Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 54536

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Задание 3. Изучение школьника с целью профориентации
и профконсультации
Инструкция
Организация исследования предполагает анализ, с одной сто-
роны, факторов, связанных с личностью человека, выбирающего
профессию, с другой—факторов, связанных с психическими и
другими характеристиками самой профессии. Иными словами, в
равной мере должны быть подвергнуты анализу как субъективные,
так и объективные факторы. При построении учебного исследова-
ния студент может воспользоваться схемой 2.
Субъективные факторы Объективные факторы
Интересы, склонности
Мнение родителей
Мнение товарищей
Потребность общества в тех или иных
профессиях
Способности
Мнение учителя
Знания ученика о профессии Психологическое содержание про-
фессий типа:
человек — человек;
человек — природа;
человек — техника;
человек — знаковая система;
человек — художественный образ
Тип учебного заведения: ПТУ, тех-
никум, вуз

Схема 2. Факторы, которые необходимо учитывать при
профконсультации
59

Атутов П. Р., Климов Е. А. Проблемы психологии обеспечения
подготовки молодежи к труду и выбору профессии//Вопросы пси-
хологии. — 1984.—№ i. — с. 13—19. " 1Т ч v
Брагяна В. Д. Представление о профессии и самооценка про-
фессионально значимых качеств у учащейся молодежи//Вопросы
психологии. — 1976. —№ 2. — С. 146—150.
Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные
свойства нервной системы.—М.: Наука, 1970.
Климов Е. А. Как выбирать профессию.—М.: Просвещение,
i Уот.
Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических
особенностей личности на динамику профессионального самоопре-
деления//Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С. 86—93.
Психолого-педагогическая профконсультаиия учащихся- Мето-
дические рекомендации/Под ред. Е. А. Климова.—Л.: ВНИИ
профтехобразования, 1975.
Чебышева В. В. Психологические проблемы профориентации
школьников//Вопросы психологии.—1971.—№ 1.—С. 14—19.
Задание 4. Изучение личности школьника как организатора
классного коллектива
Данное исследование предполагает ориентировочный этап, на-
правленный на установление контакта с учеником, выяснение
оценки его организаторской деятельности учителями и предста-
вителями общественных организаций, сбор общих сведений об
ученике. Материалы, собранные на этом этапе, должны явиться
основой для собственно исследовательской работы студента. При
планировании исследования нужно предусмотреть два аспекта
изучения школьника: а) выяснение места школьника в системе
деловых и личных взаимоотношений в классе; б) изучение лич-
ностных качеств и организаторских способностей школьника.
В первом случае студент может использовать социометриче-
ские методики, которые позволят определить не только статус
ученика, но и количество взаимных выборов данного ученика,
мотивы выбора его одноклассниками.
Изучение личностных качеств ученика может быть ограничено
кругом тех качеств, которые определяют не только его организа-
торские способности, но и влияние ученика как личности на класс
в целом. Поэтому целесообразно подобрать методики для выявле-
ния направленности личности ученика; для изучения коммуника-
тивных, волевых, деловых черт его характера; для изучения дина-
мических особенностей личности.
Использование специальной методики для изучения организа-
торских способностей поможет дать характеристику индивиду -
60
альных особенностей проявления этих способностей у изучаемого
школьника.
Итогом исследования должна быть характеристика доминиру-
ющего стиля руководства коллективом и рекомендации по форми-
рованию необходимых сторон организаторской деятельности уче-
ника.
При организации исследования целесообразно использовать
схему 3.
Сбор общих сведений о личности школьника-организатора и установление с
ним психологического контакта
Выявление подготовленности школьника к организаторской работе и широты
его организаторского опыта
Выяснение места школьника в системе деловых и личных взаимоотношений
в классном ьоллекшве
Изучение личности школьника—организатора классного коллектива:
а) выявление направленности личности,
б) изучение характерологических особенностей (коммуникативные, волевые,
деловые, эмоциональные качества),
.в) изучение динамических особенностей личности,
г) изучение организаторских способностей
Определение доминирующего стиля руководства коллективом
Рекомендации по совершенствованию организаторской деятельности школь-
ника в коллективе и развитию соответствующих способностей
Схема 3. Изучение личности школьника как организатора классного кол-
лектива
-М.: Просвещение, 1986.
Б. Д. Парыгина.—Л.:
Лутошкин А. Н. Как вести за собой. -
Руководство и лидерство/Под ред.
Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
Уманский Л. И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика ра-
боты комсорга.—М.: Молодая гвардия, 1975.
Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности
школьников.—М.: Просвещение, 1980.
61

Задание 5. Изучение дошкольника с целью определения
его готовности к школьному обучению
Инструкция
За основу построения исследования может быть взята схема 4.
При планировании исследования учитывается изучение трех групп
факторов: а) связанных с особенностями личности дошкольника,
б) связанных с особенностями его познавательной деятельности,
в) связанных с изучением физического и психомоторного развития.
Конкретизация плана исследования зависит от тех результа-
тов, которые будут получены на этапе предварительного сбора
информации о ребенке (беседа с родителями, установление кон-
такта между исследователем и ребенком, беседа с воспитателем).
В зависимости от сформулированных гипотез и конкретных
задач исследования может быть проведено изучение личностной
готовности к обучению в школе, интеллектуальной готовности к
обучению в школе и т. п. (см. схему 4).
Результатом выполнения данного исследования должны явить-
ся психолого-педагогические рекомендации родителям и воспита-
телям по подготовке детей к обучению в школе.
Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!—М.: Просвещение,
1983.—С. 16—46.
Антропова М. В. и др. Морфофункциональные особенности де-
тей 6 лет и гигиенические рекомендации по режиму их обучения//
Новые исследования по возрастной физиологии.—1976.—№ 1.—
С. 5—7.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрас-
те.—М.: Просвещение, 1968.—С. 207—246.
Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред.
Л. А. Венгера, В. В. Холмовской.—М.: Педагогика —1978 —
С. 153—166.
Карпов Ю. В., Талызина Н. Ф. Критерии интеллектуального
развития детей//Вопросы психологии.—1985.—№ 2.—С. 52—59.
Мир детства: Дошкольник/Под ред. А. Г. Хрипковой.—М.:
Педагогика, 1979.—С. 379—415.
Мухина В. С. Изобразительная деятельность детей как фор-
ма усвоения социального опыта.—М.. Педагогика, 1981.—С 40—
58, 173—202.
Петроченко Г. Г. Развитие детей 6—7 лет и подготовка их к
школе. — Минск: Вышейшая школа.—1975.—С. 117—148.
Цветков С. А. Диагностика уровня готовности младших
школьников к обучению//Вопросы психологии.—1985.—№ 2—
С. 91—95.
Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.—
Прага: Авиценум, 1978.—С. 251—264.
62

i___________^_________________________»
Схема 4. Структурно-функциональная схема изучения психоло-
гической готовности ребенка к школьному обучению
Общая схема
выполнения учебных исследований (задания 1—5)
Выбор ученика для изучения. Цель изучения
1. Информация, послужившая основанием для выбора дан-
ного ученика (результаты наблюдения), и цель изучения.
2. Предположения, возникшие в результате наблюдения, о
возможных причинах отклонений в поведении, неуспеваемости
и т. д.
3. Конкретные задачи изучения ученика в соответствии с воз-
никшими гипотезами.
Общие сведения об ученике
1. Характеристика семейной среды (родители, их основная
работа, общественная активность, взаимоотношения в семье, от-
63

ношение к ученику и его учебной деятельности; контроль за
выполнением домашних заданий, реакции на замечания учителя,
связь со школой и т. п.).
2. Здоровье ученика: данные анатомо-физиологического об-
следования, хронические заболевания и их влияние на психиче-
ское развитие ребенка, особенности психомоторики.
3. Ученик в классном коллективе:
— особенности данного классного коллектива (уровень раз-
вития, общественная активность, общественное мнение, традиции
и т. д.);
— структура класса (реальная и формальная), к какой из
внутриклассных групп принадлежит ученик и почему;
— положение ученика в системе межличностных отношений
в классе.
4. Учебная деятельность:
— успеваемость и ее динамика за 1—1,5 года;
— отношение к различным учебным дисциплинам (по отзы-
вам учителей и самого ученика);
— интересы и их проявление в учебной и внеучебной дея-
тельности.
Методики исследования, протоколы и анализ результатов
1. Соответствие методик исследования гипотезам и задачам
исследования.
2. Интерпретация результатов.
3. Рекомендации, основанные на данных, полученных при
изучении ученика, об организации учебной или воспитательной
работы с ним.
4. Сопоставление данных, полученных в исследовании, с
мнением классного руководителя.
Задание 6. Психолого-педагогическая характеристика
классного коллектива
Задачи изучения коллектива. В ходе стажерской практики
студенту надлежит изучить классный коллектив, с которым он
работает, и составить его психолого-педагогическую характерис-
тику.
Известно, что классный коллектив зарождается, проходит в
своем развитии некоторые стадии, ступени. Становление и разви-
тие классного коллектива обусловлено внутренними и внешними
факторами. Например, содержание деятельности может быть вы-
работано внутри коллектива, но оно может быть привнесено, за-
дано лицом, не являющимся членом коллектива. Или сплочение
коллектива вначале осуществляется извне (классным руководите-
лем), а затем вступают в действие внутриколлективные силы.
Становление и развитие коллектива класса проходит при не-
посредственном участии и влиянии учителя-воспитателя, роль ко-
торого сложна и ответственна. В одних случаях он является чле-
64
ном коллектива, в других—советником, в третьих—наблюдате-
лем.
Студенту предстоит проводить работу в прикрепленном классе,
выполняя обязанности учителя и классного руководителя. Успех
зависит от того, насколько полно и глубоко он узнает коллектив
класса: его состав, организационную структуру, содержание дея-
тельности, нормы, ценности, традиции, сплоченность и другие сто-
роны жизни, а в конечном счете определит уровень развития.
Работу по изучению классного коллектива целесообразно про-
водить по следующим направлениям.
1. Общие сведения о классе.
2. Структура коллектива.
3. Коллективные дела и их выполнение.
4. Развитие коллектива.
Исходя из указанных направлений, предлагается программа.
/. Общие сведения о классе
Район, номер школы, класс. Численность учащихся (мальчи-
ков, девочек), комсомольцев. Возраст. Время существования клас-
са как коллектива.
2. Структура коллектива
Официальная структура: староста, комсорг и др. Распределе-
ние обязанностей между ними. Система соподчинения. Неофици-
альная структура: статус учащихся, лидеры, соотношение офици-
альной п неофициальной структуры (совпадение—несовпадение).
Микрогруппы в коллективе класса, источники их образования и
существования. Связь классного коллектива с коллективом школы
и параллельного класса.
3. Коллективные дела и их выполнение
Содержание коллективной деятельности (основное дело, чет-
кое знание его каждым школьником). Соотношение центральной
и промежуточной задач. Временная характеристика основного дела
(его постоянство—изменчивость). Уровень сплоченности при вы-
полнении коллективных дел. Источник инициативы при определе-
нии содержания и способов деятельности коллектива. Уровень от-
ветственности членов коллектива за порученное дело.
4. Развитие коллектива
Наличие критики, самокритики, отношение к ним учащихся.
Конфликты в классе: их частота и способы разрешения. Изменения
в структуре и содержание деятельности класса. Уровень развития
коллектива.
Методика изучения коллектива. Для получения знаний о клас-
се надлежит использовать разнообразные приемы. С целью общей
ориентировки прежде всего необходимо побеседовать с классным
руководителем, завучем, заместителем директора по воспитатель-
ной работе, ведущими занятия в данном классе, секретарем ком-
сомольской организации (пионервожатым). Их сведения должны
быть обобщены (выделить характеристики, отмеченные в ряде вы-
сказываний, а также обратить внимание на своеобразие мнений).
Б Заказ 2268
65

Основные сведения следует получить в ходе собственной учеб-
но-воспитательной работы при проведении уроков и внеклассных
дел. В качестве основных методов практикант применяет наблю-
дение, беседу, анкетирование, социометрию.
Наблюдение
Задача: выяснить инициативность, организованность и спло-
ченность класса в подготовке и проведении классного мероприя-
тия (собрания, вечера, культпохода), посвященного дате красного
календаря.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Богуславский. Психология как наука.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Рамиль Гарифуллин. Суицид: психологические основы.
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Притча «Дом любви (сказка)»
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Притча «Жизнь человека (бразильская сказка)»
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Воспитывать детей правильно - просто
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Хаверенко Жанна Валерьевна. Экспериментирование как один из методов формирования познавательной сферы дошкольников.
  • Притча «Бремя»
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Кашапова Елена Михайловна. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Желание»
  • Программа коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих низкий уровень учебной мотивации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Притча «Мне просто важно чтобы ты знал...»
  • Притча «О вопросах»
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Никитина Виктория Викторовна. «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Эрих Фром говорил…
  • Притча «Что такое ЛЮБОВЬ?»
  • Екатерина Шубина. Что такое хитрость
  • Бойцова Яна Сергеевна. «Разработка индивидуальных образовательных маршрутов в дошкольной образовательной организации как условие формирования социального опыта обучающихся в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС»
  • Птушко Елена Александровна. Консультация для родителей «Как вырастить талант?»
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Притча «Другой»
  • Притча «Я протягиваю вам свою руку»
  • Маркова Ольга Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы детей.
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Притча «Завтра»
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Кравцова Александра Александровна. Комплексное психолого-педагогическое сопровождения субъектов образовательной деятельности в ДОУ
  • Притча «Одна минута»
  • Притча «Принять все как от Бога»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь