|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46996
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Как ни беспощадна эпа картина, ни одна тгория современного человека не можетспокойно игнорировать элементы истины, имеющиеся в психоаналитической доктрине Как же мы можем надеяться увидеть человека целиком, если исключить тгмную сторону его природы"? Однако многие нынешние психоаналитики счиппющ что эпотобраз излишне акценпируетроль бессознательного и силы либидо в личности Неофрейдистская «эго-психология» расширила перспективу и во многих опношениях пришла бы к согласию с теми школами мысли, которые мы рассмотрим ниже
2 MaslowA H Motivation and personality N Y Harper, 1954 * Глава 7 не включена в настоящее издание 446 Структура и развитие личности Персоналистские формулировки Есть несколько варианте персоналисжкой мысли3 Все они согласны в пом, что центом гтжвспи для психологии должна служит индивидуальная личност как стукпурированная целоспност Персонализм намерен полностю переписапь науку о душевной жизни, исходя из этго цента С какой спит персоналиспы пребуютпакой радикальной переспройки? Выдвигаемые ими резоны слишком многочисленны, чпобы приводит их полностю Доспа-почно крапко коснутся некотрых аргументе Без координирующего поняпия личности (или каких-т его эквиваленте, например, Я или эго) невозможно обьяснипь взаимодействие психологических процессов Памяпъ действует на восприяпие, желание влияет на смысл, смысл определяет дей-спвие, а действие придает форму памяпи, и пак бесконечно Эпо постоянное взаимопроникновение происходит внупри некоторых границ, а границей являепся личность Поток пропекает ради какой-по цели, а цель может формулироваться полъко в поня-пиях необходимоспи для личноспи Организация мысли или поведения можетне имепъ значения, если не рассмапри-вапъ ее в определенном конпекспе Психологические состояния не организуютсами себя и не ведут независимого существования Их успройспво прост) составляет част более широкой организации — жизни личноспи Такие поняпия, как функция, адаптация, потребность не имеютзначения безопио-сипелъно к личноспи Если осуществляется приспособление, это должно быт приспособление чего-то к чему-то ради чего-то Личност опят оказывается в ценпре Годятся любые свидепелъспва (инпроспекпивные и иные), которые заспавляютпси-хологию учипывапь Я (глава 6) Сама неуловимоспь Я (Джемс говорищ что попыпка охвапит его сознанием полностю подобна попыпке наступит на собственную пень) доказывает что оно — основа всего опыпа Редко бросающееся в глаза, Я предспавля-етсобой фундамент всего остального опыпа Мы не можем говорит ни о слоях личноспи (глава 7), ни о проприапивных состояниях (в оппичие от периферических), не подразумевая, что и то, и другое включено в некоторое высшее единство Созидающий человек являепся предпосылкой того, что он создает Даже ученый позипивиспских убеждений намеренно ограничивает свои интересы, проекпируетсвои эксперименпы, инперпрепируетрезульпапы Эпа последоватлъност не имеетсмысла без допущения, что сам ученый — первичная пворческая целоспноспъ Таковы некоторые философские соображения, с помощью которых психоло-ги-персоналиспы (и сторонники психологии Я) аргуменпируютсвои доводы в пользу переспройки психологии Они охопио передают безличным наукам (естгсгтенным и биологическим) задачу исследования извеспиого диапазона проблем Но они наспп-ивающ что психология, задача которой — рабопапь с целоспиоспью поведения, не может выполнят свои обязанноспи, не связывая изучаемые ею состояния и про- 3 Наиболее детализированную систему можно найти в работах немецкого психолога Вильяма Штерна (Stern W General psychology from the personalistic standpoint / Transl by H D Spoerl N Y Macmillan, 1938, см также Allport G W The personalistic psychology of William Stern//Character and Personality 1937 Vol 5 P 231-246) Примеры американской философской школы см BnghtmanE S rntroduction to philosophy N Y Holt, Rmehart and Winston, 1925, Bertocci P A Psychological self, ego, and personality // Psychological Review 1945 Vol 52 P 91—99 Критическое обсуждение см Allport G W The psychological nature of personality // Allport G W Personality and social encounter Ch 2 Томистская версия персонализма дана в The human person /Ed by M В Arnold, J A Gasson N Y Ronald, 1954 Образцом эклектичного учебника является Murphy G rntroduction to psychology N Y Harper, 1951 Личность в психологии 447 цессы с личностью, являющейся их авпором, носипелем и регуляпором Не может быпь приспособления без тзго, кто приспосабливаетя, организации без организа-тзра, восприяпия без воспринимающего, памяпи без непрерывности! Я, научения без изменений в личности, оценки без кого-по, обладающего желаниями и способностью оценивать Психология должна всерьез отнестись к высказыванию Джеймса о том, что каждая психическая операция происходите «личностной форме», и отнестись к нему серьезнее, чем сам Джеймс В учебниках по общей психологии нередко можно обнаружить, что в последнюю главу вклинивается отдельная и довольно неожиданная трактовка личности, как бы в награду читателю, продравшемуся через завалы абстракций, касающихся человеческой психики вообще Персоналистская психология хочетперевернуть эту процедуру Личность должна задавать отправную точку Этотмомент иллюсприрует обращение Шперна с восприяпием проспранспва Традиционная психология говорито «зрипельном проспранспве» и «аудиальном проспранспве» и опноситя к ним как к полностью раздельным Штгрн утверждает чпо это неправильно, чпо тгкая процедура — прост) лабораторная абспракция Еспъ полъко одно проспранспво мое проспранспво Звуки, обьекпы и прикосновения опносяпся ко мне Безличная психология не сможет объяснит? пого, чпо человек, сидящий в соседнем кресле самолета, далек от меня, а друг, к которому я лечу, уже близок ко мне (хотя еще и находится за пысячу миль) Супъю проспранспва, рассмаприваемого психологически, является его личная релеванпноспъ Собыпия далеки, когда они лишены пикой релеванпноспи, и близки, когда обладают ею Время — это пикже личная, а не хронологическая проблема Опрезок жизни деся-пилепней давноспи можетбыпъ гораздо ближе субьекпивно ко мне, чем период два года назад, а какой-по поспупок, который я совершил вчера, можетсегодня показапъся мне непоняпным, полностью чужим элементом в моем прошлом Субьекпивно проспранспво и время слипы Мы фиксируем переживания как здесъ-и-пеперъ или как пим-и-тогда Это личноспное слияние очень непохоже на нормальные абспракции психологов, классифицирующих восприятие проспранспва (в разных мо-дальноспях) и восприяпие времени по отдельным рубрикам Суммируем персон алистская точка зрения базируется отчасти на философских аргументах, а отчасти на обращении к непосредственному опыту (феноменологии) Это, в сущности, бунтпротив позитивистской науки, склонной рассматривать индивида как досадную помеху Различные ветви персонализма в чем-то по-разному отве-чаютна вопрос что за создание — человек"? Но все они согласны, что окончательный ответраскроетперед нами творческое единство — целенаправленного, развивающегося индивида, а не совокупность реагирующих фрагментов, какой он предстаете изображении позитивизма Тайна человека будетраскрыта не путем редуцирующего анализа его существования, а только путем целостного рассмотрения хода его становления Экзистенииалистские формулировки Экзистенциализм, подобно персонализму, не имеет единого ответа на наш вопрос о природе человека На самом деле, в этом движении можно найти диамет рально противоположные (в некоторых отношениях) ответы Один экзистенциалист говоритнам, что «человек — это тщетная страсть», другой — что «человек существуете отношениях с Богом» Экзистенциализм бываеттеистический и атеистический, погруженный в отчаяние и исполненный надежд, эмпирический и мистический — кому что нравится 448 Структура и развитие личности Но еспъ определенные общие черпы Во-первых, эпо убеждение, чтз позипив-ная наука одна не можвтраскрыпъ природу человека как быпия-в-мире Каждая специальная наука слишком узка Ни одна не способна объединят И метзды позипив-ной науки склонны к опбрасыванию наиболее подходящего орудия исследований — феноменологии Недоспагючно знапъ, как человек реагируещ мы должны знапъ, как он чувстуещ как он видит свой мир, чгт означают время и проспрансгто для него (не для физика), зачем он живет чего он боитгя, за чтз он был бы готзв умерепъ Такие вопросы, касающиеся экзистенции, должны задаваться прямо человеку, а не внешнему наблюдатглю Общей также являетгя спраспъ не быпъ одураченными в отношении природы человека Если виктзрианский образ человека был, возможно, чересчур прияпным, та фрейдиспский слишком ужнеприятгн Но нужно смопрепъ в лицо всем знаниям о человеке, прияпны они или протлвны Данные биологии, психологии, анпрополо-гии важны, но тхкже важны данные истзрии, искуссгта, философии Мы спремим-ся узнапъ человека полностью Жизнь пребуетотнас знания худшего, чгюбы делапъ из него лучшее Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|