|
Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 26259
Автор: Карпинский К.В.
Название: Человек как субъект жизни. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Таким образом, соотношение активности и деятельности диалектично: активность является «субстанцией» деятельности, а деятельность формой материализации активности. Деятельность «возделывается» из активности и тогда, активность принимает форму деятельности, но возможно и обратное движение, когда активность преобразует деятельность и стимулирует ее развитие. На ранних этапах онтогенеза человека активность индивида облекается в деятельность личности, а на более поздних стадиях -«дыры» и «прорехи» в деятельности субъекта «латаются» активностью личности. Субъект активности превращается в субъекта деятельности при условии, что активность переходит в деятельность, то есть организуется посредством смыслов, целей и предметных значений. При этом наибольшая нагрузка выпадает на смысловую регуляцию, которая стабилизирует внешнюю и внутреннюю структуру активности. Благодаря смысловой регуляции активность воспроизводится субъектом как осмысленная, целеустремленная и культурно опосредованная деятельность. Поэтому субъект деятельности - это продукт культурно-исторического развития, производный от филогенеза и онтогенеза смысловой регуляции. Субъекта активности от субъекта деятельности отделяет долгий процесс овладения культурно-историческими формами деятельности. В первую очередь должны быть усвоены и
64 присвоены культурно-исторические системы смысловых отношений субъекта к окружающей действительности - системы смыслов, а также системы конвенциональных значений. Интериориза-ция этих систем результируется формированием структур психической регуляции деятельности субъекта. В результате ин-териоризации формируются структуры смысловой, целевой и инструментальной регуляции деятельности. Эти структуры образуют «идеальную форму» - репрезентацию деятельности во внутреннем мире человека. Вот что пишет В.В.Давыдов о формировании идеальных форм деятельности человека: «Условия их происхождения внутренне связаны с процессом общественно-исторического наследования подрастающими поколениями умений (шире - способностей) производить орудия, различные вещи, реальное материальное и духовное общение. Для того, чтобы одно поколение людей могло передать другим поколениям такие свои реально проявляющиеся умения (способности), оно должно предварительно создать и соответствующим образом оформить их общественно значимые, всеобщие эталоны. Возникает необходимость в изучении особой сферы общественной жизни, которая создает и языковым способом оформляет эти эталоны - они могут быть названы идеальными формами орудий, вещей, реального общения (т.е. формами вещей вне вещей). Эта сфера и есть сфера культуры. Присвоение новыми поколениями ее продуктов (эталонов умений как идеальных форм вещей) служит основой исторического наследования или реальных производственных и прочих умений и способностей» [85, с. 33]. В свете данных представлений культура предстает как «свернутая» и «упакованная» в культурных предметах и языке внутренняя структура человеческой деятельности. Смыслы, цели и орудия деятельности черпаются в процессе психического развития субъекта из культуры. Поэтому проблема субъекта должна рассматриваться как проблема психического развития человека в лоне культуры, проблема психологических механизмов и закономерностей врастания человека в культуру и взращивания культуры во внутреннем мире человека. Отлучение человека от культуры фатальным образом препятствует формированию в нем субъекта деятельности. В этом контексте всплывает давний вопрос о соотношении понятий индивида, субъекта и личности. К решению этого вопроса приложились видные российские психологи - Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и другие. Вопрос о соотношении индивида и личности снимается единогласным признанием дуа- 65 лизма биологических и социальных свойств человека. А вот вопрос о соотношении субъекта с индивидом и личностью далеко не так прозрачен и прост. Философская категория активности шире конкретно-научного понятия «деятельность», сообразно чему субъект деятельности есть всегда частная ипостась субъекта активности. В предельно широком понимании активность - это всякое взаимодействие человека с миром. Но взаимодействие человека с миром никогда не сводится только к деятельности, хотя деятельность выступает главной формой этого взаимодействия. Активность как взаимодействие субъекта с миром существует до формирования деятельности и сохраняется после ее распада. Точно так же человек продолжает существование как субъект активности даже после деградации субъекта деятельности. Деятельность - это качественный уровень активности, который возникает в условиях человеческого способа бытия, а субъект деятельности - это качественное проявление субъекта активности, которое детерминируется специфически человеческими способами психической регуляции активности. Как пишет А.В.Брушлинский, «взаимодействие человека с миром никогда не сводится к деятельности, и - более того - это взаимодействие начинается до возникновения деятельности у любого конкретного индивида» [86, с. 233-234]. Субъектом может быть как индивид, так и личность. Однако, говоря об индивиде как о субъекте, следует вести речь о субъекте активности. В самом широком философском смысле субъект - это человек и как биологический индивид, и как социальный индивид, и как личность. Философское понимание субъекта основывается на дихотомии активного человека и пассивного объекта. Определяя же личность как субъекта в узком психологическом аспекте, надлежит ставить вопрос о субъекте деятельности. Кардинальное отличие между субъектом-индивидом и субъектом-личностью коренится в характере той активности, которую они осуществляют. Индивид осуществляет врожденную ему активность, которая берет исток в биологически унаследованных им потребностях и влечениях. Личность осуществляет деятельность как «укрощенную» при помощи культурно-исторических орудий и собственных «функциональных органов» активность. Активность личности как субъекта всегда осмысленна, осознана и «армирована» культурными орудиями. Определяя отличие личности от индивида, А.Н.Леонтьев пишет, что «личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляю- 66 щих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности» [133, с. 178]. Субъект деятельности всегда является личностью, а личность всегда является субъектом деятельности. Другое дело, что личность всегда едина, а субъект умножается пропорционально разветвлению различных видов деятельности. Получается, что субъект - это частное «амплуа» личности в сфере реализации вполне определенного и самостоятельного вида деятельности. Многоплановая и разноуровневая активность человека является объектом изучения многих научных дисциплин. В предмет психологии включается не всякий план и не каждый уровень активности человека, а именно деятельность в ее неразрывной связи с личностью. Активность биологического индивида и социального индивида интересует психологов лишь постольку, поскольку данные виды активности обеспечивают физиологию и социальную технологию деятельности личности. В этой связи А.В.Брушлинс-кий отмечает, что психология «вынуждена более строго уточнять предмет своего исследования, выделяя специфически-психологический аспект субъекта, его деятельности и всех ее составляющих» [86, с. 134]. Представляется, что психологический анализ деятельности должен сосредоточиваться именно на личности, функционирующей в качестве субъекта деятельности. Следующий теоретический момент, в котором необходимо отдавать отчет при исследовании субъекта, заключается в двояком соотношении деятельности и личности как субъекта деятельности. Как выяснилось, деятельность являет собой универсальную форму взаимодействия личности со своим жизненным миром или, другими словами, деятельность - это инвариантная форма личностной активности человека. На личностном уровне организации активность человека трансформируется в собственно человеческую деятельность. Логично полагать, что личность является носителем деятельности. Нередко в психологической литературе личность именуется субъектом на том лишь основании, что она осуществляет «ношение» деятельности. Такое понимание субъекта является теоретически правильным, но ограниченным, поскольку субъектность предполагает не только репродукцию деятельности, но и ее генерацию, инициацию, пре- 67 образование. Если исходить из трактовки субъекта-носителя деятельности, то все процессы и эффекты созидания деятельности личностью остаются скрытыми от глаз исследователей. На наш взгляд, соотношение личности и деятельности двояко: личность является «внутренним моментом» деятельности как универсальной формы человеческой практики (личность как носитель деятельности), а также субъектом-творцом деятельности - носителем особой формы активности, направленной на саму деятельность. Личность одновременно располагается и «внутри» деятельности, растворяясь в ее потоке, и «над» деятельностью, противопоставляясь ей. Традиционное ограничение в психологическом понимании субъекта в том, что личность замыкается «внутри» деятельности и не отпускается «с короткого поводка» отдельных действий и операций. На самом деле личность как субъект вздымается над деятельностью для осуществления контрольных, надзорных, корригирующих операций над ней. Развитие психологии субъекта требует освобождения личности из «плена» деятельности, рассмотрение ее не как заточенной в процессе и в пределах деятельности, а в процессе выхода за эти пределы для изменения и развития деятельности. Это требование связано с тем, что субъект по определению есть контрольно-надзорная инстанция психической регуляции, а для контроля и коррекции деятельности личность должна быть не погружена в деятельность, а дистанцироваться от нее и находиться над ней. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|