Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 52219

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Асомния (а + лат. somnus — сон). Бессонница, нарушение сна. Проявляется затруднениями засыпания, прерывистым сном с частыми пробуждениями ночью, поверхностным сном или преждевременным пробуждением с невозможностью опять заснуть.
Син.: агрипния, диссомния, инсомния.
Ассортативные браки (фр. assorti — специально подобранный). Браки, при заключении которых обнаруживается тенденция к большому сходству некоторых фенотипических черт у брачных партнеров (речь идет о семьях, где один из супругов болен психически, в частности шизофренией). Ассортативность — предпочтительность в выборе брачного партнера по наличию (положительная ассортативность) или по отсутствию какого-либо признака (отрицательная ассортативность), приводящая к отклонению от панмиксии — равновероятного включения в брак. Практически это служит причиной того, что частота ряда психических заболеваний и состояний (шизофрения, неврозы, алкоголизм, олигофрения) выше среди брачных партнеров больных с соответствующими нозологическими формами, чем можно было бы ожидать, исходя из их популяционной частоты. Формируются, таким образом, субпопуляции с высокой генотипической корреляцией внутри них и повышенным риском заболеваемости у потомства.
Ассоциативный эксперимент (лат. associare — присоединять) [Jung С., 1906]. Проективная экспериментально-психологическая методика, использованная К. Юнгом для раскрытия присущих больному комплексов в связи с выявлением в процессе исследования увеличения латентного периода ответных речевых реакций и наличием словесных раздражителей аффектогенного характера, неиндифферентных для испытуемого. Идея словесного эксперимента была высказана раньше F. Galton, W. Wundt, И.М. Сеченовым. В советской психиатрии ассоциативный эксперимент использовался при патофизиологической [Иванов-Смоленский А.Г., 1928; Чистович А.С., 1939; Гаккель Л.Б., 1953] или патопсихологической [Зейгарник Б.В., 1962; Рубинштейн С.Я., 1970; Блейхер В.М., 1971] интерпретации получаемых данных. В патопсихологии А.э. применяется для анализа протекания мыслительных процессов по характеру ассоциаций и скорости их образования; он также предоставляет возможность изучения некоторых личностных свойств обследуемого. Известны многочисленные варианты А.э., зависящие от характера раздражителя и предопределенности в инструкции способа ответной реакции (см. Словесно-семантический эксперимент).
Ассоциация (лат. associatio — соединение). Форма связи двух или нескольких психических процессов (ощущений, представлений, мыслей, чувств, движений и др.), выражающаяся в том, что возникновение одного из них стимулирует появление другого или нескольких. Явление ассоциативной связи между несколькими психологическими процессами было известно уже Платону и Аристотелю. Аристотель различал три вида А. — по смежности, сходству и контрасту. И.П. Павлов установил, что физиологическим субстратом А. являются временные условные связи, он рассматривал А. как одно из важнейших понятий в психологии и видел в них возможность соотнесения психических явлений с физиологическими процессами. Различают А.: по смежности в пространстве и времени (письмо — марка, утро — завтрак), по сходству (сахар — снег, самолет — птица), по контрасту (живой — мертвый, утро — вечер), по созвучию (ночь — дочь, гора — горе), логически-смысловые (секунда — время, любовь — чувство). На анализе А. основан ряд методов психологического исследования человека (см. Ассоциативный эксперимент).
Астазия (а + греч. stasis — стояние). Утрата способности стоять без поддержки. Наблюдается при органических поражениях ЦНС.
Астазия-абазия [Block Р., 1888]. Невозможность стоять и ходить при сохранении силы и объема движений конечностей в постели. Рассматривается как проявление акинезии, в отличие от варианта А.-а., описанного Шарко. Симптом истерии. Необходимо дифференцировать с лобной атаксией при органических поражениях головного мозга.
При атактической форме А.-а. [Charcot J.M., 1888] координации движений мешают хореоформные подергивания и дрожания мышц ног.
Астения (греч. astheneia — бессилие, слабость). Психопатологическое состояние, характеризующееся слабостью, повышенной утомляемостью, эмоциональной лабильностью, гиперестезией, нарушениями сна.
А. гиперстеническая (греч. hyper — над, сверх, sthenos — сила) [Иванов-Смоленский А.Г., 1949] — вследствие нарушения активного торможения в клинике преобладают несдержанность, раздражительность, недостаточный самоконтроль.
А. гипостеническая — характеризуется выходящими в связи с ослаблением возбуждения на первый план явлениями истощаемости, раздражительной слабости.
Астенические состояния различаются и по этиологическим факторам, вызвавшим их: А. интоксикационная, постинфекционная, посттравматическая, соматогенная; А. гиперфагитационная (лат. hyper — сверх, fagitatio — утомление) вызывается переутомлением. В рамках органического психосиндрома выделяют А. органическую (церебрастению).
Выделялась также А. периодическая (периодическая слабость, по Анфимову Я.А., 1898), однако, как показали последующие исследования, в данном случае речь шла о циклотимии. У этих больных нередко отмечались наличие чередований состояний субдепрессии и экзальтации, а также возможность нарастания болезненных расстройств, достигающих психотической степени.
А. витальная (лат. vitalis — жизненный) [Полищук И.А., 1956] — характерна для ядерной процессуальной шизофрении и рассматривается как проявление минус-симптоматики. Психопатологически имеет много общего с витальными эмоциональными синдромами. Явления астении протекают без признаков истощаемости и нагружаемости, а обусловлены аспонтанностью, отсутствием побуждений к деятельности, при этом нет понятного гностического компонента. Типична протопатичность — психологическая немотивированность, диффузность и связь с телесными ощущениями. Резкое снижение жизни влечений и инстинктов, отсутствие побуждений и чувства жизненности. Настроение характеризуется апатией. В генезе большое значение придается слабости подкорковых образований.
А. нейролептическая [Жислин С.Г., 1960] — астенические синдромы, возникающие в связи с лечением нейролептиками как один из видов осложнений. Различают раннюю, проявляющуюся уже в начале курса терапии, и позднюю, развивающуюся при длительном лечении нейролептиками (обычно малыми дозами), астению. Анализ поздней А.н. показывает наличие в ее структуре наряду с сугубо астеническими проявлениями также паркинсоноподобных двигательных нарушений [Хесин И.И., 1970].
А. тотальная [Stiller В., 1907] — совокупность симптомов конституциональной А.: высокий рост, лептосомное телосложение, узкая грудная клетка, подвижное X ребро, слабо развитая мускулатура, склонность к побледнению кожи, «капельное сердце», тонкая аорта, спланхноптоз, слабость связок, сухожилий и соединительной ткани. Психически — А., повышенная раздражительность, утомляемость.
Син.: синдром Штиллера, А. врожденная общая.
Астенические переживания (греч. asthenos — слабый) [Kretschmer E.]. Переживания собственной малоценности. Характеризуются состояниями робкой пассивности и стыда. Могут чередоваться или смешиваться с противоположными им стеническими переживаниями. Но преимущественно человеку присуща жизненная установка к одному из этих полюсов. Этой установкой определяется доминирующий тип реакций личности, индивидуума на внешние раздражения.
Астеномания (астено + греч. mania — сумасшествие). Употребляемый во французской психиатрии термин, обозначающий психические заболевания, при которых за кратковременными состояниями психической слабости (астении) следует период возбуждения (гиперстенический или маниакальный).
Астереогноз (а + греч. stereos — твердый, объемный, пространственный, gnosis — познание). Один из вариантов агнозии, при котором страдает осязательное восприятие. Больной не может определить форму предмета на ощупь. Наблюдается при поражениях коры теменной области и объясняется дефектом суммации пространственных впечатлений [Denny-Brown D., 1958], дефектом синтеза отдельных осязательных ощущений [Лурия А.Р., 1973].
Син.: асимболия тактильная [Wernicke С., 1894], агнозия тактильная теменная [Nielsen J.M., 1946].
Астрёма болезнь [Astrom К.Е., 1958]. Множественно-очаговый прогрессирующий лейкоэнцефалит. Характерны расстройства сознания, прогрессирующее слабоумие. Неврологическая симптоматика обусловлена множественным характером очагов поражения: моно- и гемипарезы, немота, аграфия, алексин, дизартрия, гемианопсия, гемигиперестезия. Течение острое, смерть наступает через несколько недель или месяцев. Патологоанатомически — множественные связанные с сосудистой системой очаги поражения в белом и сером веществе мозга, ядрах, стволе мозга и мозжечке. Этиология неизвестна, существует мнение о вирусном характере заболевания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Астазия-абазия
  • Всемогущество; omnipotence
  • Обсессия; obsession
  • Элефтерьяди Ольга Петровна. Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
  • Синдром; syndrome
  • Мутизм; mutus
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Притча «Умение читать мысли»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Советы логопеда: логопедические упражнения для детей в домашних условиях.
  • Дурнева Людмила Альфредовна. «Красиво говорить нам помогут «колючки» и Су-Джок массажеры»
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Лурия А. Р. - Письмо и речь. Нейролингвистические исследования
  • Рудякова Надежда Юрьевна. «Сказочку я расскажу – правильно заговорю»
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Шафеева Альфия. Интегрированное занятие как средство коррекции и развития ребенка
  • Истинные галлюцинации и псевдогаллюцинации.
  • Гласс Лиллиан. Я читаю ваши мысли
  • Сахарова. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 3 УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Притча «Угадывание мыслей»
  • Притча «Когда воруют мысли»
  • Изоляция; isolation
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Отдельнова Оксана Викторовна. Комплекс упражнений, направленный на коррекцию и предупреждение речевых нарушений.
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Манухина Н.М. Социальная дезадаптация пациентов с соматическими заболеваниями как объект психологической коррекции
  • Алекситимия, как модель развития психосоматических заболеваний по П. Сифнеосу
  • Морозова Карина Анатольевна. Проект инновационной деятельности: «Использование кинезиологии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Шангараева Мария Сергеевна. Нетрадиционные методы для развития речи у дошкольников
  • Пыжикова Олеся Григорьевна. Роль воспитателя в построении корреционно-педагогического процесса с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в условиях группы компенсирующей направленности.
  • Марина Силко. Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Тема: «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников».
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Направленное и фантазирующее мышление (Directed and fantasy thinking; Gerichtetes und Phantasiedenken
  • Маршев В.И. История управленческой мысли
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Канева Елена Васильевна. Статья 'Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в коррекции звукопроизношения в условиях логопункта'
  • Романтические мысли уменьшают стресс
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Косенкова Ирина Петровна. Консультация для родителей 'Речь вашего ребенка'.
  • Шизофрения; schizophrenia
  • Компульсивный; compulsive
  • Короткова Татьяна Петровна. Занятия по детскому ПДД - Операция 'Светофор'
  • Радхакришнан Сарвепалли. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (т.2). ШЕСТЬ СИСТЕМ БРАХМАНИЗМА
  • Е. Ю. Царегородцева, С. О. Васильева. Партнерское взаимодействие психолога, логопеда и родителей в ГБДОУ для детей с речевой патологией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь