Бачериков Н. Е., Михайлова К. В., Гавенко В. Л., Рак С. Л., Самардакова Г. А., Згонников П. Т., Бачериков А. Н., Воронков Г. Л. Клиническая психиатрия.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 72401

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 13
ПСИХОГЕННЫЕ (РЕАКТИВНЫЕ) ЗАБОЛЕВАНИЯ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СИСТЕМАТИКА
К нозологической группе психогенных заболеваний относят расстройства непсихотического (неврозы) и психотического (реактивные психозы) типов, причинно связанные с перенесенной острой или длительной психической травмой, отражающие в симптоматике ее содержание или болезненное отношение к ней личности в целом, обусловленные механизмами осознаваемой или неосознаваемой, пассивной или активной защиты.
Проблема переживаний в связи с интимно-личностными, межличностными и социальными конфликтами, различных психогенных психи-
ческих и психосоматических реакций в рамках нормы и патологии —
это проблема собственно человека, проявлений человеческой сущности
в трудной ситуации. Влияние психических переживаний на соматическое и психическое здоровье было в центре внимания Гиппократа,
Авиценны и других представителей медицины прошлого. Они стали особенно актуальными в настоящее время, поскольку темп жизни, нервно-психические нагрузки и психоэмоциональная напряженность значительно возросли.
В XVIII, XIX и особенно в начале XX в. было известно, что остро возникшие и длительно существующие психоэмоциональные переживания могут вызывать неблагоприятные последствия: нарушения соматоцеребральных функций, вплоть до летального исхода, преходящие и длительно продолжающиеся непсихотические и психотические психические расстройства, нарастающие изменения структуры личности, психосоматические заболевания (И. М. Балинский, 1858; В. А. Манасеин, 1877; С. С. Корсаков, 1893; В. Сербский, 1906; Е. Kraepelin,1923). В дальнейшем основной смысл дискуссий сводился к оценке роли психотравмирующего фактора и особенностей личности в генезе болезненных состояний, к выработке их классификации и выявлению морфофункционального субстрата.
Установлено, что в генезе и типологии психогенных расстройств имеют значение наследственная и приобретенная предрасположенность,
381

индивидуально-психологические особенности, предшествующая астени-зация, интенсивность и личностная значимость психотравмирующей ситуации (В. П. Осипов, 1931; В. А. Гиляровский, 1946; Г. Е. Сухарева, 1959; Л. Б. Гаккель, I960; В. Н. Мясищев, 1960; Н. В. Канторович, 1967; Н. И. Фелинская, 1968; Г. К. Ушаков, 1978, 1981; Н. Е. Ба-чериков, 1980; Б. Д. Карвасарский, 1980; А. М. Свядощ, 1982; В Ф. Матвеев, 1987; N. Schipkowensky, 1961; Z. Falicki, 1975; А. Ке-pinski, 1975). При высокой значимости одного из этих факторов может быть меньше сила воздействия другого, более тяжелые психические нарушения возникают там, где больше выражена предрасположенность или личная значимость психической травмы.
Важным вкладом в изучение данной проблемы являются исследования И. П. Павловым (1951) типов высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозов, работы И. П. Павлова и К. И. Платонова (1962) о механизмах воздействия слова как физиологического фактора на организм человека, П. К. Анохина (1975) —о функцио-нальных системах, П. В. Симонова (1975)—о роли эмоциональных переживаний, М.М.Хананашвили (1978)—об информационных неврозах и др. Изучение механизмов психического и эмоционального стресса (В. В. Суворова, 1975; Ю. М. Губачев и соавт., 1976; Ф. П. Космолинский, 1976) позволило установить, что не всякий эмоциональный стресс-фактор следует считать патогенным, в то же время любой из них может им быть, если окажется в определенной совокупности с предрасполагающими к этому факторами. Превышение порога физиологической и психической выносливости имеет индивидуальный характер, поэтому и патогенность отрицательных переживаний индивидуальна.
Клиническая форма и тип течения психогенных расстройств зависят от силы, длительности и содержания психической травмы. Внезапная и тяжелая психотравмирующая ситуация действует на человека как физиогенный фактор, подавляющий способность ее личностной переработки, способный вызвать помрачение сознания и нарушения соматоцеребральных функций. При психогенных расстройствах наблюдаются многие общие с другими экзогенными заболеваниями признаки: астенический фон на протяжении заболевания, нарушения сознания, особенно при внезапной тяжелой психической травме, иногда острое и затяжное течение, последствия в виде астенического и «псевдоорга-нического» состояния. Это отмечали в свое время Е. К. Краснушкин (1928), В. А. Гиляровский (1946), Н. И. Фелинская (1968) и др. Приводим предлагаемую нами классификацию психогенных расстройств с использованием шифров МКБ 9-го пересмотра.
Классификация эмоционально-стрессовых и адаптационных реакций, психогенных заболеваний
1. Острые реакции на стресс (308):
1. С преобладанием эмоциональных нарушений (308.0)- состояния паники, возбуждения, страха, тревоги и депрессии.
382


2. С преобладанием нарушения сознания (308.1)—амбулаторный
автоматизм.
3. С преобладанием психомоторных нарушений (308.2)—состояние
двигательного возбуждения, заторможенности.
4. Острое ситуационное расстройство (308.3) и др
II. Адаптационные (приспособительные) реакции (309):
1. Кратковременная (309.0) и затяжная (309.1) депрессивные реакции (реакция горя) с преобладанием депрессивной симптоматики.
2. С преобладающим расстройством других эмоций (309.2) — бес
покойства, страха, тревоги и т. п.
3. С преобладанием нарушений поведения (309.3), включая агрессивные и антисоциальные поступки.
4. Со смешанным нарушением эмоций и поведения (309.4), другие
нарушения адаптации (309.8) с элективным мутизмом, госпитализм у
детей.
III. Невротические расстройства (300), или неврозы:
1. Неврастения (невроз истощения) —300.5.
2. Невроз навязчивости ( невроз навязчивых состояний)—300.3.
3. Истерия (истерический невроз)—300.1.
4. Невроз тревоги (страха) —300.0.
5. Депрессивный невроз (невротическая депрессия)—300.4.
6. Ипохондрический невроз (300.7).
7. Невроз с синдромами деперсонализации и дереализации (300.6).
IV. Психогенные нарушения физиологических (соматических) функций (306 и 307) — системные, «моносимптомные» неврозы (с акцентом на соматоневрологических функциях):
1. Костно-мышечной системы — психогенная кривошея (306.0), тики
(307.2) и стереотипно повторяющиеся движения (307.3).
2. Органов дыхания — ощущение недостатка воздуха, икота, гипервентиляция, кашель, зевота (306.1).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.
  • Сензитивность; sensus
  • Виды паталогических реакций на психотравмирующую ситуацию
  • Ананкастический синдром; Аnаnkastic
  • Тест MMPI. Основные шкалы теста
  • Психические расстройства и адекватные психологические стратегии
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Нардекова Светлана Анатольевна. «Помощь родителям аутичного ребенка»
  • Марина Корнильева. Лекция для родителей «Детская тревожность»
  • Гуггенбюль-Крейг Адольф - Эрос на костылях. Eros on Crutches
  • Слабость Я. Отказ от выражения личностной позиции, отсутствие проверки на реалистичность. Реакция 0k
  • Определение тревожности методом наблюдения (А.И.Захаров)
  • Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.
  • Анкета тревожности ребенка
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Навязчивое Я Sch±0
  • Смирнова Светлана Борисовна. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников
  • Леонова Надежда Михайловна. Проект «Не выгорать»
  • Коррекция немотивированной агрессии у детей.
  • Прокрастинация закодирована в генах
  • Клептомания, ППП: S+-!! P+0 Sch+!!- C+-, ТКП: S-+!! P-± Sch-!!+ C-±; ЭКП: S-0 P-+! Sch0- C-±
  • Екатерина Штырбу. Особенности психологического анализа переписки из социальных сетей.
  • Притча «Два типа людей»
  • Доброта. Тенденция +e
  • Отыгрывание; acting out
  • Гулевич Екатерина Николаевна. Конспект сообщения на педагогическом совете «Тревожность у детей дошкольного возраста»
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Бажина Евгения Петровна. Круглый стол с родителями на тему «Поисковая активность и склонность к экспериментированию у детей старшего дошкольного возраста в нестандартных ситуациях на примере произведений Н. Носова «На горке», «Мишкина каша», Д. Н. Мамина-
  • Психологические защиты. Причины проблем взрослых родом из детства
  • Теория личностных профилей Фландерс Данбар
  • О концептах авторитарной и тоталитарной личности
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Никитина Анна Валерьевна. «Снижение проявлений спазматических задержек у дошкольников посредством арт-терапии»
  • Стремление спрятаться. Тенденция -hy
  • Базовая тревожность по Карен Хорни
  • Экстраверсия; Extraversion; Extraversion
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Воображаемое; imaginary
  • Притча «Четыре типа людей»
  • Манифестирующая активность. Тенденция +s
  • Гурджиев Г., Успенский П. Методика эннеаграммы
  • Васильева Дарья Александровна. Агрессия у детей дошкольного возраста
  • Венгер А.Л. О понятии "психологический синдром"
  • Литвинова Т.В. Лжецы, мошенники, интриганы
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Этическая двойственность. Тенденция ±e



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь