Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61459

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

За этим открытием в области фундаментальной астрономии последовали другие свидетельства несостоятельности традиционной буддийской космологии*. В частности, он самостоятельно пришел к выводу, что его учителя были не правы, когда утверждали, что Солнце и Луна находятся примерно на одинаковом расстоянии от Земли и что они примерно одинакового размера. Из этих открытий отроческой поры родился принцип, которому Далай-Лама с тех пор неукоснительно следует: если наука способна доказать, что какая-то из доктрин буддизма не соответствует истине, значит, буддизму следует соответствующим образом измениться.
Талантливый механик
Когда Далай-Лама осматривал оборудованную по последнему слову техники нейронаучную лабораторию Дэвидсона, больше всего ему, похоже, понравилась механическая мастерская, где производятся устройства, необходимые для функционирования лаборатории. Он внимательно осмотрел токарные и сверлильные станки, ручной инструмент — все те вещи, которые ему так хотелось иметь в юности. Позже он пошутил, сказав, что его так и порывало схватить какой-нибудь из этих инструментов.
Когда он был мальчишкой и жил в Лхасе, новая игрушка могла занять его на короткое время, но настоящее наслаждение начиналось после того, как он принимался ее разбирать, чтобы узнать, как она работает. Осо
* Традиционная космология входит в состав пространного компендиума буддийской теории, известного под названием абхидхарма.
бенно привлекали юного Далай-Ламу Механизмы часов: почему движение одной шестеренки приводит в движение все остальные? Чтобы изучить принцип работы своих наручных часов, он полностью их разобрал, а затем — без чьей-либо подсказки и помощи — собрал снова, и они заработали.
Он проделывал то же самое (правда, не всегда успешно) практически со всеми механическими игрушками, которые у него были, — машинками, корабликами, самолетиками. Но когда он стал старше, на смену этим игрушкам пришли более сложные задачки. Среди подарков Далай-Лама обнаружил кинопроектор с ручным приводом — так состоялось его первое знакомство с электричеством. В допотопном кинопроекторе его вниманием завладел генератор, и Далай-Лама попытался понять, как от вращения проволочной катушки вокруг магнита возникает электрический ток. Он часами ломал голову над этим устройством, не имея возможности расспросить кого-нибудь о принципе его действия, пока сам не придумал, как заставить его работать.
Такие способности мальчика по части механики привели в изумление Генриха Харрера еще во время первой встречи. Харрер, австрийский альпинист, сбежал из британского лагеря для перемещенных лиц в Индии и провел в Лхасе последние годы Второй мировой войны и еще несколько лет после нее. По просьбе слуг Далай- Ламы Харрер устроил в Норбулинге кинотеатр для молодого человека, чтобы тот мог наслаждаться фильмами и киножурналами, которые привозили из Индии.
Однажды Харрера попросили срочно зайти в кинотеатр. Там он впервые встретился с Далай-Ламой, которому тогда было четырнадцать лет. Вскоре Харрер понял, что Далай-Лама может управляться с проектором лучше, чем он сам. Мальчишка потратил большую часть зимы на то, чтобы разобрать проектор на запчасти, а потом
собрать его снова — без посторонней помощи и без инструкции по эксплуатации.
Затем был еще работающий на мазуте генератор, который питал несколько электрических лампочек в Нор- булинге. Генератор часто ломался, и Далай-Лама вызвался его отремонтировать. На примере этой машины он узнал, как работает двигатель внутреннего сгорания, а также то, что динамо генератора при вращении создает магнитное поле.
Следующим подвигом Далай-Ламы стало применение новых знаний о двигателе внутреннего сгорания к трем антикварным автомобилям — «доджу» 1931 года выпуска и двум «остинам» 1927 года, — которые были разобраны в Индии и перевезены через Гималаи в Тибет (а теперь стояли на колодках и ржавели). С помощью молодого тибетца, который учился на шофера в Индии, он сумел оживить «додж» и один из «остинов» — это было самое волнующее достижение.
Таким образом, к шестнадцати годам молодой Далай- Лама успел полностью разобраться с принципом работы электрогенератора, кинопроектора и автомобилей.
Научный руководитель
Еще одним ранним научным увлечением молодого Далай-Ламы стал анатомический атлас на английском языке с точными картами человеческого тела. На каждой прозрачной целлулоидной странице атласа изображались отдельные биологические системы. Даже сегодня Далай- Лама говорит: «Я очень хорошо это помню: сначала человеческое тело было показано целиком. Затем его можно было разбирать по слоям — наложить или снять кожу. Затем можно было снять мышцы, чтобы увидеть сухожилия, а затем и кости. Так же с внутренними органами. Атлас был довольно подробным».
Этот интерес к анатомии был частью увлечения Далай- Ламы биологией и природой вообще. Будучи ребенком, он наблюдал за естественными циклами жизни, занимаясь собственными эмпирическими исследованиями насекомых, птиц, бабочек, растений и цветов. Сегодня Да- лай-Ламу интересуют почти все области знаний, кроме, по его собственным словам, «сухих теорий компьютерной науки».
Но в Лхасе времен его молодости эта жажда к научным знаниям оставалась по большей части неутоленной. Несмотря на то что в Лхасе жили тогда около десятка европейцев, большинство из них были дипломатами, и правила протокола не позволяли им видеться с ним почти или вообще никогда.
Харрер был исключением. Появившись в Лхасе по собственной инициативе, он стал экспертом, картографом и советником тибетского правительства и продолжал исполнять эти функции до самого возвращения на родину, в Австрию, в 1950 году. В последние полтора года своего пребывания в Лхасе Харрер стал неофициальным наставником Далай-Ламы, который встречался с ним еженедельно, донимая его вопросами на самые разные темы.
Так, имена Черчилля, Эйзенхауэра и Молотова были известны Далай-Ламе по журналам времен Второй мировой войны, но ему интересно было узнать, каким именно образом они были связаны с событиями недавней истории. Он засыпал наставника вопросами по математике, географии, мировой политике и, разумеется, чисто научными вопросами. Как работает атомная бомба? Как устроены реактивные самолеты? Что такое химические элементы и в чем заключаются молекулярные различия металлов?
Усилия Харрера как преподавателя фокусировались главным образом на уроках английского, географии и
математики. Харрер пользовался английскими учебниками, найденными в кладовых 13-го Далай-Ламы. И все- таки в своей книге, описывающей семь лет, проведенных в Тибете, Харрер достаточно прозрачно намекает, что Далай-Лама часто задавал вопросы, на которые у наставника не было ответов.
«В то время тибетцы считали, что каждый человек из западного мира знает о науке все», — сказал мне недавно Далай-Лама. И тут же со смехом добавил: «Лишь намного позже я понял, что Харрер был, по сути дела, всего лишь альпинистом, и теперь мне кажется, что вряд ли он вообще что-нибудь смыслил в науках!»
Открытие нового мира
Когда в 1959 году Далай-Лама был вынужден бежать в Индию из оккупированного китайскими коммунистами Тибета, перед ним распахнулось широкое окно в мир научных знаний, которые можно было черпать из всевозможных книг и разговоров со знающими собеседниками. Когда во время пребывания в Индии, в 1960-е и 1970-е годы, судьба сводила его с каким-нибудь ученым или даже школьным учителем, он не упускал случая засыпать собеседника вопросами. Однако такие встречи были редкими и случайными.
Другие, более насущные дела определяли, на что он должен был тратить время и с кем встречаться. Ему приходилось заниматься формированием тибетского правительства в изгнании и удовлетворением нужд тибетских беженцев, рассеянных по всей Индии. Кроме того, необходимо было исполнять религиозные обязанности главы тибетской ветви буддизма, ваджраяны. Добавьте к этому необходимость обращаться к правительствам других стран, организациям и частным лицам, которые могли помочь тибетским изгнанникам в борьбе за пре
доставление автономии оставшимся в Тибете соотечественникам.
Но даже в этих условиях он находил вре



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Пятигорский Александр. ЛЕКЦИИ ПО БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Ханова Миляуша Ринадовна. Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • Щербатской Ф.И. КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЙСКОЙ НИРВАНЫ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
  • Развитие восприятия у детей дошкольного возраста с отклоняющимся развитием. Из опыта работы.
  • Чепурина Светлана Викторовна. ОРНАМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНАЯ ФОРМА ДЕТСКОГО РИСУНКА
  • Раппорт; Rapport; Rapport
  • Психическая реальность; Psychic reality; Psychische Wirklichkeit
  • Объект; object
  • Ильина Марина Васильевна. Сенсорное развитие детей раннего возраста: «Изучение света, как способ развития зрительного восприятия»
  • Образ; Image; Bild
  • Тождество восприятия — тождество мысли; perceptual identity — thought identity
  • Погодин И.А. Психологические механизмы формирования феноменологического поля
  • Франсиско Сервер Рисунок для начинающих
  • Имаго; Imago
  • Возрождение или перерождение; Rebirth; Erneuerung; Wiedergeburt
  • Рикунова Лариса Петровна. Лето — с пользой для развития детей с нарушением зрения
  • Понкратьева Юлия Андреевна. Для родителей средней группы «Возраст почемучек».
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Четыре стадии развития компании.
  • Бимбат С.Д. Психоанализ и религия: о границах исследования религиозного опыта пациентов в психотерапевтической практике
  • Закономерности психических систем
  • Притча «Один Бог и один»
  • Упражнение «Метафора коллектива как живого организма».
  • Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы.
  • Индивидуация; Tndividuation; восамление
  • Р. Лихи. Оcознанность как духовная практика и способ восприятия мира
  • Проекция; Projection; Projektion
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Чопра Дипак. Квантовая альтернатива старению: десять установок для жизни
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Шарипова Эльмира Расимовна. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия «Олимпийские виды спорта»
  • Нейроэстетика: как произведения искусства влияют на мозг
  • Испытание реальности; reality-testing
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Биркхойзер-Оэри С. Мать как судьба
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Притча «Вопрос ламе»
  • О. Н. Салеева, Т. А. Шибаршина. Формирование зрительно — пространственного восприятия у детей с частичной потерей зрения через использование офтальмотренажёров
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Мишина Надежда Васильевна. Развитие восприятия музыки у детей дошкольного возраста.
  • Воспитание с точки зрения аналитической психологии
  • Психология восприятия цвета
  • Ощущение; Sensation; Empfindung
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Савина Людмила Владимировна. Шпаргалку по обучению детей творческому рассказыванию
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь