Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Аллан Джон. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках.Категория: Педагогическая психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 46103
Автор: Аллан Джон.
Название: Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке По поводу отца понадобилось провести дополнительную работу. Ужасный сон и дальнейшая амплификация с помощью рисунка позволили Колину осмыслить свои взаимоотношения с отцом. Колину приснилось, как из болота появилось связанное чудовище (рис.3.25) и, приблизившись огромными прыжками к какому-то человеку, схватило его за горло (рис.3.26). Тем не менее чудовище не убило человека, а положило на землю и повернуло лицо к Колину (рис.3.27). Когда человек взглянул на него, Колин закричал во сне, так как вдруг понял, что это был он сам. При обсуждении этого сновидения Колин сказал: «Этим человеком был я. Во сне я хотел задушить своего отца за те унижения, которые он доставил мне. Но я не задушил его. Когда чудовище повернулось и взглянуло на меня, мною овладел безумный страх. Я жаждал мести. Я хотел причинить ему боль. Но я этого не сделал. Теперь я не боюсь чувства гнева. Гнев все еще живет во мне, но я не испытываю потребности дать ему выход. У моего отца существуют свои проблемы, и он нуждается в помощи».
Колина вскоре освободили от стационарного лечения. Он вернулся в школу, а восемь лет спустя закончил колледж. В настоящее время он состоит в браке и преуспевает в качестве художника-графика. Глава 4 Стратегия визуализации розового куста для определения возможного жестокого обращения с ребенком В последние несколько лет отмечается рост тенденции к использованию в консультативной работе с детьми изобразительных средств, рисования, визуализации и образов (Allan, 1978; Allan and Clark, 1984; Anderson, 1980; Fino, 1978; Pin-holster, 1983; Roosa, 1981; Wittmer and Myrick, 1980). Несмотря на появление множества критических оценок (Bellak, 1954; Gamma and Bortino, 1980; Harrower, 1954; Korner, 1956; Rabin, 1981; Singer, 1981), школьные консультанты-практики полагают, что эти методы помогают им в работе с учащимися. В настоящем исследовании мы сопоставили визуальные образы (т. е. рисунки) с метафорическими высказываниями (т. е. со словами, используемыми для описания рисунков) благополучных и неблагополучных детей. Наша задача заключалась в том, чтобы определить способность рисунков и слов благополучных детей отражать эмоциональное благополучие и способность рисунков и слов неблагополучных детей отражать эмоциональное неблагополучие. Благополучный ребенок был охарактеризован как учащийся, который поддерживает хорошие отношения с учителем и своими товарищами и демонстрирует обычные для его уровня психологического развития учебные навыки. Неблагополучный ребенок был определен как учащийся с противоположными характеристиками: отсутствие хороших отношений с учителем и товарищами и учебных навыков, необходимых для учебы в школьном классе данного уровня. Опытного консультанта начальной школы попросили помочь группе учителей определить 10 благополучных и 10 неблагополучных детей из 120 учащихся четвертого и пятого классов. Для исследования были отобраны учащиеся, которые соответствовали обычным требованиям шкалы Векслера для определения умственных способностей детей (Wechsler, 1974) и происходили из семей с аналогичным общественно-экономическим положением. Методика Исследование состояло из трех этапов — релаксации с использованием мысленных образов, рисования и опроса после рисования — и проводилось одним исследователем (выпускником университета). С каждым ребенком проводились одночасовые встречи. Релаксация с использованием мысленных образов. На основе мысленных образов розового куста была подготовлена десятиминутная лента звукозаписи по релаксации визуализации (Oaklander, 1978; Стивене, 1971). Предполагалось, что учащиеся будут проектировать различные грани своей личности на образ розового куста. Детям сообщили, что лента звукозаписи предназначена для развития воображения. После релаксации детям предложили представить себя в образе куста роз и обратить внимание на цветы, листья, стебли и ветки (см. Приложение А). Рисование. После релаксации с использованием мысленных образов детям выдали по листу чистой бумаги (8V2XH дюймов), простому карандашу и набору из двенадцати цветных карандашей. Детей попросили нарисовать то, что они представляли себе в процессе направленной визуализации. Опрос после рисования. После рисования исследователь задал детям 11 вопросов о том, что они испытывали, когда представляли себя в виде куста роз. К числу этих вопросов относились следующие: «На что ты похож? Расскажи мне о своих цветах, листьях и корнях. Кто ухаживает за тобой?» (См. приложение Б). Все ответы записывались на магнитофонной пленке для дальнейшей фиксации на бумаге и оценки. При этом исследователь обращал внимание на поведение детей во время всей процедуры, учитывая такие моменты, как место на бумаге, с которого они начинали рисовать. Каждому ребенку был присвоен кодовый номер, и поэтому исследователь не знал, к какой категории относились дети — благополучной или неблагополучной. Анализ данных Оценка данных по каждому ребенку производилась на основе классификации и анализа рисунков и высказываний. Классификация. Для осуществления классификации данных были привлечены три школьных консультанта, прошедших специальную подготовку в области тестирования и применения проективных методов. Консультантам предложили распределить материал по двум стопкам (для благополучных и неблагополучных детей) на основе: а)рисунков; б) первых высказываний ребенка о розовом кусте; в) сочетания детских рисунков и первых высказываний. Анализ рисунков. Анализ рисунков проводился на основе разработанного Элкишем (1960) метода противопоставления пар позитивных и негативных характеристик. К числу этих характеристик относятся взаимозависимости между ритмом и правилом, сложностью и простотой,, расширением и сжатием, интеграцией и дезинтеграцией. «Ритм» предполагает применение гибких штриховых линий для изображения дерева и указывает на свободное движение руки и приятное распределение пропорций предмета изображения. «Правило)» указывает на скованное неровное движение руки, которое нередко осуществляется чисто механически. «Сложность» относится к полному или подробному — рисунку, а «простота» — к отсутствию деталей и скудной дифференциации, которые свидетельствуют о наличии регрессии или фиксации на ранних стадиях психологического развития. -"" «Расширение» отражает ощущение распахнутости в рисунках. «Сжатие» отражает ощущение скрупулезной мелочности и тесноты. «Интеграция» передает ощущение целого, в кото - ром все предметы занимают свое место. Она свидетельствует о наличии способности устанавливать взаимосвязи, комбинировать и организовывать. «Дезинтеграция» свидетельствует о небрежности и использовании разобщенных, не связанных друг с другом предметов. Небрежность и разобщенность не способны вызвать ощущение единства. Анализ высказываний. После получения всех ответов на вопросы, заданные после рисования и мысленного представления образа розового куста, исследователь провел ряд дескриптивных сопоставлений между высказываниями благополучных и неблагополучных детей. Эти высказывания были распределены по трем группам: позитивные, нейтральные и негативные. Результаты Основу общих характеристик составили наблюдения, сделанные исследователем в процессе беседы, занятий рисованием и опроса после рисования. Подход к рисованию. 19 из 20 детей не испытывали никаких колебаний и без промедления приступили к рисованию. Обе группы (благополучных и неблагополучных детей) стремились хорошо выполнить порученное дело, тщательно подбирая цвет и концентрируя внимание на непосредственной задаче. Один ребенок (неблагополучный) не проявлял интереса к рисованию и вел себя отчужденно и замкнуто. Первоначальное размещение предмета. 8 из 10 благополучных детей начали рисовать с середины листа бумаги. 7 неблагополучных детей начали рисовать с нижней части листа. Перспективное изображение розового куста. Соотношение между размером розового куста и остальной частью картины не отличалось на рисунках обеих групп. 6 благополучных учеников нарисовали розовый куст с соблюдением перспективы, причем один ученик нарисовал куст очень маленьким, а другой очень большим. 4 неблагополучных ученика правильно использовали перспективу, хотя трое нарисовали очень большие рисунки, а трое — очень маленькие. Эти результаты позволили поставить под сомнение предположение Боландера (1977) о том, что здоровые дети с адекватной адаптированностью помещают центральную фигуру в правильную перспективу. Цветовой анализ. В процессе рисования обе группы использовали цветные карандаши, причем ни одна группа не злоупотребляла каким-либо определенным цветом. Два ученика (один благополучный и один неблагополучный) не раскрасили свои рисунки. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|