|
Гоулдман Дэниел. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой.Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 61035
Автор: Гоулдман Дэниел
Название: Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой. Формат: HTML, PDF Язык: Русский Скачать по прямой ссылке За этим открытием в области фундаментальной астрономии последовали другие свидетельства несостоятельности традиционной буддийской космологии*. В частности, он самостоятельно пришел к выводу, что его учителя были не правы, когда утверждали, что Солнце и Луна находятся примерно на одинаковом расстоянии от Земли и что они примерно одинакового размера. Из этих открытий отроческой поры родился принцип, которому Далай-Лама с тех пор неукоснительно следует: если наука способна доказать, что какая-то из доктрин буддизма не соответствует истине, значит, буддизму следует соответствующим образом измениться.
Талантливый механик Когда Далай-Лама осматривал оборудованную по последнему слову техники нейронаучную лабораторию Дэвидсона, больше всего ему, похоже, понравилась механическая мастерская, где производятся устройства, необходимые для функционирования лаборатории. Он внимательно осмотрел токарные и сверлильные станки, ручной инструмент — все те вещи, которые ему так хотелось иметь в юности. Позже он пошутил, сказав, что его так и порывало схватить какой-нибудь из этих инструментов. Когда он был мальчишкой и жил в Лхасе, новая игрушка могла занять его на короткое время, но настоящее наслаждение начиналось после того, как он принимался ее разбирать, чтобы узнать, как она работает. Осо * Традиционная космология входит в состав пространного компендиума буддийской теории, известного под названием абхидхарма. бенно привлекали юного Далай-Ламу Механизмы часов: почему движение одной шестеренки приводит в движение все остальные? Чтобы изучить принцип работы своих наручных часов, он полностью их разобрал, а затем — без чьей-либо подсказки и помощи — собрал снова, и они заработали. Он проделывал то же самое (правда, не всегда успешно) практически со всеми механическими игрушками, которые у него были, — машинками, корабликами, самолетиками. Но когда он стал старше, на смену этим игрушкам пришли более сложные задачки. Среди подарков Далай-Лама обнаружил кинопроектор с ручным приводом — так состоялось его первое знакомство с электричеством. В допотопном кинопроекторе его вниманием завладел генератор, и Далай-Лама попытался понять, как от вращения проволочной катушки вокруг магнита возникает электрический ток. Он часами ломал голову над этим устройством, не имея возможности расспросить кого-нибудь о принципе его действия, пока сам не придумал, как заставить его работать. Такие способности мальчика по части механики привели в изумление Генриха Харрера еще во время первой встречи. Харрер, австрийский альпинист, сбежал из британского лагеря для перемещенных лиц в Индии и провел в Лхасе последние годы Второй мировой войны и еще несколько лет после нее. По просьбе слуг Далай- Ламы Харрер устроил в Норбулинге кинотеатр для молодого человека, чтобы тот мог наслаждаться фильмами и киножурналами, которые привозили из Индии. Однажды Харрера попросили срочно зайти в кинотеатр. Там он впервые встретился с Далай-Ламой, которому тогда было четырнадцать лет. Вскоре Харрер понял, что Далай-Лама может управляться с проектором лучше, чем он сам. Мальчишка потратил большую часть зимы на то, чтобы разобрать проектор на запчасти, а потом собрать его снова — без посторонней помощи и без инструкции по эксплуатации. Затем был еще работающий на мазуте генератор, который питал несколько электрических лампочек в Нор- булинге. Генератор часто ломался, и Далай-Лама вызвался его отремонтировать. На примере этой машины он узнал, как работает двигатель внутреннего сгорания, а также то, что динамо генератора при вращении создает магнитное поле. Следующим подвигом Далай-Ламы стало применение новых знаний о двигателе внутреннего сгорания к трем антикварным автомобилям — «доджу» 1931 года выпуска и двум «остинам» 1927 года, — которые были разобраны в Индии и перевезены через Гималаи в Тибет (а теперь стояли на колодках и ржавели). С помощью молодого тибетца, который учился на шофера в Индии, он сумел оживить «додж» и один из «остинов» — это было самое волнующее достижение. Таким образом, к шестнадцати годам молодой Далай- Лама успел полностью разобраться с принципом работы электрогенератора, кинопроектора и автомобилей. Научный руководитель Еще одним ранним научным увлечением молодого Далай-Ламы стал анатомический атлас на английском языке с точными картами человеческого тела. На каждой прозрачной целлулоидной странице атласа изображались отдельные биологические системы. Даже сегодня Далай- Лама говорит: «Я очень хорошо это помню: сначала человеческое тело было показано целиком. Затем его можно было разбирать по слоям — наложить или снять кожу. Затем можно было снять мышцы, чтобы увидеть сухожилия, а затем и кости. Так же с внутренними органами. Атлас был довольно подробным». Этот интерес к анатомии был частью увлечения Далай- Ламы биологией и природой вообще. Будучи ребенком, он наблюдал за естественными циклами жизни, занимаясь собственными эмпирическими исследованиями насекомых, птиц, бабочек, растений и цветов. Сегодня Да- лай-Ламу интересуют почти все области знаний, кроме, по его собственным словам, «сухих теорий компьютерной науки». Но в Лхасе времен его молодости эта жажда к научным знаниям оставалась по большей части неутоленной. Несмотря на то что в Лхасе жили тогда около десятка европейцев, большинство из них были дипломатами, и правила протокола не позволяли им видеться с ним почти или вообще никогда. Харрер был исключением. Появившись в Лхасе по собственной инициативе, он стал экспертом, картографом и советником тибетского правительства и продолжал исполнять эти функции до самого возвращения на родину, в Австрию, в 1950 году. В последние полтора года своего пребывания в Лхасе Харрер стал неофициальным наставником Далай-Ламы, который встречался с ним еженедельно, донимая его вопросами на самые разные темы. Так, имена Черчилля, Эйзенхауэра и Молотова были известны Далай-Ламе по журналам времен Второй мировой войны, но ему интересно было узнать, каким именно образом они были связаны с событиями недавней истории. Он засыпал наставника вопросами по математике, географии, мировой политике и, разумеется, чисто научными вопросами. Как работает атомная бомба? Как устроены реактивные самолеты? Что такое химические элементы и в чем заключаются молекулярные различия металлов? Усилия Харрера как преподавателя фокусировались главным образом на уроках английского, географии и математики. Харрер пользовался английскими учебниками, найденными в кладовых 13-го Далай-Ламы. И все- таки в своей книге, описывающей семь лет, проведенных в Тибете, Харрер достаточно прозрачно намекает, что Далай-Лама часто задавал вопросы, на которые у наставника не было ответов. «В то время тибетцы считали, что каждый человек из западного мира знает о науке все», — сказал мне недавно Далай-Лама. И тут же со смехом добавил: «Лишь намного позже я понял, что Харрер был, по сути дела, всего лишь альпинистом, и теперь мне кажется, что вряд ли он вообще что-нибудь смыслил в науках!» Открытие нового мира Когда в 1959 году Далай-Лама был вынужден бежать в Индию из оккупированного китайскими коммунистами Тибета, перед ним распахнулось широкое окно в мир научных знаний, которые можно было черпать из всевозможных книг и разговоров со знающими собеседниками. Когда во время пребывания в Индии, в 1960-е и 1970-е годы, судьба сводила его с каким-нибудь ученым или даже школьным учителем, он не упускал случая засыпать собеседника вопросами. Однако такие встречи были редкими и случайными. Другие, более насущные дела определяли, на что он должен был тратить время и с кем встречаться. Ему приходилось заниматься формированием тибетского правительства в изгнании и удовлетворением нужд тибетских беженцев, рассеянных по всей Индии. Кроме того, необходимо было исполнять религиозные обязанности главы тибетской ветви буддизма, ваджраяны. Добавьте к этому необходимость обращаться к правительствам других стран, организациям и частным лицам, которые могли помочь тибетским изгнанникам в борьбе за пре доставление автономии оставшимся в Тибете соотечественникам. Но даже в этих условиях он находил вре Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|