Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121991

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 521

Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических харак¬теристик, способностей, нравственных ка¬честв и поступков (Психологический сло¬варь, 1983, с. 332).
«Аффекты на себя» — аутонаправлен-ная негативная эмоциональная реакция. Интериоризация оценок— перенос пред¬ставлений других личностей в свое созна¬ние.
концептуальным личностным нор-мам (в этом случае частные Я-кон-цепции личности не гармоничны общей Я-концепции).
Итак, неэффективная Я-концеп-ция имеет место при избыточности не проверенных практикой (или ее моделированием) Я-образов челове¬ка. Тем более когда эти Я-образы противоречивы и их воплощение возможно в разных несопостави¬мых или даже взаимоисключаю¬щих реалиях.
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОЗРАСТА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

КОГНИТИВНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ САМООЦЕНКИ
У зрелых личностей усиливается когнитивный компонент самооценки,
так как к этапу средней взрослости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобы объективно себя оценивать. В этом случае редкими оказываются «аффекты на себя», связанные с мерой удовлетво-ренности своими действиями, результатами реализации намеченных целей.
В силу того что на этапе ранней взрослости критерии успешности челове¬ка складываются из сравнения себя с другими (что неизбежно сопровожда¬ется эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания), эмоциональная составляющая само¬оценки у молодых взрослых имеет порой превалирующую значимость.
В более зрелом возрасте, когда интериоризация оценок других уже про-изошла, самооценка человека уже в большей мере ориентирована на его внутренние эталоны. При этом эмоциональное сопровождение самооценки становится более сдержанным и свернутым к категориальным характерис-тикам. По мнению А. В. Захаровой (1989), эмоционально-ценностное отно-шение к себе с возрастом постепенно дифференцируется и обобщается.
Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонента в само-оценке, характерная для наиболее гармонично развивающихся личностей на этапе ранней взрослости, к моменту зрелости приобретает тенденцию усиления когнитивного звена. Осознанное, взвешенное, реалистичное отно-шение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧАСТНЫХ И ОБЩИХ САМООЦЕНОК
Молодости и ранней взрослости свойственно наличие большого количе-ства частных самооценок, которые взаимопересекаются, иногда конфликт-но взаимодействуют в отстаивании значимости именно тех фрагментов лич-ности, которые они детерминируют.
Представим, например, взаимодействие частных самооценок у 30-летней женщины: «Я не так хороша собой, как мои подруги, однако во мне есть

522 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)
целеустремленность в профессиональном росте, и это дает мне уверенность и самоуважение». В данном примере Я-концепция женщины обрела свою конкретность благодаря возможности высоко оценить такой аспект себя, который соотносился с наиболее значимым Я-образом в общей структуре Я-концепции, получившим высокий уровень самооценки.
В период зрелости, если никаких потрясений, связанных с дискредита-цией значимого Я-образа не произошло, рассмотрение и оценивание част-ных Я-образов (например, своей внешности) для личности не актуально. Личность продолжает в самовосприятии ориентироваться на тот Я-образ, который ранее оказался значимо выделенным. Таким образом, число част-ных самооценок сокращается и самооценка приобретает обобщенный ха-рактер. В различных ситуациях (которые и в зрелом возрасте остаются столь же разнообразными) проявляется «проекция» этой общей самооцен¬ки, т. е. имеет место ее ситуационная вариация.
С точки зрения некоторых исследователей, общая самооценка, отража-ющая позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я», сводится к эмоционально-ценностному отношению личности к себе (Захарова А. В., 1989 и др.). Однако позитивное или непозитивное от-ношение можно рассматривать как результат соответственного когнитивно-го программирования, отражения мыслей человека о себе, его установок на самовосприятие. Эмоции в этом случае являются лишь производными от эмпирической проверки личностных когниций (Эллис А., 1977).
Другие точки зрения на взаимодействия частных и общих самооценок позволяют считать, что идентичность частных самооценок свидетельствует о незрелости общей самооценки личности как целостного образования. При этом общая самооценка рассматривается как иерархизированная система частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой. Причем целостная самооценка не сводится к совокупности частных (Федотова Е. О., 1985, Чеснокова И. И., 1977).
Исследования Е. О. Федотовой свидетельствуют, что при недифференци-рованной системе частных самооценок их связь с общей самооценкой носит прямой характер, а при дифференцированной — они становятся относитель-но независимыми в функциональном отношении.
Как пишет И. И. Чеснокова, в становлении общей самооценки личности ведущая роль отводится когнитивному компоненту, поскольку его функци¬ей является обобщение наиболее значимых для личности самооценок, их синтез и выработка ценностной самооценки, в которой отражается понима-емая личностью ее собственная сущность.
ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ САМООЦЕНКИ
Временная отнесенность содержания самооценки позволяет выделять ее разные виды: она может функционировать как прогностическая, актуаль¬ная (корригирующая) и ретроспективная (Захарова А. В., 1989).
На каждом из этапов развития личности имеют место эти три разнона-правленные во времени виды самооценки. Однако на каждом из этапов один из этих видов является превалирующим. Так, на этапе ранней моло¬дости самооценка личности имеет преимущественно прогностическую на-правленность. В зрелом периоде она в большей мере отражает актуальные самопроявления человека и тем самым выполняет регулирующую и кор-рекционную функции. И это касается не только ситуационной гармониза¬ции самооцениваемой личности, но и соотнесения прогностической и реаль¬но существующей самооценок.

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ И 523


Прогностическая самооценка — уро-вень возможных достижений человека в ка-кой-либо актуальной ситуации. Актуальная (корригирующая) само-оценка — отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что спо¬собствует его коррекции или оптимизации. Ретроспективная самооценка — само¬оценка, обращенная к прошлому, посвя¬щенная рассмотрению опыта.
В зрелом возрасте в профессио¬нальной и личной жизни человека происходит подведение итогов по тем направлениям, в которых лич¬ность предприняла наиболее значи¬тельные и самостоятельные шаги в самоактуализации. При этом лич¬ность не только констатирует свою успешность или неуспешность, но и пытается объяснить причины этих успехов или неудач. Обеспечивает¬ся этот анализ ретроспективой раз¬вития и актуализации конкретных Я-образов человека. В то же время рет-роспективная самооценка детерминирует анализ и выводы относительно собственного поведения и деятельности.
Удовлетворенность человека своими достижениями зависит от представ-ления своего уровня результативности, то есть уровня притязания в чем-либо. Прогностическая самооценка оценивается как уровень возможных достижений человека в какой либо актуальной ситуации.
В возрасте средней взрослости в структуре Я-концепции «преуспеваю-щей» личности прогностическая составляющая самооценки преображается по содержанию. Если ранее ее содержание было более объемным и много-плановым (личность, которая жила ожиданиями и стремлениями к самоак-туализации, предполагала достигнуть многого в разных направлениях), то сейчас оно концентрируется на том, в чем достигается успешность, дающая удовлетворение, или на том, что приносит удовлетворенность человеку без приложения чрезмерных усилий (с учетом личностных ориентации).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь