Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379629

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

РАННЕЕ ДЕТСТВО
Раннее детство прежде традиционно называли «дошкольным возрастом». Однако в настоящее время всё возрастающее количество детей в возрасте от трех до шести лет посещают детские сады или другие детские учреждения. В программу этих учреждений входят в основном развивающие игры, а не обучение определенным дисциплинам. Вопрос о влиянии посещения детских учреждений на развитие детей остается пока неясным. Хотя после поступления в детский сад дети достигают некоторых успехов в интеллектуальном развитии, «домашние» дети быстро догоняют «детсадовских», когда начинают посещать то же детское учреждение (Clarke-Stewart, 1989). Исследование развития навыков общения у «детсадовских» детей дает противоречивые результаты (Haskins, 1985;. Phillips et al., 1987). Дело в том, что существующие детские учреждения и принятые в них программы дошкольного воспитания сильно отличаются друг от друга по качеству. В некоторых детских садах детям предлагается разнообразная развивающая деятельность, которой руководят заботливые и любящие свое дело воспитатели, но в то же время есть и такие детские учреждения, где группы переполнены, дети скучают, а воспитателей не хватает. Поэтому на вопрос о том, надо ли рекомендовать родителям отдавать детей в дошкольные учреждения, трудно дать однозначный ответ. В то время как в американской культуре подчеркивается важная роль тесной связи между матерью и ребенком, в полинезийских семьях этой связи не придается столь большого значения. По данным Лоннера (Lonner, 1988), на Самоа примерно половина всех детей за свое детство сменяют несколько приемных семей, и это не оказывает отрицательного влияния на их развитие. По всей вероятности, решающим фактором является качество ухода за детьми.
Для детей раннего возраста важнейшим занятием является игра. Через игровую деятельность маленький ребенок может дать выход агрессии и другим эмоциям. Ребенок, раздраженный приставаниями старших братьев и сестер или товарищей по играм, может выразить свои чувства, швырнув куклу или плюшевую зверюшку в стену или как-нибудь их наказав. Играя, дети выражают и положительные эмоции. Дети раннего возраста часто обнимают и ласкают кукол и плюшевых зверей.
Но игра — не только способ выражения эмоций; она значит для ребенка гораздо больше. Дети дошкольного возраста учатся в основном посредством игровой деятельности (Piaget, 1952). До двух-трех лет дети, как правило, играют в одиночку или одновременно, но не вместе с другими детьми. Когда несколько двухлетних детей сидят вместе на полу, обычно каждый из них играет сам по себе. Дети только наблюдают друг за другом и повторяют действия соседа. Примерно с трех лет дети начинают играть действительно вместе. При этом им необходимо научиться понимать друг друга и разговаривать между собой. Родителям следует быть готовыми к тому, что, пока дети еще не научились делиться игрушками или играть ими по очереди, они будут часто ссориться. Психологи считают игры с другими детьми самым важным для дошкольника видом деятельности. Если дошкольнику не с кем играть, то его развитие может пострадать. Если ребенок живет далеко от других детей и у него нет товарищей по играм, то его надо специально водить в такие места, где он может встретиться с детьми и научиться играть вместе с ними.
При игровой деятельности у детей развивается и координация движений. Такие занятия, как бег, прыжки, строительство из кубиков, катание на качелях и с горки, способствуют развитию крупных мышц. Раскрашивание, вырезание, приклеивание и складывание несложной мозаики способствуют развитию навыков тонких движений. Обычно в программу дошкольных учреждений включены все эти виды деятельности. Если ребенок не посещает детское учреждение, то следует дать ему возможность дома заниматься этими полезными видами игровой деятельности.
Многие дети, которым не с кем играть, проводят много времени перед телевизором. К сожалению, при просмотре телепередач нельзя приобрести важное умение общаться и выработать столь необходимые двигательные навыки. Если дети познают мир в основном путем просмотра телевизионных передач, то у них может сложиться неправильное и предвзятое мнение о людях и об их взаимоотношениях.
Родители должны следить за тем, какие передачи смотрят их дети, а также с особой осторожностью относиться к телерекламе. Рекламные ролики оказывают серьезное влияние на вкусы детей, а как правило, в них рекомендуется питаться продуктами с низкой калорийностью. Для большинства родителей вкусы их детей являются источником постоянных мучений. Поскольку в раннем детстве рост ребенка происходит медленнее по сравнению с периодом младенчества, у ребенка ухудшается аппетит. Поэтому дети раннего возраста очень разборчивы в еде. В результате прием пищи часто становится для них продолжением игры, и именно такая ситуация описана в юмористическом отрывке, приведенном в Приложении 6.4. Поскольку аппетит ребенка понижен, перед родителями встает трудная задача накормить ребенка самыми питательными продуктами.
Как родители могут добиться, чтобы ребенок съедал все, что они считают нужным? И вообще, какими методами лучше поддерживать дисциплину? По мнению Колберга (Kohlberg, 1969, 1976), у большинства детей раннего возраста моральные принципы и понятия о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», формируются под влиянием поощрений и наказаний. Наказуемые поступки ребенок считает плохими, а поощряемые — хорошими. Маленькие дети основывают свою систему ценностей на установках родителей и других взрослых, мнением которых они дорожат. Жино (Ginott, 1969) советует родителям подвергать критике или порицать не саму личность ребенка, а только его поступки. Например, если маленький мальчик разбросал игрушки на полу в кухне, не нужно обвинять его в том, что он «неряшливый» или «глупый». Лучше направить «огонь критики» на устроенный им беспорядок. Можно сказать: «Я сержусь, когда ты разбрасываешь свои игрушки по всей кухне. В кухне беспорядок, и кроме того, кто-нибудь может споткнуться и упасть». Жино особенно подчеркивает тот факт, что ребенку надо предложить положительную альтернативу. Родители могут добавить: «Если ты уберешь игрушки в коробку, на кухне будет порядок и никто не упадет». Последовав этим советам, родители будут способствовать формированию у ребенка правильной системы ценностей и положительной самооценки.
Приложение 6.4. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
КАК ЕСТЬ ПО-ДЕТСКИ - ИЛИ КАК НЕ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ
Горошек. Растереть в пюре и размазать по тарелке тонким слоем. Вдавить вилку в гороховое пюре. Поднять вилку в вертикальное положение, зубцами вверх, и слизывать с нее гороховое пюре.
Картофельное пюре. Сделайте из картофельного пюре горку и выровняйте ее вершину. Выкопайте ложкой несколько углублений в пюре. Представьте себе, что это пруды или озера. Наполните озера соусом. С помощью вилки соедините озера реками и наблюдайте, как по ним потечет соус. Украсьте все это горошком. Есть не надо.
Альтернативный метод. Сделайте большое углубление в центре горы из картофельного пюре. Налейте в углубление кетчуп. Перемешивайте до тех пор,
пока пюре не станет розовым. Ешьте тем же способом, который рекомендуется для горошка.
Шпинат. Разделите всю порцию шпината на четыре кучки. Затем все перемешайте и поделите на три кучки. Повторив эту процедуру пять-шесть раз, отодвиньте тарелку и скажите, что вы сыты.
Французские сосиски. Разговаривая, помахивайте сосиской в воздухе, чтобы усилить впечатление от сказанного. Вообразите, что вы дирижируете оркестром. Затем засуньте в рот сразу четыре сосиски и попытайтесь их разжевать. Повернитесь лицом к своей сестре, откройте рот и высуньте язык. Закройте рот и проглотите находящуюся там пищу. Улыбнитесь.
Источник: Ephron, D. (1979, June). How to eat like a child. Saturday Evening Post.
Упражнение 6.6
Представьте себе, что вам поручено составить программу для нового детского сада, который будут посещать дети в возрасте от двух до шести лет. Предложите виды деятельности, которые следует включить в программу по каждому пункту. Первый пункт за вас уже заполнили.
а. Групповые игры: необходимо отвести время на то, чтобы дети общались друг с другом. Пусть они играют в групповые игры и занимаются деятельностью, в процессе которой им придется делиться игрушками и играть по очереди.
б. Развитие двигательных функций крупных мышц ______________
в. Развитие тонкой моторики
г. Просмотр телепередач
д. Питание.
е. Дисциплина.
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
ДЕТСТВО
Детство, то есть период начальной школы от шести лет до начала полового созревания, приносит с собой много изменений. Несмотря на то что в начале этого периода ребенок растет не особенно быстро, происходят значительные сдвиги в его интеллектуальном, моральном и социальном развитии. Но детям школьного возраста все равно необходимо играть, чтобы развивать координацию движений и быть здоровыми. Дети, которые в школьном возрасте мало двигаются, в дальнейшем подвержены сердечным заболеваниям. Айсмэйл и Грубер (Ismail and Gruber, 1952) обнаружили, что результаты в учебе выше у тех детей, которые регулярно занимаются физическими упражнениями.
По данным Пиаже (Piaget, 1952), примерно в 7 лет у большинства детей происходит целый ряд заметных сдвигов в интеллектуальном развитии. Память у них улучшается и становится более систематической. Дети начинают справляться с решением гораздо более трудных задач и объективнее оценивают собственные достижения. Они начинают отличать реальный мир от воображаемого и перестают верить в Деда Мороза. Они сравнивают себя со своими сверстниками по таким показателям, как результаты в учебе, спортивные достижения и популярность среди товарищей.
В период учебы в начальной школе дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. Для игр они объединяются в группы и склонны выбирать себе товарищей среди представителей собственной расы и этноса. Этот возрастной период часто называют «компанейским возрастом». К началу периода полового созревания компании становятся более тесными и состоят обычно из двух-трех близких друзей.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Редактор. Подарки на день рождения (как выбрать)
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Елена Джеро. Уходя уходи! или Вернись, все прощу?
  • Притча «Внутреннее и внешнее знание»
  • Приворот белой магии
  • К чему снится начальник
  • Тест "Боги и Богини"
  • Как узнать, есть ли на человеке приворот?
  • Келли Макгонигал. Как меньше курить и контролировать другие вредные привычки. Правило 10 минут
  • К чему снится война?
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Лосский Н. ЦЕННОСТЬ И БЫТИЕ
  • К чему снится тюрьма?
  • К чему снятся осы
  • Притча «Буквализм»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Иваненко Ксения Васильевна. Психологические подходы для развития сознания детей 'Я пишу себе письмо'
  • Как бросить курить с помощью заговора
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Рамиль Гарифуллин. Как избавиться от обиды
  • Заговор, который поможет избавиться от соседей и их сплетен
  • Как снять приворот и освободить от любовных чар парня?
  • К чему снится комната
  • К чему снится грязь?
  • Что будет, если вам повезет?
  • Как помириться с парнем?
  • Эмпатия и умение поставить себя на место другого
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • К чему снится пожар?
  • К чему снится поцелуй
  • Луиза Хей. Как измениться в лучшую сторону
  • К чему снится подруга?
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Техника «Ясное восприятие»
  • К чему снится любовник
  • Татьяна Бахтиозина. Верь в себя! - Психология успеха



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь