Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121988

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 515



Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом.
Средний возраст — это не только пе¬риод сохранения достигнутого, но и время серьезной, переоценки профессио¬нальной карьеры, когда человек может ощущать дискомфорт и разочарование в работе гораздо больше, чем в ранней или поздней взрослости.
Психологические исследования показывают, что после 40 лет у взрослых людей возможно из¬менение ценностей и целей. Так, например, по данным, полученным при изучении ценностно-мо-тивационной сферы офицеров МВД, у младших офицеров в возрасте до 35 лет главными ценнос¬тями выступают свобода, товарищи, друзья, обес¬печенная жизнь, а у старших (после 35 лет), наря¬ду с профессиональной деятельностью, большое значение приобретают семейная жизнь и здоро¬вье (Корчмарюк В. А., 1998).
Изменения в системе ценностей и жизненных целей нередко побуждают человека задумываться о корректировке направления своей профессиональ-ной карьеры. Что в таком случае будет выступать в качестве движущей силы, на этот счет мнения различных авторов расходятся. Д. Левинсон (1978) считает, что изменение профессионального пути будет обусловлено возвращением мечты — стремлений, идеалов и целей молодости. Л. Е. То-мас (Thomas, 1979) полагает, что общественные условия, являющиеся опос-редованной мотивацией, определят новый выбор и действия человека, ис-пытывающего резкие изменения своих ценностей и установок.
Между тем, как показывает практика, лишь малая часть людей резко изменяют свою профессиональную карьеру в середине жизни (Levinson, 1978). Мужчины делают это чаще, чем женщины, так как последние в этом возрасте все еще не оставляют попыток добиться повышения по службе и не готовы к переоценке своих профессиональных целей и достижений (Droege, 1982).
Переоценка профессиональной карье¬ры — период самоанализа, часто встреча¬ющийся в середине жизни и связанный с профессиональным выбором и продвиже¬нием вперед. Иногда приводит к изменению направления карьеры. Этап сохранения достигнутого — пе¬риод, когда человек стремится сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого он добился ранее.
В целом смена профессионального пути затрагивает, как правило, тех людей, которых к этому вынужда¬ют жизненные обстоятельства. Од¬нако меняют профессию и те, кто чувствует, что их способности не используются в полной мере на той работе, которая у них есть. Причем следует отметить, что первая при¬чина — вынужденное изменение места работы, острая нехватка де¬нег и т. д.— встречается гораздо чаще, чем вторая.

516 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 пет)ШШШШШШШШ
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Жизненные обстоятельства вынуждают человека среднего возраста не просто менять работу, но и осваивать новые сферы деятельности, требую-щие новых знаний, с целью приспособления к меняющимся условиям тру¬да. Иными словами, основным мотиватором ученичества в среднем возрасте является складывающаяся жизненная ситуация, когда человек просто вы-нужден переучиваться. Это происходит либо вследствие потери рабочего места, раннего ухода на пенсию, переезда и т. д., либо после взросления детей, когда, например, женщины вынуждены возвращаться на рынок тру¬да. Особенно это касается тех, кто занят или хочет быть занят в сферах деятельности, характеризующихся устареванием профессиональных зна¬ний. Например, в таких отраслях, как компьютерные технологии, медици¬на, техника, в которых около половины знаний устаревают примерно через 3-4 года.
Проблема устаревания знаний особенно актуальна для людей среднего возраста, потому что, во-первых, школьное и профессиональное образова-ние они получили уже много лет назад, а во-вторых — и это не менее важ-но,— продолжительность трудовой деятельности большинства взрослых людей в нашем столетии заметно увеличилась — в среднем с 21 года в 1900 году до 37 лет к 1980 году (Крайг Г., 2000).
Как показывают психологические исследования, для людей среднего возраста наиболее значимыми в процессе профессионального переобучения являются мотивы развития личности и познавательные мотивы. При этом доминируют познавательные мотивы, а мотивы развития личности, такие, как стремление расширить свой кругозор и эрудицию, повысить общекуль¬турный уровень, занимают в структуре мотивации учения человека второе место (Городецкая И. М., 1998).
В блоке опосредованных мотивов наибольшую значимость имеют сти-мульные мотивы, такие, как возможность самореализации в профессио-нальном плане, профессионализм преподавателей и т. д.
Кроме того, на структуру мотивации учения людей после 40 лет влияет и уровень образования. Для человека со средним специальным образованием особую значимость имеют познавательные мотивы, включающие в себя интерес к изучаемым предметам, желание повысить свой социальный ста¬тус и стремление получить глубокие знания.
Для человека с высшим образованием характерны мотивы развития личности и мотивы достижения. Однако какими бы ни были мотивы воз-

Мотивы развития личности — внутреннее побуждение личности расширить свой кру¬гозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься са¬мосовершенствованием.
Познавательные мотивы — стремление человека знать, уметь понимать и исследовать в той или иной области деятельности.
Опосредованные мотивы — мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющихся требований со стороны общества или рынка труда ради получения диплома, который расширит возможности трудоустройства. Стимульные мотивы — мотивы, подразумевающие наличие определенного стимула, по¬буждающего к действию, например такого, как престижность профессии, профессионализм преподавателей и т. д.



ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 517
вращения человека в процесс обучения, наблюдения показывают, что боль-шинство «учеников среднего возраста» относятся к своей учебе с повышен-ной ответственностью. Они регулярно посещают занятия и демонстрируют в учебе даже лучшие результаты, чем молодые.
Для того чтобы человек снова решился стать студентом, он должен при-нять во внимание целый ряд факторов и, как правило, заручиться поддерж-кой своей семьи. Подобное решение предполагает оценку своих способ-ностей и возможностей, поскольку студент как учащийся находится в зависимом положении.
Кроме того, взрослый человек может оказаться среди большой группы людей, которые намного моложе его; возможно, он будет старше даже сво¬их преподавателей. Разница в возрасте может стать причиной того, что на первых порах человек будет испытывать определенное чувство сомнения и дискомфорта. Тем не менее осознание той значимости и полезности, кото-рое приносит работа, помогает человеку среднего возраста преодолеть труд¬ности, связанные с профессиональным переобучением, будь то овладение новой профессией или же обычные курсы повышения квалификации.
РЕЗЮМЕ
Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образу-ющие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребнос-тей.
Среди них основными являются: реализация своего творческого потен-циала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректи-ровка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных воз-можностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте.
В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жиз¬ни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связан¬ных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной.
Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, та¬кие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отка¬зом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также опреде¬лить последующий путь мотивационного развития личности.
Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря чело-веком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть кото-рый ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоува-жении и самореализации.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «Любовь - трансформация»
  • Евгений Ильин. Мифы о романтической любви
  • Джонсон Р. О земной любви
  • Притча «Еще раз о Любви»
  • Притча «Что такое любовь»
  • Притча «Опять о Любви»
  • Притча «Краденная любовь»
  • Притча «Когда любовь сильнее смерти»
  • Как освободить своё сердце от любви и забыть любимого человека, если любовь в тягость
  • Сельченок К.В. Психосексология.
  • Притча «Что я знаю о любви?..»
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Притча «Слова для цветка любви»
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • Главный Редактор. Гороскоп Любовь для Рыб (21 февраля - 20 марта)
  • Притча «Любовь»
  • Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология.
  • Кашина Мария Юрьевна. Праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности «ЗНАМЯ СЕМЬИ — ЛЮБОВЬ»
  • Ирина Кобевко. «Любовь» до тех пор, пока взгляды совпадают? Любовь и взаимопонимание
  • Притча «Любовь и Смерть»
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?
  • Притча «История одной любви»
  • Притча «Состязание поэтов»
  • Притча «Что такое любовь...?»
  • Кузьмина Елена Валентиновна. Буклет «Пять путей к сердцу ребенка»
  • Притча «Любовь и Разлука»
  • Притча «Генерировать любовь»
  • Юлия Погребинская. Цвета нашей жизни - розовый. Психология цвета
  • Психоаналитические афоризмы II. - Шелдон Роут
  • Гаврилюк Анна Владимировна. Проект 'Моя малая родина'
  • Притча «Любовь до гроба»
  • Лайне А. Ненависть во взаимоотношениях между женщиной и мужчиной
  • Притча «Любовь»
  • Рамиль Гарифуллин. Любовь: психологические основы
  • Ватральская Оксана Валентиновна. Программа по краеведению для старшего дошкольного возраста. «Мой Красноярск»
  • Кернберг Отто - Отношения любви. Норма и патология
  • Георгий Сергацкий. Любовь — это иллюзия
  • Притча «Станьте любовью?»
  • Любовь; love
  • Рыжова Анастасия Владимировна. День семьи, любви и верности!
  • Фром Э. Искусство любить.
  • Притча «Ненависть и Любовь»
  • Притча «Слова любви»
  • Агапэ; agape
  • Любовь к конкретному человеку с пассивной готовностью ему отдаться S+-
  • Притча «Любовь»
  • Притча «Слово о любви»
  • Кельберг Любовь Михайловна , Кузнецова Олеся Владимировна. Проект социального партнерства «Я — Ангарчанин»
  • Психоаналитические афоризмы V. - О любви
  • Притча «Бог есть Любовь!»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь