|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 121988
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 515
Чем старше становится человек, тем больше он дорожит своим рабочим местом. Средний возраст — это не только пе¬риод сохранения достигнутого, но и время серьезной, переоценки профессио¬нальной карьеры, когда человек может ощущать дискомфорт и разочарование в работе гораздо больше, чем в ранней или поздней взрослости. Психологические исследования показывают, что после 40 лет у взрослых людей возможно из¬менение ценностей и целей. Так, например, по данным, полученным при изучении ценностно-мо-тивационной сферы офицеров МВД, у младших офицеров в возрасте до 35 лет главными ценнос¬тями выступают свобода, товарищи, друзья, обес¬печенная жизнь, а у старших (после 35 лет), наря¬ду с профессиональной деятельностью, большое значение приобретают семейная жизнь и здоро¬вье (Корчмарюк В. А., 1998). Изменения в системе ценностей и жизненных целей нередко побуждают человека задумываться о корректировке направления своей профессиональ-ной карьеры. Что в таком случае будет выступать в качестве движущей силы, на этот счет мнения различных авторов расходятся. Д. Левинсон (1978) считает, что изменение профессионального пути будет обусловлено возвращением мечты — стремлений, идеалов и целей молодости. Л. Е. То-мас (Thomas, 1979) полагает, что общественные условия, являющиеся опос-редованной мотивацией, определят новый выбор и действия человека, ис-пытывающего резкие изменения своих ценностей и установок. Между тем, как показывает практика, лишь малая часть людей резко изменяют свою профессиональную карьеру в середине жизни (Levinson, 1978). Мужчины делают это чаще, чем женщины, так как последние в этом возрасте все еще не оставляют попыток добиться повышения по службе и не готовы к переоценке своих профессиональных целей и достижений (Droege, 1982). Переоценка профессиональной карье¬ры — период самоанализа, часто встреча¬ющийся в середине жизни и связанный с профессиональным выбором и продвиже¬нием вперед. Иногда приводит к изменению направления карьеры. Этап сохранения достигнутого — пе¬риод, когда человек стремится сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого он добился ранее. В целом смена профессионального пути затрагивает, как правило, тех людей, которых к этому вынужда¬ют жизненные обстоятельства. Од¬нако меняют профессию и те, кто чувствует, что их способности не используются в полной мере на той работе, которая у них есть. Причем следует отметить, что первая при¬чина — вынужденное изменение места работы, острая нехватка де¬нег и т. д.— встречается гораздо чаще, чем вторая. 516 Ш Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 пет)ШШШШШШШШ МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Жизненные обстоятельства вынуждают человека среднего возраста не просто менять работу, но и осваивать новые сферы деятельности, требую-щие новых знаний, с целью приспособления к меняющимся условиям тру¬да. Иными словами, основным мотиватором ученичества в среднем возрасте является складывающаяся жизненная ситуация, когда человек просто вы-нужден переучиваться. Это происходит либо вследствие потери рабочего места, раннего ухода на пенсию, переезда и т. д., либо после взросления детей, когда, например, женщины вынуждены возвращаться на рынок тру¬да. Особенно это касается тех, кто занят или хочет быть занят в сферах деятельности, характеризующихся устареванием профессиональных зна¬ний. Например, в таких отраслях, как компьютерные технологии, медици¬на, техника, в которых около половины знаний устаревают примерно через 3-4 года. Проблема устаревания знаний особенно актуальна для людей среднего возраста, потому что, во-первых, школьное и профессиональное образова-ние они получили уже много лет назад, а во-вторых — и это не менее важ-но,— продолжительность трудовой деятельности большинства взрослых людей в нашем столетии заметно увеличилась — в среднем с 21 года в 1900 году до 37 лет к 1980 году (Крайг Г., 2000). Как показывают психологические исследования, для людей среднего возраста наиболее значимыми в процессе профессионального переобучения являются мотивы развития личности и познавательные мотивы. При этом доминируют познавательные мотивы, а мотивы развития личности, такие, как стремление расширить свой кругозор и эрудицию, повысить общекуль¬турный уровень, занимают в структуре мотивации учения человека второе место (Городецкая И. М., 1998). В блоке опосредованных мотивов наибольшую значимость имеют сти-мульные мотивы, такие, как возможность самореализации в профессио-нальном плане, профессионализм преподавателей и т. д. Кроме того, на структуру мотивации учения людей после 40 лет влияет и уровень образования. Для человека со средним специальным образованием особую значимость имеют познавательные мотивы, включающие в себя интерес к изучаемым предметам, желание повысить свой социальный ста¬тус и стремление получить глубокие знания. Для человека с высшим образованием характерны мотивы развития личности и мотивы достижения. Однако какими бы ни были мотивы воз- Мотивы развития личности — внутреннее побуждение личности расширить свой кру¬гозор, повысить эрудицию и общекультурный уровень, то есть потребность заниматься са¬мосовершенствованием. Познавательные мотивы — стремление человека знать, уметь понимать и исследовать в той или иной области деятельности. Опосредованные мотивы — мотивы, возникшие в связи с внешними обстоятельствами, например в рамках изменяющихся требований со стороны общества или рынка труда ради получения диплома, который расширит возможности трудоустройства. Стимульные мотивы — мотивы, подразумевающие наличие определенного стимула, по¬буждающего к действию, например такого, как престижность профессии, профессионализм преподавателей и т. д. ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ■ 517 вращения человека в процесс обучения, наблюдения показывают, что боль-шинство «учеников среднего возраста» относятся к своей учебе с повышен-ной ответственностью. Они регулярно посещают занятия и демонстрируют в учебе даже лучшие результаты, чем молодые. Для того чтобы человек снова решился стать студентом, он должен при-нять во внимание целый ряд факторов и, как правило, заручиться поддерж-кой своей семьи. Подобное решение предполагает оценку своих способ-ностей и возможностей, поскольку студент как учащийся находится в зависимом положении. Кроме того, взрослый человек может оказаться среди большой группы людей, которые намного моложе его; возможно, он будет старше даже сво¬их преподавателей. Разница в возрасте может стать причиной того, что на первых порах человек будет испытывать определенное чувство сомнения и дискомфорта. Тем не менее осознание той значимости и полезности, кото-рое приносит работа, помогает человеку среднего возраста преодолеть труд¬ности, связанные с профессиональным переобучением, будь то овладение новой профессией или же обычные курсы повышения квалификации. РЕЗЮМЕ Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образу-ющие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребнос-тей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потен-циала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректи-ровка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных воз-можностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жиз¬ни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связан¬ных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер, та¬кие, как ранний выход на пенсию, сокращение на работе, потеря ребенка или супруга, вынужденный переезд к новому месту жительства и т. д., могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отка¬зом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также опреде¬лить последующий путь мотивационного развития личности. Критической точкой мотивационного кризиса оказывается потеря чело-веком центрального жизненного мотива — смысла жизни и образование так называемого экзистенциального мотивационного вакуума, преодолеть кото-рый ему помогают основные жизнеобеспечивающие потребности в самоува-жении и самореализации. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|