Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121992

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 4


ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ


1едующеи за молодостью стадией чело¬веческой жизни является зрелость. Понятие «зрелость» означает относи¬тельно стационарный в телесном и умственном развитии период жизни че¬ловека. Это стабильное время характеризуется его ответственностью и «душевной свежестью». Этому периоду жизни свойственны, с одной сторо¬ны, соблазны молодости, с другой — зрелый опыт. Во многих классифика¬циях этот возраст рассматривается как узловой пункт развития, «вершина жизни», «плата». В Древней Греции такой возраст и свойственное ему со¬стояние духа называлось «акме» — наиболее полный расцвет человеческой личности, способной совершать деяния (Карсаевская Т. В., 1997).
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В ВОЗРАСТЕ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
В среднем возрасте взрослые люди пытаются быть преуспевающими и состоятельными в самых разных направлениях жизни. Они проходят но¬вые стадии развития вместе со своими взрослеющими детьми, меняются их формы взаимодействия и статус относительно старшего поколения членов семьи — стареющих родителей. Происходят изменения в их общесоциаль-ном положении и в сфере профессиональной деятельности.
Во всех этих переменах участвует Я-концепция личности. Она обогаща-ется новыми Я-образами, принимает во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок и детерминирует все вза-имодействия. Я-концепция зрелого взрослого развивается в результате воз-никновения большого числа частных Я-концепций и в процессе генериро-вания концептуального ядра личности. Можно утверждать, что «с одной
Я-концепция — это обобщенное представление человека о самом себе, система его уста¬новок относительно собственной личности.
Я-образ — совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ■ 519

стороны, в среднем возрасте трудно обрести твердую почву под ногами, по-скольку стремительный поток жизненных событий вызывает постоянные социальные и когнитивные изменения, но, с другой стороны, не менее вер¬но и то, что годы средней взрослости — это время относительного постоян¬ства и преемственности в развитии личности и видов на будущее. Несмотря на испытываемый нами натиск внешних изменений, внутренние измене¬ния происходят постепенно и, как правило, наступают вместе с важными жизненными событиями» (Крайг Г., 2000, с. 783).
На рубеже молодости и зрелости человек обозревает пройденный жиз-ненный путь, рассматривая с вершины своего возраста то, что уже состоя-лось, и предугадывая то, чему еще суждено произойти. Констатирующий реальность Я-образ дает человеку основание для личностных самопроро-честв, вносит позитивную или совсем не позитивную суть в самооценки. Самооценки зрелой личности становятся более реалистичными, рационали-зированные самопророчества уточняют цели и смысл жизни, Я-концепция выверяет свои истинные ценности.
Вся эта личностная динамика происходит в связи с тем, что имеет место в семье, в профессиональном мире и вообще в большом социуме.
Хейвигхерст (1953) выделил в жизни человека в период средней взросло-сти основные события, означив их как жизненные задачи:
1. Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности.
2. Достижение и поддержание целесообразного жизненного уровня.
3. Выбор подходящих способов проведения досуга.
4. Помощь детям стать ответственными и счастливыми взрослыми.
5. Усиление личностного аспекта супружеских отношений.
6. Принятие физиологических перемен середины жизни и приспособление к ним.
7. Приспособление к взаимодействию со стареющими родителями. Решение этих задач происходит под контролем и влиянием Я-концепции
человека, которая в свою очередь как инструмент решения данных жизнен-ных задач также совершенствуется.
Самоактуализация — стремление лично¬сти в своем развитии наиболее полно про¬являть и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Самоактуалиэация (в концепциях гуманис¬тически ориентированных психологов) за-нимает в структуре потребностей личнос¬ти одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.
Так, Я-концепция становится более реалистичной, избавляясь от «иллю-зий» юности и ранней молодости в оценке своих жизненных перспектив и возможностей. Более адекватное восприятие и переживание своего истин-ного «Я» достигается человеком посредством освобождения от условной от¬ветственности перед ожиданиями и оценками тех, кто все еще выполнял роль наставников (родители, профессиональные руководители, государ-ственные лидеры). Осознание себя приводит к добровольному принятию личной ответственности за свое развитие (в широком понимании). «Людей можно считать "лично ответственными" в том случае, если они берут на себя ответственность за свою само¬актуализацию, а не просто испы¬тывают чувство ответственности за других» (Нельсон-Джоунс Р., 2000, с. 50).
Я-концепция зрелых взрослых продолжает развиваться. У гармо-ничных личностей увеличивается не только количество, но и значи-мость положительных Я-концеп-

520 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) I
ций. Это обеспечивает самопринятие — «более фундаментальный способ провозглашения желательных качеств "правильными", поскольку положи-тельные Я-концепции или оценки могут отражать условия ценности, кото-рые препятствуют реалистическому восприятию» (Комбс и Снигг, 1959).
Я-КОНЦЕПЦИЯ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙСЯ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ
В возрасте средней взрослости у самоактуализирующихся зрелых лично-стей приобретают полноту значимости этические ценности. Преимуще-ственно это проявляется в отношениях этих личностей с более молодыми людьми, а также с более старшими по возрасту. Зрелые взрослые «способ¬ны идентифицировать себя с другими людьми, так что они склонны способ-ствовать самоактуализации других, так же как и собственной самоактуали-зации». В своем влиянии они проявляют осторожность, чтобы не посягать на право других при удовлетворении своих собственных потребностей. Их Я-концепция стремится сохранять автономность и ограждает от пересе¬чений свое концептуальное пространство. Самоактуализирующиеся люди способны проводить различия между целями и средствами, то есть в само-оценивании больший вес приобретают Я-образы, контролирующие нрав-ственные нормы, в отличие от действующих операционных Я-образов более молодого возраста.

Вехи в развитии
Я-концепции самоактуализирующихся людей способствуют проявлению основных личност¬ных качеств: открытости переживания, рациональности, личной ответственности, самоуваже¬ния, способности к поддержанию хороших личных отношений и этической жизни. Все это должно быть присуще успешно развивающейся зрелой личности.
При сравнении особенностей Я-концепции на этапе средней и ранней взрослости можно сказать следующее.
На этапе ранней взрослости личность «тестирует реальность» более це-ленаправленно (чем в подростковом и юношеском возрасте). Однако часто жизненные эксперименты проводятся без учета реальных сил эксперимен-татора и вне предвидения (более или менее всестороннего) последствий этих « исследований ».
На этапе зрелости личность становится более избирательной в выборе цели для приложения своих сил и других индивидуальных способностей, а также более ответственной за результаты своего «самовыражения». Можно сказать, что сутью Я-концепции становится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нрав-ственных правил и более значительных, чем ситуационные, личностных ценностей.
Если такая эволюция по каким-либо причинам не происходит, то одной из причин такого отставания в психическом развитии у этих людей может являться незавершенность самоактуализации на этапе импульсивного, спонтанного, «юношеского» экспериментирования. Личностные «модели» и «перспективные Я-образы» у них еще не прошли свою «проверку» реаль-ности.
Эти элементы прогнозируемой Я-концепции создают напряжение якобы «нереализованных возможностей» и нагнетают усилия человека в направ-лении действий, противоречащих как общесоциальным правилам, так и



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь