Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н., Белых Т.В. Дифференциальная психология. Теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности.

Категория: Библиотека » Психодиагностика | Просмотров: 19922

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

3. Данный подход приводит к признанию того, что недостаточно организовать микросреду для всестороннего развития личности. Heдостаточно изменить деятельность, чтобы изменить сознание людей! Факты говорят о том, что деятельность может быть новой, а сознание прежним. Сейчас в 4-м классе решают сложные алгебраические уравнения. Содержание учебной деятельности существенно изменилось. Но значит ли это, что у четвероклассника такое же математической мышление, как у ученика 9-го класса? Оказывается, ученики 4-го класса решают теоретические задачи на основе наглядных образов. Наглядный образ выполняет функцию символа. Одним словом, математические уравнения четвероклассники решают на основе наглядного мышления. Следовательно, недостаточно изменить программы, учебные планы, содержание обучения, чтобы новым стало мышление.
4. Человек формируется не только в предметной, но и в непредметной деятельности. Дети черпают образцы поведения не только в школе, но и в дворовых компаниях и т. д. Общаясь друг с другом, школьники изменяют свои установки, мнения и т. п., что, в свою очередью может служить основанием для новообразований личности.
5. Акцентирование внимания на учете индивидуального в человеке. Быть индивидуальностью — это значит быть свободным творчески. Творчество учителя наиболее ярко проявляется в индивидуальном стиле деятельности.
Благоприятные условия для развития интегральной индивидуальности складываются на основе этих практических рекомендаций.







Раздел 2
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ «ВНЕШНЕЙ» ДЕТЕРМИНАЦИИ



2.1. ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА СПЕЦИФИКУ СТРУКТУР
ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Для анализа целостной структуры индивидуальности В. В. Белоусом были разработаны три критерия, которые мы будем использовать и для анализа особенностей структурирования индивидуальности (В. В. Белоус, 2000). Эти критерии таковы:
1. Средняя величина насыщенности каждого уровня индивидуальности значимыми факторными весами. «Чем больше среднее значение любого природного или социального уровней, тем сильнее их влияние на успешное достижение конечного результата».
2. Наполняемость каждого фактора конкретными разноуровневыми свойствами индивидуальности (полная или частичная структура фактора по исследуемым уровням). Чем полнее структура фактора, тем более развитой и гармоничной является интегральная индивидуальность.
3. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности (ортогональные или облические). «В ортогональных структурах один и тот же показатель принадлежит одному-единственному фактору, в облических структурах — разным факторам. Это означает, что ортогональные структуры либо однозначны, либо одномногозначны. Они сужают и ограничивают возможности человека. Облические структуры — многомногозначны и обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющимся условиям объективной ситуации».
В качестве испытуемых выступили городские и сельские ученики старших классов. Гипотеза исследования состояла в том, что в зависимости от принадлежности к социуму (городскому и сельскому) структуры интегральной индивидуальности различаются.
В исследовании были использованы 36 показателей разноуровневых свойств индивидуальности, принадлежащих психодинамическому уровню, уровню вторичных свойств индивида, личностному и уровню метаиндивидуальности. Особенности структурирования интегральной индивидуальности изучались с помощью факторного анализа из пакета прикладных программ «STATISTICA».













Таблица 1
Данные факторного анализа выраженности свойств
интегральной индивидуальности до ротации
(городская и сельская выборка)

Уровни ИИ
Уровни ИИ
Городская выборка Сельская выборка


1 2 3 4 5 1
2 3 4 5
ПД 1 -44 47
2 56 54
3 65
4 47
5 46 -44 41
6 -44 -40
7 -67 -44
ВСИ 8 43 45
9 52
10 -44 40 47
11 58 48
12 54 54
Л 13 -46
15 -52 -49
16 67
17 57
18 55 69
21 -44 44 -42
22 -50 -55
23 54
24 -51 66
25 -70
26
МИ 27 44 65
28
29 -59 -71
30 43
31 -40
34 -42
35 50
36 48

Примечание: в таблице приведены значимые факторные веса, ноль и запятая опущены. ИИ - интегральная индивидуальность; ПД – психодинамический уровень; ВСИ— вторичные свойства индивида; Л — личностный; МИ — уровень метаиндивидуальности.

Данные, приведенные в таблице 1, изучались с использованием следующих критериев:
1. Средняя величина насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами.

Таблица 2
Средние значения насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми весами
Городская выборка Сельская выборка
Уровень ИИ Среднее значение Уровень ИИ Среднее значение
ПД 2,16 ПД 2,7
ВСИ 3,24 ВСИ 2,16
Л 1,13 Л 2,31
МИ 1,62 МИ 1,08

Согласно полученным данным в городской и сельской выборках обнаружены как сходства, так и различия. Сходным является то, что выделено одинаковое количество значимых факторов, показатели средней насыщенности каждого уровня значимыми весами обнаруживают наличие сходства по уровню метаиндивидуальности и психодинамическим особенностям, что свидетельствует о приблизительно одинаковом вкладе показателей данных уровней в приспособительную деятельность старших школьников.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Алексеева Любовь Валерьевна. Технология «Интерактивная стена» как средство поддержки индивидуальности дошкольника
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Культовая травма и реабилитация
  • Дворянов С. В. Проблема Абсолюта и духовной индивидуальности в философском диалоге Лосского, Вышеславцева и Франка.
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Гурджиев Г. ЗАКОНОМЕРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Индивид, индивидуальное; Individ; Individual
  • Сокровище, которое трудно добыть; Treasure hard to attain
  • Федотова Мария Леонидовна. Статья о проблеме дошкольного воспитания «Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр»
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Главный Редактор. Формирование психологического здоровья у детей
  • Килошенко Мая - Психология моды:теоретический и прикладной аспекты
  • Обухова Л. ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИИ, ФАКТЫ, ПРОБЛЕМЫ
  • Бурлачук Л.Ф. - Психодиагностика: Учебник для вузов
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Корчагина Светлана Александровна. «Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ»
  • Узнайте человека по походке
  • Жердева Ольга Владимировна. «Развитие инициативности и самостоятельности в сюжетно-ролевой игре старших дошкольников посредством плоскостных игровых пазл-панелей» или «Территория игр»
  • Габдракипова Зульфия Альфридовна. Групповой психолого-педагогический, информационно- творческий проект «Адаптация детей к условиям ДОУ. Первые шаги»
  • Бесчётнова Татьяна Викторовна. Принцип интеграции в организации образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Лэпбук «Театры города Красноярска»
  • Индивидуальная зависимость психологических защит с эмоциональными и поведенческими реакциями
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Столяренко Л.Д. Педагогическая психология
  • Березовский А.Э., Крайнова Н.Н., Бондарь Н.С. Самосознание психически больных.
  • Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты.
  • Заболотная Надежда Александровна Погодаева Алёна Викторовна. Реализация педагогической технологии «Клубный час» в условиях ФГОС ДО
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Интеграция; Integration
  • Миронова М. ПОСТРОЕНИЕ ЛЕСТНИЦЫ РАЗВИТИЯ/РЕГРЕССИИ В ХРИСТИАНСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Горынина Анастасия Сергеевна. «Использование современных образовательных технологий с целью поддержки детской инициативы»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Юдина Людмила Иосиповна. Консультация для воспитателей: Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь