрения свободен Он чувстуещ чпо его поспупки и опношения — дело выбора, а не судьбы Он не можвтпринимапъ почку зрения всеведущего Бога, и даже менее мудрых божвспв науки Психология подходитк делу на уровне полубога Она не препендуетна предсказание каждого поспупка или мысли человека, как мог бы всеведущий Бог, но ей извеспио пак много ограничений свободы, чпо она склонна полагапъ, чпо в конечном счет все поведение деперминирован о и свободных действий не бывает Она знаещ чпо личноспъ зависитотмногих «данноспей» отприродных возможности и ограничений человеческого рода, от биологической конспипуции (физического спроения, тмпераменпи, интллекпи), отсоциалъного окружения, в копором личноспъ форми-руепся и из копорого черпаетпищу, она пакже зависитотнепосредспвенной сипуа-ции, копорая вызывает пот или другой из возможных видов поведения, доспупных нервному аппарапу Такие зависимоспи сплеппютсепъ детрминизма, копорый сильнее, чем человек осознает Спрогий деперминизм должен был бы сказапь, чпо никпо никогда ничего не делает Человек не живетсвою жизнь, она для него живепся Реагируя в преугольнике сил, он не более свободен, чем бильярдный шар Две главные силы — эпо внупрен-ние влечения и давление окружения К эпим двум Фрейд добавил препью, а именно, суперэго человека Однако эпа сила — лишь производное родитльского и социального обучения (сил окружения) Эго, не имеющее собственной энергии, — жерпва эпих пирон ов Деперминизм эпого пипа рассмаприваетчеловека как по супи пассивный, принуждаемый, реакпивный и детрминированный продукт Еспъ свидетльспва в поддержку эпого взгляда За последние пяпъдесятлетмы много узнали опиоситлъно принуждающего влияния конспипуции, влечений, бессознапельных комплексов, раннего научения и давления сипуаций Человеку, копорый «знает>, чпо он свободен, и пола-гаещ чпо другие люди поже свободны, деперминизм можетказапъся возмупитлъным, но психология предпочипает верипъ, чпо в принципе человеческая природа пак же предсказуема, как орбипи спупиика в проспранспве Но довольно о радикальном детрминизме Его логическая привлекатльноспъ очевидна он нужен для пропиводейспвия щедрому и иногда сенпименпальному приписыванию свободы, характрному для некоторых пипов экзистнциалистких и т-ологических работ Но еспъ некоторые сложноспи Аргумента в пользу жеспкого де-тгрминизма не сильнее аргументов в пользу позипивисткого видения человеческой природы А последние, как мы уже знаем, уязвимы Во-первых, вспаетпроблема сознания Мы сознатгльны главным образом тогда, когда находимся в конфликт, по еспъ когда еспъ проблема, пребующая решения Далее, если сознание не играетроли, не включаепся где-то в последоватлъноспъ причин и следствий, то для чего оно возникает1 Если сознание — это просто «скрип, издаваемый механизмом», то почему в нашей природе заложено это бесполезное прение? Разумнее, казалось бы, допуспипъ, что сознание сущеспвуетради какой-то цели, как минимум, оно можетслегка касапъся чаши весов в моментвыбора Мы говорим «Пуспъ будеттгк, а не пак» Но сознание, похоже, не только выбирает кнопку, на которую нажапъ Оно обладаетспособноспъю к рефлексии Когда нам надо приняпъ важное решение, мы обращаемся к своему запасу прошлых переживаний и извлекаем из него т, которые релевантны имеющемуся вопросу Мы размышляем и взвешиваем, и «в целом»решаем, что лучше пойпи паким-то путгм И здесь мы спилкиваемся с явным парадоксом Человек, чей запас опытг и знаний богат «детрминирующими тнденциями», сво- Личность в психологии 453 боднее, чем человек со скудными запасами Если у меня еспъ тзлько одно релевант ное умение или мне извеспио тзлько одно решение, по у меня полько одна стгпень свободы Я дейстзую един стенным способом, каким могу Но если у меня еспъ много релевантных знаний, широкое образование и богапый опыт обращения с тгм видом проблем, с которым я сполкнулся, по я могу выбрапъ «в целом» самое подходящее решение или создапъ новое Многоканальный разум свободнее одноколейного Каждая школа психотграпии, даже базирующаяся на позипивизме, предпола-гаещ чпо цель лечения — привеспи пациента к опиоситгльно большей свободе решения, чем первоначально позволяло его нарушение У пациента с компульсией, фобией, навязчивыми мыслями вообще нетсвободы Им правитневроз После тгра-пии у него должна появиться свобода от пакого доминирования, а ппкжв свобода к жизни, более соопвепспвующей его идеалу Я Здоровый человек с богапым опытом и зрелым кругозором способен программировать собспвенную иденпичноспъ Он обозревает имеющиеся возможноспи и объявляет «Это вспраиваепся в мой спиль жизни» или «Эпо его разрушает) Он можвтсказапъ «Эпоткурс хорошо подходитмоему жизненному спилю» или «Этэткурс не подходищ эпо для меня — грех» Мышление в эпом направлении можвтпримирипъ провозглашаемую экзистгн-циализмом свободу с провозглашаемым позипивизмом детгрминизмом Повторим все дело в степени Чпо именно мы имеем в виду, когда говорим, что нормальная личноспъ опиоситгльно свободна программировать свою собспвенную иденпичноспъ7 Не по, чпо человек свободен отвсех своих влечений (он все еще должен спапь, еспъ, получапъ кислород, и его сильно разжигаютсексуальные попребноспи, импульсы гнева, эго-защипы) И не по, чпо он полностью свободен отраннего научения многие диспозиции и усппновки, приобретгнные в депспве, будутс ним до конца И не по, чпо он независим отнепрерывного припока «пищи» отвнешнего окружения, служащей для вознаграждения и поддержания его кульпурных установок и обеспечения его соопвепспвия ролям, копорые он должен играпъ в семье, в работг, в общеспве Все эпо давление существует Но сущеспеуети становление— процесс, посредством которого все эпи силы используюпся пворческим побуждением для программирования своего спиля жизни Базовое экзиспенциалиспское побуждение развивапъся, добивапься смысла, спремипься к единспву — пикая же «данноспъ» Эпо главный факт человеческой природы, даже более выдающийся, чем склонноспь поддаваться давлению окружения Именно эпо желание автономии, индивидуализации, самоспи, экзи-стгнциальной уникальноспи вноситвклад в формирование резульпапа Развипие по направлению к эпой цели еспъ закон, которому, похоже, подчиняется большинспво личностей Перспектива (promise), которую я вижу для себя, — супь моей свободы Когда крипическая сипуация бросаетмне вызов, я вызываю эпу перспекпиву, и она спиновитгя главным фактором в решении имеющейся проблемы С этой точки зрения свобода лежите нашей общей позиции по отношению к жизни, в проживании нашей надежды на непрерывное становление В поняпиях Уильяма Джеймса, свобода заключается в «способноспи сохранят, главенспво выбранной идеи» Через рефлексию и размышления человек сохраняет обр аз того, чем хочетспапъ больше всего, и из этой главенствующей систгмы выпекаютпоспупки и решения Слабоспь пеории привычки — в ее допущении, что все дейспвия при равно частом повторении и поощрении будутодинаково сильными Но на самом деле мы знаем, что привычки появляются и исчезаютне только в соопвепспвии с законом поощрения и частопы, но и согласно ценпральному управлению спрукпуры пропри-ума Таким образом, «ход» нормальной жизни проспираетгя далеко за пределы специфической зависимоспи отпривычки или обстояпельспва Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|