Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50781

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

СТРЕСС – конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей шоковое состояние, а затем состояние резистентности – максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации Различается стресс физиологический и психологический. Последний подразделяется на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобилизующим (австресс) и демобилизующим (дистресс).
СТЫД – эмоция, возникающая у социализированной личности в результате несоответствия ее поведения социальным нормам, разделяемым самим индивидом, переживается как острое самообвинение. Стремление к избежанию этого состояния – мощный стимул к социально одобряемому поведению. Люди имеют разные пороги стыда – от повышенной стыдливости до бесстыдства, что обусловлено их ценностными ориентациями, уровнем самоконтроля, отношением к данному социальному окружению. Стыд – фундаментальная социальная эмоция – чувство, лежащее в основе внутреннего социального самоконтроля личности.
ТЕМПЕРАМЕНТ – характеристика индивида с точки зрения динамики протекания его психической деятельности – скорости и интенсивности реакций, эмоциональных и энергетических особенностей поведения, невротизма, интровертизма-экстравертизма.
ТОЛПА – бесструктурное, социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, распространяющимся по механизму психического заражения. Поведение людей в условиях толпы отличается примитивностью, резким снижением самоконтроля, возрастанием чувства безнаказанности и вседозволенности, возрастанием агрессивных побуждений.
УСТАНОВКА – готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для данной личности ситуациях. Различаются смысловые, операциональные и другие виды установок.
ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – облегчение совершения определенных действий в присутствии других людей (в том числе криминальных действий в условиях преступной группы).
ФРУСТРАЦИЯ – конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживание крупной неудачи. Устойчивость к фрустраторам, перенесению трудностей называется толерантностью.
ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых ценностно-ориентационных и поведенческих качеств личности, тип поведения личности.
ЭВРИСТИКА – теория и практика организации познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях.
ЭКСПРЕССИЯ – выразительность, сила внешнего проявления чувств (в мимике, пантомимике, интонациях и жестах).
ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ – характеристика индивидуально-психологических особенностей в зависимости от направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира.
ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в крайне усложненных условиях (пребывание в труднодоступных районах, в космических полетах, подводных плаваниях, длительных экспедициях, высокогорье, подземелье, 'в условиях длительной изоляции и сенсорной деревации). При этом возникают психические феномены, связанные с изменением информационной системы саморегуляции, деформациями личностных отношений. Монотония, ограниченность личностно значимой информации повышает нервно-психическую напряженность индивида, увеличивает фактор риска в его поведении, информационная истощенность партнеров по общению ведет к возрастанию внутригрупповых конфликтов. Исследования в области экстремальной психологии позволяют совершенствовать психологический отбор и психологическую подготовку в необычных условиях.
ЭМОЦИИ – импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением потребностей субъекта. Эмоции связаны с вегетативными реакциями, уровнем энергетического обеспечения различных экстренно-адаптивных ("аварийных") действий.
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – свойство индивида, характеризующее преимущественное содержание, качество и динамику его эмоциональных состояний. Содержательный аспект эмоций определяет круг объектов, имеющих для индивида повышенную эмоциональную значимость. Качественные особенности эмоциональности свидетельствуют о преобладании в жизнедеятельности индивида положительных или отрицательных эмоций. К динамическим особенностям эмоциональности относятся особенности их возникновения, протекания и прекращения, их экспрессия. По совокупности эмоциональных особенностей индивида устанавливается его эмоциональный тип.
ЭМПАТИЯ – способность к постижению эмоционального состояния другого человека, эмоциональная рефлексивность индивида. Полное отсутствие эмпатии – эмоциональная тупость – одна из предпосылок жестоких насильственных преступлений.
ЭФФЕКТ ОРЕОЛА – общее оценочное впечатление о человеке в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – прикладная отрасль психологии, исследующая проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. Интенсивное развитие юридической психологии началось в конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии. Первоначально основное внимание было направлено на психологию криминального поведения, особенности формирования свидетельских показаний, способы диагностики причастности к преступлению, ложности показаний, приемы допроса, направленные на преодоление противодействия допрашиваемых лиц. В такого рода исследования включились известные юристы и психологи – Г. Гросс, А. Ф. Кони, А. Бине, В. Штерн, К. Юнг, М. Вертгаймер и др. Возникла и стала расширяться проблема психологии юридической деятельности профессионального отбора юристов. Осознавались специфические юридические проблемы, требующие судебно-психологической экспертизы (Л. Е. Владимиров), необходимость типологизации преступного поведения (М. Н. Гернет, А. С. Тагер и др.), психологического анализа следов преступления – следового аффекта (А. Р. Лурия). Развитие юридической психологии в нашей стране было свернуто в начале 30-х годов. И только с середины 60-х годов началось ее восстановление. В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а в учебные планы юридических вузов был включен курс "Общая и юридическая психология". В настоящее время юридическая психология становится разветвленной научно-прикладной дисциплиной, состоящей из ряда разделов. В ее состав входит правовая, гражданско-правовая, криминальная, судебная и пенитенциарная психология. Особое направление юридической психологии образует судебно-психологическая экспертиза. (См.: Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. Ч. II. М., 1996; его же. Структура и система категорий юридической психологии. Дисс. д-ра психол. наук. 1996).
Я-КОНЦЕПЦИЯ – концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение индивида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1968.
Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса: М., 1968.
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.
Ama-Мурабова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. М., 1980.
Басин В. Ф. Проблема бессознательного. М., 1968.
Бернштейн Н. А. О построении движения. М., 1947.
Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Г. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1987.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Перев. с англ. Л., 1992.
Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
Бодалев А. А. Психология личности. М., 1988.
Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.
Бородкцн Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
Братусъ Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
Брунер Д..С. Психология познания. Перев. с англ. М., 1977.
Вацуро Э. Г. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. М., 1955.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1988.
Ветров А. А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968.
Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
Вулъдридж Д. Механизмы мозга. Перев. с англ. М., 1965.
Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1931.
Гельфанд С. А. Слух. М., 1984.
Гельгорн Э., Луфборроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.
Глезер В. Д. Зрение и мышление. М., 1985.
Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х частях. Перев. с англ. М-., 1992.
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
Гранит Р. Основы регуляции движений. Перев. с англ. М., 1973.
Грегори Р. Д. Глаз и мозг. М., 1970.
Гримарк Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989.
Грушин Б. А. Мир мнений и мнения в мире. М., 1967.
Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. М., 1975.
Де Шарден П. Т. Феномен человека. Перев. с англ. М., 1987.
Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина. М., 1963.
Додоное Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.
Еникеев М. И. Социальная психология. М., 1981.
Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.
Еникеев Щ.. И. Общая и юридическая психология. М., 1996.
Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.
Иваницкий А. М. и др. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М., 1984.
Изард К. Е. Эмоции человека. Перев. с англ. М., 1980.
Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. Владимир, 1970.
Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности. М., 1967.
Кассиль Г. Н. Наука о боли. М., 1969.
Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. Перев. с англ. М., 1978.
Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.
Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Перев. с польск. М., 1979.
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.
Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
Кон И. С. Введение в сексологию. 1988.
Кричевский Л. Р., Дубровская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.
Кулюткин Ю. Н. Информационная характеристика эвристик. Материалы III съезда общества психологов. М., 1968.
Левитов Н. Д. Психические состояния человека. М., 1964.
Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.
Леонтъев А. Н. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1983.
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960.
Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Перев. с англ. М., 1974.
Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966.
Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
Лазурский А. Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995.
Марр Д. Зрение. М., 1987.
Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964.
Мелъбурда Е. Я. Я-МЫ-ТЫ. Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
Миллер Д. и др. Планы и структура поведения. М., 1964.
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Перев. с франц. М.,1966.
Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева и В.В. Столина. М., 1987.
Небылицин В. Д. Избранные .психологические труды. М., 1990.
Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу: Сокр. перев. с англ. М., 1990.
Пиз А. Язык жестов. Перев. с англ. Воронеж, 1992.
Петухов В. В. Психология мышления. М., 1987.
Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1970.
Поршнев В. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
Поршнев В. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
Прангишвили А. С. Исследование по психологии установки. Тбилиси, 1967.
Прибрам К. Языки мозга. Перев. с англ. М., 1975.
Протасеня П. Ф. Происхождение сознания и его особенности. Минск, 1959.
Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1989.
Робер М. А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.
Розет И. М. Психология фантазии. Минск, 1977.
Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х частях. М., 1989.
Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962.
Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1982.
Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. М., 1948.
Симонов П. В. Мотивированный мозг. М., 1987.
Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., 1969.
Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1969.
Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. Перев. с англ. М., 1976.
Теплов Б. М. Избранные труды. В 2-х т. М., 1985.
Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984.
Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. ,
Уолтер Г. Живой мозг. Перев. с англ. М., 1966.
Урсул А. Д. Природа информации. М., 1968.
Флоринская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1991.
Финк Д. Вычислительные машины и человеческий разум. М., 1967.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2. М., 1966.
Харрис Т. Я хороший, ТЫ хороший. Перев. с англ. М., 1993.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.
Хорн Г. Память, импринтинг, мозг. Перев. с англ. М., 1988.
Цвикер Э; Фелъдкеллер Р. Ухо как приемник информации. Перев. с нем. М., 1976.
Черноушек М. Психология жизненной среды. Перев. с чешек. М., 1993.
Чудновский В. 3. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. Психология обыденной жизни. М., 1986.
Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
Шорожова Е. В. Проблема сознания в философии естествознания. М., 1981.
Штофф В. А. Моделирование и психология. М.-Л., 1966.
Щепанъский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
Элдмен Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. Перев. с англ. М., 1981.
Якобсон П. М. Проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь