Белянин Валерий. Психолингвистика.

Категория: Библиотека » Психолингвистика | Просмотров: 140494

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

зить ободренце, но они были сразу же подавлены. До сих пор я не понимала, что это значит».
(112) Бить баклуши, валять дурака, разбазаривать время
(113) От кого отстают часы?
(114) А почему говорят, что люди на войне убивают друг друга.
Они что, друзья?
(115) Куда идёт кино?
Многие дети считают, что любой автомат (даже с газированной водой) должен стрелять, раз он так называется, и на любой машине, даже стиральной, можно куда-нибудь уехать. Аналогичным образом дети переделывают и тексты, заменяя абстрактные и незнакомые им слова на более конкретные и известные им, хотя, возможно, и не существующие в языке (116-120).


(109) Here one of the guinea-pigs cheered, and was immediately suppressed by the officers of the court. (As that is rather a hard word, I will just explain to you how it was done. They had a large canvas bag, which tied up at the mouth with strings: into this they slipped the guinea-pig, head first, and then sat upon it.)
'I'm glad I've seen that done,' thought Alice. 'I've so often read in the newspapers, at the end of trials, «There were some attempts at applause, which was

(110) Тут какая-то Морская Свинка зааплодировала и была немедленно выдворена судейскими чинами. (Так как не все знают это слово, я вам расскажу, что оно значит. У них был большой брезентовый мешок. Они сунули туда Свинку вниз головой, на верёвке опустили мешок за окно, немного подергали верёвку, и Морская Свинка весело выскочила во двор) «Очень хорошо, что я увидела, как это делается, — подумала Алиса, -°- а то в газетах часто пишут: «выдворили из пределов», а я до сих пор

(111) Тут одна из морских свинок восторженно зашумела и тотчас была подавлена стражниками. (Делалось это так: у стражников были большие холщовые мешки, отверстия которых стягивались верёвкой. В один из них они и сунули вниз головой морскую свинку, а затем на нее сели.)
«Я рада, что видела, как это делается, — подумала Аня. — Я так часто читала в газете после описания суда: были некоторые попытки выра-
ригинал Детская переделка
(116) Я земля, я своих провожаю питомцев... Я змея, я своих провожаю *пи-тонцев...
(117) Хотят ли русские войны? Котятки русские больны.
(118) Следующая станция «Площадь Восстания». Следующая станция «Площадь с хвостами».
(119) Что нежной страстью сама ко мне пылаешь... ...собакой не полаешь...
(120) Ты — моя надежда, Ты — мой идеал... Ты — моя одежда, Ты — мой * одеял...
Подобные явления («переделки») встречаются и во взрослой речи — в рамках так называемой языковой Игры — и являются не столько манифестацией задержки развития, сколько проявлением творческого отношения к речевой деятельности.
15. «Родительский» язык
Роль родителей в том, что ребёнок овладевает языком, достаточно велика. Понятно, что если языковая среда отсутствует, ребёнок не в состоянии в полном объёме усвоить язык. Но — удивительное дело — родители крайне редко поправляют грамматические ошибки детей. Причем это чаще делают родители, обладающие высоким социо-экономическим статусом. Но и они в большинстве случаев поправляют
59

детей только тогда, когда их высказывания не соответствуют действительности (121, 122).

(121) Ребёнок My тот are not boy, she girl. Моя мама (они) не мальчик, она (пропущен глагол-связка) девочка.
Родитель That's right! Правильно!
(122) Ребёнок Disney comes to our house on Tuesday! Дисней приедет к нам домой во вторник!
Родитель No, no. On Friday. Нет, нет. В пятницу!
Реагируя только на истинность высказывания ребёнка, родители редко исправляют аграмматичность его речи. В психолингвистической литературе эта проблема — отсутствия исправления грамматических ошибок — получила название проблемы негативных данных (negative evidence, absence of negative data).
Другая особенность общения взрослых с детьми, состоит в том, что взрослые говорят с детьми иначе, нежели они говорят между собой. Так, спрашивая о возрасте (123) или об имени ребёнка (124), взрослый использует уменьшительные суффиксы или обращается к ребёнку с помощью объединительного «мы» (так иногда делает врач, обращаясь к пациенту, или девушка, обращаясь к юноше, который младше её). Говоря с ребёнком, взрослый может присесть на корточки перед ребёнком и разговаривать с ним достаточно высоким и словно не своим голосом. Такого рода язык называют «родительским», или «нянькиным» языком (parentese talk, motherese talk).
(123) Сколько нам годиков?
(124) Как нас зовут?
В речи, адресованной ребёнку (child direct speech), есть и особенности синтаксиса. В частности, используемые родителями фразы достаточно коротки и обладают простой структурой. Взрослый, обращаясь к ребёнку, скорее будет использовать простые слова (125), чем научные (126).
(125) Собачка хочет пить водичку.
(126) Собака набегалась в парке и теперь ей нужно восстановить
потерю жидкости в организме.
Иногда в речи взрослых можно услышать фразы, где есть и времен-нбе несоответствие (вместо даёт (127) лучше сказать даст) и использование имён собственных вместо местоимений (ср. 128). Отсутствие личных местоимений в речи детей до двух лет как бы фиксируется на периферии языкового сознания взрослых, и они упрощают свою речь при общении с ребёнком.

1(127) Сейчас мамочка даёт Вовочке помидорчик. •
[■(128) Я сейчас дам тебе помидор.
Говоря о лексике, отметим, что слова, которые употребляют взрос-
лые в беседе с детьми, семантически более простые. Это видеть (вме-
>сто заметить), рассказать (вместо пересказать), кушать (вместо
.жевать или питаться) и т.д.
Удивительное дело, но взрослые, говоря с детьми, как бы обраща-
(ются к семантическим примитивам. В одном случае они будут говорить менее детально (129, а не 130), в другом наоборот — будут использовать родовые наименования (131) вместо видовых (132). Как взрослые угадывают, слово какого уровня абстракции надо использовать, психолингвисты пока не знают.
(129) Посмотри, какая собачка красивая.
(130) Взгляни, какая гладкая шёрстка у фокстерьера.
(131) Посмотри, какая красивая красная чашечка.
(132) Чудо, что за расписная посуда.
Кроме того, взрослые говорят с ребёнком о том, что происходит в непосредственной близости (133), а не об удалённых предметах и явлениях или об абстрактных (для них) проблемах (134).
(133) Вон бабочка на цветочек села.
(134) Опять ставка межбанковского кредита выросла.
Слова, с которыми взрослые обращаются к детям, достаточно часто содержат уменьшительно-ласкательные суффиксы (135). Подобные слова есть и в английском «родительском» языке (136-138). Они содержат ярко выраженное эмоциональное значение и относятся лингвистами к разряду субъективно-оценочных. Дело в том, что ребёнок от двух до четырёх лет в своей игре и речи персонифицирует предметы и явления окружающего мира. Он как бы уподобляет предметы себе, выражая к ним доброе отношение. А взрослые помогают ему в этом, используя чаще именно те слова, которые соответствуют уровню его развития.
(135) грибок, стульчик, машинка, кошечка



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Бадунова Ольга Михайловна. Сопряженная гимнастика пальчиков и языка
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Туркина Наталья Вениаминовна. Речь ребёнка в руках родителей
  • Юранова Светлана Викторовна. Обобщение опыта работы по теме «Эйдетика – методика развития гениальности».
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Марина Жаркова. Рекомендации для родителей детей раннего возраста
  • Слова, которых нет.
  • Турчанинова Наталья Николаевна. Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста
  • Юлия Грабельникова. Опыт работы по теме: «Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим»
  • Елена Журавлёва. Развитие речи ребёнка в условиях ДОУ и семьи
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Больная тема 'Скверные слова'
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Прокофьева Елена Николаевна. Дидактические, логопедические игры по формированию слоговой структуры слова
  • Суродеева Ольга Геннадьевна. Советы логопеда!!!
  • Апакова Гульшат Рафисовна. Развитие речи посредством игровой деятельности в условиях реализации ФГОС «Вместе весело играть»
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Путинцева Татьяна Александровна. Роль речи в умственном развитии ребёнка
  • Ладзина Марина Александровна. Буклет для родителей «Первое слово малыша»
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Комисова Тамара Сергеевна. Этапы развития фонематического восприятия.
  • Мигалева Марина Владимировна. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием русского фольклора
  • Канева Юлия Васильевна. ПРОЕКТ 'Разработка развивающих игр детей 3-4 лет'
  • Помогайко Наталья. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
  • Галина Клопшина. Неуверенный ребёнок
  • Нардекова Светлана Анатольевна. В семье особый ребёнок
  • Шарафутдинова Лилия Даннуровна. Эссе «Я- логопед»
  • Кашапова Елена Михайловна. Статья на тему «Чувствуем-познаём-размышляем»
  • Твердохлебова Надежда Викторовна. Родительское собрание во 2 младшей группе, тема собрания: «Развитие речи младших дошкольников»
  • Коновалова Вера Евгеньевна. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
  • Гомонова Лариса Геннадьевна. Консультация для родителей: «Кукольный театр дома».
  • Басалыга Лариса Петровна. Рекомендации и советы родителям по чтению детям природоведческой литературы
  • Виолет МакДермот. Идея Плеромы в гностицизме
  • Клевко Анна Ивановна. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
  • Свинцова Наталья Александровна. Развитие речи дошкольников с ОНР с использованием средств ОТСМ-РТВ-ТРИЗ»
  • Миронова Марина Алексеевна. Консультация для родителей «Почему ребёнок не говорит?
  • Упражнение для развития умения формулировать свои мыли и внимательно слушать: «Уникальные слова»
  • Бурова Ирина Ашрафовна. Готов ли ребёнок к школе?
  • Безызвестных Наталья Владимировна. Экспериментальная деятельность в ДОУ
  • Никитина Надежда Викторовна. Сборник конспектов 'Ознакомление с окружающим и развитие речи'
  • Земцова Татьяна Николаевна. Особенности развития глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи
  • Кошелева Светлана Александровна. «А Ваш ребёнок произносит звук «Р»?
  • Есина Виктория Витальевна. Консультация для родителей «Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно – ролевой игры».
  • Черкавская А.М., Пищулина С.С., Мальцева О.С.. Полезные советы родителям «10 простых приёмов стимуляции речевой деятельности ребёнка».
  • Дубровская Татьяна Владимировна. ПРОЕКТ «СЛОВ НЕТ ОДНИ ЭМОЦИИ»
  • Полуянова О.Д. Запоминаем словарные слова. 3 класс
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2 класс. Учебник в 2 частях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь