Болотова А. К. и Молчанова О. Н. Психология развития.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 28319

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В нашей книге особое значение придается стадиям детства. Однако упомянутая выше концепция жизненного цикла еще ждет систематического анализа. Для его подготовки я закончу эту главу диаграммой. В ней, как и в диаграмме прегени-тальных зон и модусов, главная диагональ представляет собой нормативную последовательность психосоциальных приобретений, совершаемых по мере того, как на каждой стадии еще один нуклеарный конфликт добавляет новое качество эго, новый критерий накопленной человеческой силы. Пространство ниже диагонали отводится для предшествующих вариантов разрешения каждого из этих нуклеарных конфликтов, и всякий раз они разрешаются с начала; выше диагонали отводится место для указания дериватов этих приобретений и их трансформаций в созревающей и зрелой личности.
В основе такого картирования лежат следующие предположения:
(1) человеческая личность, в принципе, развивается по ступеням, предопределяемым готовностью растущего индивидуума проявлять стойкий интерес к расширяющейся социальной среде, познавать ее и

взаимодействовать с ней;
(2) общество, в принципе, стремится к такому устройству, когда оно соответствует такой готовности и поощряет эту непрерывную цепь потенциалов к взаимодействию, а также старается обеспечивать и стимулировать надлежащую скорость и последовательность их раскрытия. В этом и состоит «поддержание человеческого общества».
Однако карта — это лишь инструмент мышления и поэтому не может претендовать на роль предписания, требующего неукоснительного выполнения в практике воспитания и обучения ребенка, в психотерапии или же в методологии изучения детей. Представляя психосоциальные стадии в виде эпигенетической карты, аналогичной той, что использовалась во второй главе для анализа психосексуальных стадий по Фрейду, мы фиксируем в сознании определенные и разграниченные методологические шаги. Единственная цель этой работы — облегчить сравнение стадий, впервые распознанных Фрейдом как сексуальные, с другими
59
графиками развития (физического, когнитивного). Но любая отдельная карта очерчивает границы только одного графика, и нашему наброску психосоциального графика вовсе не следует вменять в вину, что он намеренно содержит в себе туманные утверждения общего характера, касающиеся других сторон развития — или, если угодно, существования. Хотя эта карта, например, и перечисляет последовательную цепь конфликтов, или кризисов, мы не сводим все развитие к цепи кризисов; мы лишь утверждаем, что психосоциальное развитие происходит посредством критических шагов — «критических» в смысле поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой.
В этом месте было бы полезно расшифровать методологические предпосылки эпигенетической матрицы. Выделенные квадраты главной диагонали одновременно означают и последовательность стадий, и постепенное развитие органических компонентов: иначе говоря, наша карта придает определенную форму временной прогрессии дифференциации органов. Она показывает, что, во-первых, каждый критический пункт психосоциального «штатного расписания» систематически связан со всеми остальными, а они все, в свою очередь, зависят от правильного развития в правильной последовательности каждого такого пункта; и, во-вторых, каждый пункт существует в некоторой форме до того, как обычно наступает его критическое время.
Если я говорю, например, что преобладание базисного доверия над недоверием есть первый шаг в психосоциальной адаптации, а преобладание автономной воли над стыдом и сомнением — второй такой шаг, то соответствующее схематическое изображение выражает ряд фундаментальных отношений, существующих между двумя этими шагами, равно как и некоторые существенные для них обстоятельства. Каждый пункт приходит к своему доминирующему влиянию, испытывает свой кризис и находит свое устойчивое разрешение на протяжении обозначенной стадии. Но все они должны существовать с самого начала в какой-то форме, ибо каждое действие требует интеграции всех остальных. Так, младенец с самого начала может демонстрировать нечто подобное «автономии» в ее специфической форме, когда яростно пытается высвободиться, если его чересчур крепко держат. Однако в нормальных условиях только на втором году жизни он начинает сознавать критическую противоположность бытия автономным созданием и зависимым существом; и только тогда он готов для решающего столкновения со своим окружением, которое, в свою очередь, считает себя обязанным передать ребенку
60
собственные представления и понятия об автономии в принуждении способами, вносящими существенный вклад в характер и жизнеспособность его личности в его культуре. Именно это столкновение вместе с наступающим в результате кризисом мы эмпирически описали для каждой стадии. Что касается продвижения вперед от одной стадии к следующей, то главная диагональ указывает ту последовательность, которой обычно придерживаются. Однако она также оставляет возможность вариаций в темпе и интенсивности. Индивидуум или культура могут чрезмерно задерживаться на доверии и продвигаться от ступени 11( через 12 к ступени П2 либо ускоренно продвигаться вперед от ступени 12 через IIа к ступени П2. Но каждое такое ускорение или (относительное) отставание предположительно видоизменяет все более поздние стадии.
III локомоторно генитальная стадия
II мышечно-анальная стадия
I орально-сенсорная стадия
III локомоторно генитальная стадия Инициатива
против
чувства
вины

II мышечно-анальная стадия


Автономия
против
стыда и
сомнения





I орально-сенсорная стадия Базисное
доверие
против
недоверия


Таким образом, эпигенетическая диаграмма представляет систему зависящих друг от друга стадий; и хотя отдельные стадии, возможно, изучены более или менее основательно (или же обозначены более или

менее точно), диаграмма предполагает, что их исследование всегда должно вестись с учетом полной конфигурации стадий. В таком случае диаграмма привлекает мысль исследователя ко всем ее пустым клеткам: если мы занесли базисное доверие в клетку I , а целостность в клетку VHI8, то мы оставляем открытым вопрос о том, каким доверие могло бы стать на стадии, где господствует потребность в целостности, равно как мы оставили открытым вопрос о том, на что оно может походить и как, собственно, его называть на стадии, где доминирует стремление к автономии (И ). Все, что мы намереваемся подчеркнуть, сводится к следующему: доверие, вероятно, развивается по своему собственному плану до того, как оно становится чем-то 61
VIII Зрелость Целостность против отчаяния
VII Взрослость Генера-тивность против стагнации
VI Ранняя взрослость Близость
против
изоляции
V Подростковый возраст и ран няя юность Идентичность против смешения ролей
IV Латентная стадия Трудолюбие против чувст ва неполноценности
III Локомо-торно-ге-нитальная Инициатива против чувства в и н ы
II Мышечно-анальная стадия Автономия против стыда и сомнения
I Орально-сенсорная стадия Базисное доверие против недоверия
большим в том критическом столкновении, где развивается автономия, — и так далее, вверх по вертикали эпигенетической матрицы. Если мы предположим, что на последней стадии (VIIIj) доверие развилось в наиболее зрелую веру, какую только пожилой человек мог собрать в своей социальной среде и исторической эпохе, наша карта позволяет высказать соображения не только о том, каким мог бы быть такой человек, но и о том, какие подготовительные стадии он должен был бы пройти. Из всего этого должно быть ясно, что карта эпигенеза предполагает глобальную форму мышления и переосмысливания, которая оставляет детали методологии и терминологии для последующего изучения1.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Притча «В чём смысл жизни»
  • Елена Жаренко. Сочинение на тему: 'Учитель в наше время'
  • Притча «Обида»
  • Притча «Купи!»
  • Притча «Уснувший ученик»
  • Притча «Кто сказал А, тот должен сказать и Б»
  • Притча «Свёрток»
  • Притча «Сопереживание продавца»
  • Притча «Думай своей головой»
  • Притча «Три твои ошибки»
  • Притча «Поиск просветления»
  • Притча «Самый лучший бизнес»
  • Притча «Лучший день в неделе»
  • Притча «С первого взгляда»
  • Туревская Е.И. Возрастная психология.
  • Притча «Больной учитель»
  • Притча «Труднее или легче?»
  • Притча «Краткая речь»
  • Притча «Просто так»
  • Притча «Голод»
  • Притча «Профессор для школы»
  • Притча «Доверчивость Учителя»
  • Притча «Искренность и естественность»
  • Притча «Не судите»
  • Притча «Время — деньги»
  • Притча «Что сильнее нравится?»
  • Притча «Недостаточно страдаешь»
  • Притча «Создавай ветер»
  • Притча «Неправильный вопрос»
  • Притча «Мозги»
  • Притча «Ученик-пьяница»
  • Притча «Покупатель не должен»
  • Притча «Пусть учится»
  • Притча «Везде свои трудности»
  • Притча «Излишний вопрос»
  • Притча «Украденная пища»
  • Притча «Только дождись момента»
  • Притча «Почему у матери только две руки»
  • Притча «Я постигаю Путь вместе с вами»
  • Притча «Должен ли быть руководитель лучшим?»
  • Притча «Не врачом и не полицейским»
  • Притча «Где прячется источник счастья»
  • Притча «Пакет с картошкой»
  • Притча «Лучший клиент»
  • Притча «Учитель, я пришел»
  • Притча «Недостаточно внимательно»
  • Притча «Сделать паузу»
  • Притча «Ненужные качества»
  • Притча «Большие и маленькие фирмы»
  • Притча «Значение иероглифа»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь