Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19761

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. Данный подход приводит к признанию того, что недостаточно организовать микросреду для всестороннего развития личности. Heдостаточно изменить деятельность, чтобы изменить сознание людей! Факты говорят о том, что деятельность может быть новой, а сознание прежним. Сейчас в 4-м классе решают сложные алгебраические уравнения. Содержание учебной деятельности существенно изменилось. Но значит ли это, что у четвероклассника такое же математической мышление, как у ученика 9-го класса? Оказывается, ученики 4-го класса решают теоретические задачи на основе наглядных образов. Наглядный образ выполняет функцию символа. Одним словом, математические уравнения четвероклассники решают на основе наглядного мышления. Следовательно, недостаточно изменить программы, учебные планы, содержание обучения, чтобы новым стало мышление.
4. Человек формируется не только в предметной, но и в непредметной деятельности. Дети черпают образцы поведения не только в школе, но и в дворовых компаниях и т. д. Общаясь друг с другом, школьники изменяют свои установки, мнения и т. п., что, в свою очередью может служить основанием для новообразований личности.
5. Акцентирование внимания на учете индивидуального в человеке. Быть индивидуальностью — это значит быть свободным творчески. Творчество учителя наиболее ярко проявляется в индивидуальном стиле деятельности.
Благоприятные условия для развития интегральной индивидуальности складываются на основе этих практических рекомендаций.







Раздел 2
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ «ВНЕШНЕЙ» ДЕТЕРМИНАЦИИ



2.1. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА СПЕЦИФИКУ СТРУКТУР
ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Для анализа целостной структуры индивидуальности В. В. Белоусом были разработаны три критерия, которые мы будем использовать и для анализа особенностей структурирования индивидуальности (В. В. Белоус, 2000). Эти критерии таковы:
1. Средняя величина насыщенности каждого уровня индивидуальности значимыми факторными весами. «Чем больше среднее значение любого природного или социального уровней, тем сильнее их влияние на успешное достижение конечного результата».
2. Наполняемость каждого фактора конкретными разноуровневыми свойствами индивидуальности (полная или частичная структура фактора по исследуемым уровням). Чем полнее структура фактора, тем более развитой и гармоничной является интегральная индивидуальность.
3. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности (ортогональные или облические). «В ортогональных структурах один и тот же показатель принадлежит одному-единственному фактору, в облических структурах — разным факторам. Это означает, что ортогональные структуры либо однозначны, либо одномногозначны. Они сужают и ограничивают возможности человека. Облические структуры — многомногозначны и обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющимся условиям объективной ситуации».
В качестве испытуемых выступили городские и сельские ученики старших классов. Гипотеза исследования состояла в том, что в зависимости от принадлежности к социуму (городскому и сельскому) структуры интегральной индивидуальности различаются.
В исследовании были использованы 36 показателей разноуровневых свойств индивидуальности, принадлежащих психодинамическому уровню, уровню вторичных свойств индивида, личностному и уровню метаиндивидуальности. Особенности структурирования интегральной индивидуальности изучались с помощью факторного анализа из пакета прикладных программ «STATISTICA».













Таблица 1
Данные факторного анализа выраженности свойств
интегральной индивидуальности до ротации
(городская и сельская выборка)

Уровни ИИ
Уровни ИИ
Городская выборка Сельская выборка


1 2 3 4 5 1
2 3 4 5
ПД 1 -44 47
2 56 54
3 65
4 47
5 46 -44 41
6 -44 -40
7 -67 -44
ВСИ 8 43 45
9 52
10 -44 40 47
11 58 48
12 54 54
Л 13 -46
15 -52 -49
16 67
17 57
18 55 69
21 -44 44 -42
22 -50 -55
23 54
24 -51 66
25 -70
26
МИ 27 44 65
28
29 -59 -71
30 43
31 -40
34 -42
35 50
36 48

Примечание: в таблице приведены значимые факторные веса, ноль и запятая опущены. ИИ - интегральная индивидуальность; ПД – психодинамический уровень; ВСИ— вторичные свойства индивида; Л — личностный; МИ — уровень метаиндивидуальности.

Данные, приведенные в таблице 1, изучались с использованием следующих критериев:
1. Средняя величина насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами.

Таблица 2
Средние значения насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми весами
Городская выборка Сельская выборка
Уровень ИИ Среднее значение Уровень ИИ Среднее значение
ПД 2,16 ПД 2,7
ВСИ 3,24 ВСИ 2,16
Л 1,13 Л 2,31
МИ 1,62 МИ 1,08

Согласно полученным данным в городской и сельской выборках обнаружены как сходства, так и различия. Сходным является то, что выделено одинаковое количество значимых факторов, показатели средней насыщенности каждого уровня значимыми весами обнаруживают наличие сходства по уровню метаиндивидуальности и психодинамическим особенностям, что свидетельствует о приблизительно одинаковом вкладе показателей данных уровней в приспособительную деятельность старших школьников.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования
  • Васильева Галина Валерьевна. Мир «неблагополучной семьи» глазами самого ребенка
  • Вильданова Лира Рауфовна. Эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Скворцова Лариса Викторовна. Сопровождение дошкольным образовательным учреждением семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
  • Татьяна Гунина. Значение семьи в жизни человека
  • Дружинин В. Н. - Психология семьи
  • Березина Татьяна Ивановна. Роль семьи в формировании личности ребенка.
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Маргарита Исакова. Консультация 'Семья'
  • Гулевская Светлана Николаевна. Заседание родительского клуба «Моя семья».
  • Пожидаева Елена Александровна. Проект «Сотрудничество семьи и ДОУ в нравственном воспитании дошкольников»
  • Гришина Елена Валентиновна. Влияние семьи на развитие личности ребёнка.
  • Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Анохина Наталья Николаевна. ФОРМЫ И МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ
  • Наталья Козлова. Педагогический проект для детей и родителей 'Семья - это счастье, любовь и удача!'
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Немцова Марина Николаевна. «Роль семьи в формировании у детей здорового образа жизни»
  • Чванова Маргарита Викторовна. Занятие по познавательному развитию «Моя семья» в подготовительной группе
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Дроздова Евгения Григорьевна. Консультация для родителей «Важность семейных традиций в воспитательной деятельности»
  • Охезина Ольга Александровна. Развлечение для дошкольников «Моя семья»
  • Морозова Марина. Психология семьи. Алкогольная зависимость
  • Панина Елена Александровна. Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
  • Калашникова Юлия. Взаимодействие семьи детского сада
  • Асевова Лайла. Проект «Моя семья» старшая группа
  • Кузьмина Е.А. Работа с сепарационными проблемами в рамках системного семейного подхода
  • Насырова Роза Муххарамовна. Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
  • Рогалевич Людмила. Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности у детей старшего и подготовительного возраста
  • Шушлебина Елена Валерьевна. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Супрун Эльвира Андреевна. Современные формы взаимодействия детского сада и семьи
  • Юлия Костюк. Роль семьи в период предшкольной подготовки
  • Ольга Мягкова. Взаимодействие ДОУ и семьи. Обобщение опыта
  • Хайрутдинова Наталья Вячеславовна. Формы активизации потенциальных возможностей семьи в художественно-эстетическом развитии дошкольников (из опыта работы)
  • Кодола Лариса. Занятие по самопознанию в старшей группе: «Я и моя семья»
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Толокольникова Надежда Николаевна. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми во второй младшей группе Тема «Моя семья»
  • Абрамова Елена Евгеньевна. Роль семьи в формировании личности.
  • Моргунова Валентина Владимировна. Сценарий родительского собрания во 2 младшей группе по теме: «Семейные традиции».
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Социально-психологическое сопровождение семьи в рамках родительского клуба в соответствии с требованиями профстандарта
  • Котельникова Юлия Алексеевна. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Влияние семьи на развитие ребенка «Основные типы детско – родительских отношений»
  • NataliStarikova. Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
  • Исламова Гульшат Радисовна. Проект «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С РОДОСЛОВНОЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь