Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 71817

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 13
ПСИХОГЕННЫЕ (РЕАКТИВНЫЕ) ЗАБОЛЕВАНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИСТЕМАТИКА
К нозологической группе психогенных заболеваний относят расстройства непсихотического (неврозы) и психотического (реактивные психозы) типов, причинно связанные с перенесенной острой или длительной психической травмой, отражающие в симптоматике ее содержание или болезненное отношение к ней личности в целом, обусловленные механизмами осознаваемой или неосознаваемой, пассивной или активной защиты.
Проблема переживаний в связи с интимно-личностными, межличностными и социальными конфликтами, различных психогенных психи-
ческих и психосоматических реакций в рамках нормы и патологии —
это проблема собственно человека, проявлений человеческой сущности
в трудной ситуации. Влияние психических переживаний на соматическое и психическое здоровье было в центре внимания Гиппократа,
Авиценны и других представителей медицины прошлого. Они стали особенно актуальными в настоящее время, поскольку темп жизни, нервно-психические нагрузки и психоэмоциональная напряженность значительно возросли.
В XVIII, XIX и особенно в начале XX в. было известно, что остро возникшие и длительно существующие психоэмоциональные переживания могут вызывать неблагоприятные последствия: нарушения соматоцеребральных функций, вплоть до летального исхода, преходящие и длительно продолжающиеся непсихотические и психотические психические расстройства, нарастающие изменения структуры личности, психосоматические заболевания (И. М. Балинский, 1858; В. А. Манасеин, 1877; С. С. Корсаков, 1893; В. Сербский, 1906; Е. Kraepelin,1923). В дальнейшем основной смысл дискуссий сводился к оценке роли психотравмирующего фактора и особенностей личности в генезе болезненных состояний, к выработке их классификации и выявлению морфофункционального субстрата.
Установлено, что в генезе и типологии психогенных расстройств имеют значение наследственная и приобретенная предрасположенность,
381

индивидуально-психологические особенности, предшествующая астени-зация, интенсивность и личностная значимость психотравмирующей ситуации (В. П. Осипов, 1931; В. А. Гиляровский, 1946; Г. Е. Сухарева, 1959; Л. Б. Гаккель, I960; В. Н. Мясищев, 1960; Н. В. Канторович, 1967; Н. И. Фелинская, 1968; Г. К. Ушаков, 1978, 1981; Н. Е. Ба-чериков, 1980; Б. Д. Карвасарский, 1980; А. М. Свядощ, 1982; В Ф. Матвеев, 1987; N. Schipkowensky, 1961; Z. Falicki, 1975; А. Ке-pinski, 1975). При высокой значимости одного из этих факторов может быть меньше сила воздействия другого, более тяжелые психические нарушения возникают там, где больше выражена предрасположенность или личная значимость психической травмы.
Важным вкладом в изучение данной проблемы являются исследования И. П. Павловым (1951) типов высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозов, работы И. П. Павлова и К. И. Платонова (1962) о механизмах воздействия слова как физиологического фактора на организм человека, П. К. Анохина (1975) —о функцио-нальных системах, П. В. Симонова (1975)—о роли эмоциональных переживаний, М.М.Хананашвили (1978)—об информационных неврозах и др. Изучение механизмов психического и эмоционального стресса (В. В. Суворова, 1975; Ю. М. Губачев и соавт., 1976; Ф. П. Космолинский, 1976) позволило установить, что не всякий эмоциональный стресс-фактор следует считать патогенным, в то же время любой из них может им быть, если окажется в определенной совокупности с предрасполагающими к этому факторами. Превышение порога физиологической и психической выносливости имеет индивидуальный характер, поэтому и патогенность отрицательных переживаний индивидуальна.
Клиническая форма и тип течения психогенных расстройств зависят от силы, длительности и содержания психической травмы. Внезапная и тяжелая психотравмирующая ситуация действует на человека как физиогенный фактор, подавляющий способность ее личностной переработки, способный вызвать помрачение сознания и нарушения соматоцеребральных функций. При психогенных расстройствах наблюдаются многие общие с другими экзогенными заболеваниями признаки: астенический фон на протяжении заболевания, нарушения сознания, особенно при внезапной тяжелой психической травме, иногда острое и затяжное течение, последствия в виде астенического и «псевдоорга-нического» состояния. Это отмечали в свое время Е. К. Краснушкин (1928), В. А. Гиляровский (1946), Н. И. Фелинская (1968) и др. Приводим предлагаемую нами классификацию психогенных расстройств с использованием шифров МКБ 9-го пересмотра.
Классификация эмоционально-стрессовых и адаптационных реакций, психогенных заболеваний
1. Острые реакции на стресс (308):
1. С преобладанием эмоциональных нарушений (308.0)- состояния паники, возбуждения, страха, тревоги и депрессии.
382


2. С преобладанием нарушения сознания (308.1)—амбулаторный
автоматизм.
3. С преобладанием психомоторных нарушений (308.2)—состояние
двигательного возбуждения, заторможенности.
4. Острое ситуационное расстройство (308.3) и др
II. Адаптационные (приспособительные) реакции (309):
1. Кратковременная (309.0) и затяжная (309.1) депрессивные реакции (реакция горя) с преобладанием депрессивной симптоматики.
2. С преобладающим расстройством других эмоций (309.2) — бес
покойства, страха, тревоги и т. п.
3. С преобладанием нарушений поведения (309.3), включая агрессивные и антисоциальные поступки.
4. Со смешанным нарушением эмоций и поведения (309.4), другие
нарушения адаптации (309.8) с элективным мутизмом, госпитализм у
детей.
III. Невротические расстройства (300), или неврозы:
1. Неврастения (невроз истощения) —300.5.
2. Невроз навязчивости ( невроз навязчивых состояний)—300.3.
3. Истерия (истерический невроз)—300.1.
4. Невроз тревоги (страха) —300.0.
5. Депрессивный невроз (невротическая депрессия)—300.4.
6. Ипохондрический невроз (300.7).
7. Невроз с синдромами деперсонализации и дереализации (300.6).
IV. Психогенные нарушения физиологических (соматических) функций (306 и 307) — системные, «моносимптомные» неврозы (с акцентом на соматоневрологических функциях):
1. Костно-мышечной системы — психогенная кривошея (306.0), тики
(307.2) и стереотипно повторяющиеся движения (307.3).
2. Органов дыхания — ощущение недостатка воздуха, икота, гипервентиляция, кашель, зевота (306.1).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Основные признаки депрессии
  • Гадание по дате рождения
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Можгинский Ю.Б. Эмоциональные основы агрессии
  • Вредно ли половое воздержание для здоровья?
  • Буракова Наталья Валерьевна. Возрастные особенности формирования здорового образа жизни у дошкольников
  • Почему люди хронически лгут
  • Настроение; mood
  • Андрей Торнов. Ослабление нервной системы: скрытые причины
  • Алина Сальникова. Трансгендерная личность. Кто такие трансгендеры?
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Кое-что об отношениях людей
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Хованова Евгения Сергеевна. Психологический уголок группы
  • 10 признаков умных людей
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • «Интернет-троллинг» — свидетельство раздвоения личности
  • Фисун Е.В. Взаимное влияние переживаний беременности и утраты
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Завышенные ожидания мешают сексуальной жизни
  • Притча «Разноречивое поведение»
  • Андрей Торнов. Нервная система: проблемы которые вы имеете и знания, которых вы не имеете
  • Алексей Фонарев. Как бороться с депрессией?
  • Архетипические сновидения; Archetypal dreams; Archetypische Traume
  • Диагностика вашего текущего состояния: ожиданий, настроения и самочувствия. Проективная методика «Готовы ли вы к жизненным сюрпризам»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Гниденко Татьяна Алексеевна. Рекомендации родителям по теме: «Трудный ребенок»
  • Депрессия; depression
  • Гамзина Е.Н. Этика и защита клиента в работе транзакционального психотерапевта
  • Побороть страх и неуверенность
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»
  • Психология суицидного поведения - Автор неизвестен
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации
  • Дискриминация по весу провоцирует еще большее ожирение
  • Как избежать посленовогоднего синдрома
  • Влияние настроения на память
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Душевный образ; Soul-image; Geistbild
  • Екатерина Сологубова. Эмоциональное выгорание или как остаться самим собой
  • Поиск нового объекта. Тенденция +d
  • Ложь о своих чувствах вызывает желание помыться
  • Наказание для близких друзей сильнее
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь