Карпинский К.В. Человек как субъект жизни.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 25937

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Таким образом, соотношение активности и деятельности диалектично: активность является «субстанцией» деятельности, а деятельность формой материализации активности. Деятельность «возделывается» из активности и тогда, активность принимает форму деятельности, но возможно и обратное движение, когда активность преобразует деятельность и стимулирует ее развитие. На ранних этапах онтогенеза человека активность индивида облекается в деятельность личности, а на более поздних стадиях -«дыры» и «прорехи» в деятельности субъекта «латаются» активностью личности. Субъект активности превращается в субъекта деятельности при условии, что активность переходит в деятельность, то есть организуется посредством смыслов, целей и предметных значений. При этом наибольшая нагрузка выпадает на смысловую регуляцию, которая стабилизирует внешнюю и внутреннюю структуру активности. Благодаря смысловой регуляции активность воспроизводится субъектом как осмысленная, целеустремленная и культурно опосредованная деятельность. Поэтому субъект деятельности - это продукт культурно-исторического развития, производный от филогенеза и онтогенеза смысловой регуляции. Субъекта активности от субъекта деятельности отделяет долгий процесс овладения культурно-историческими формами деятельности. В первую очередь должны быть усвоены и
64
присвоены культурно-исторические системы смысловых отношений субъекта к окружающей действительности - системы смыслов, а также системы конвенциональных значений. Интериориза-ция этих систем результируется формированием структур психической регуляции деятельности субъекта. В результате ин-териоризации формируются структуры смысловой, целевой и инструментальной регуляции деятельности. Эти структуры образуют «идеальную форму» - репрезентацию деятельности во внутреннем мире человека. Вот что пишет В.В.Давыдов о формировании идеальных форм деятельности человека: «Условия их происхождения внутренне связаны с процессом общественно-исторического наследования подрастающими поколениями умений (шире - способностей) производить орудия, различные вещи, реальное материальное и духовное общение. Для того, чтобы одно поколение людей могло передать другим поколениям такие свои реально проявляющиеся умения (способности), оно должно предварительно создать и соответствующим образом оформить их общественно значимые, всеобщие эталоны. Возникает необходимость в изучении особой сферы общественной жизни, которая создает и языковым способом оформляет эти эталоны - они могут быть названы идеальными формами орудий, вещей, реального общения (т.е. формами вещей вне вещей). Эта сфера и есть сфера культуры. Присвоение новыми поколениями ее продуктов (эталонов умений как идеальных форм вещей) служит основой исторического наследования или реальных производственных и прочих умений и способностей» [85, с. 33]. В свете данных представлений культура предстает как «свернутая» и «упакованная» в культурных предметах и языке внутренняя структура человеческой деятельности. Смыслы, цели и орудия деятельности черпаются в процессе психического развития субъекта из культуры. Поэтому проблема субъекта должна рассматриваться как проблема психического развития человека в лоне культуры, проблема психологических механизмов и закономерностей врастания человека в культуру и взращивания культуры во внутреннем мире человека. Отлучение человека от культуры фатальным образом препятствует формированию в нем субъекта деятельности.
В этом контексте всплывает давний вопрос о соотношении понятий индивида, субъекта и личности. К решению этого вопроса приложились видные российские психологи - Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и другие. Вопрос о соотношении индивида и личности снимается единогласным признанием дуа-
65
лизма биологических и социальных свойств человека. А вот вопрос о соотношении субъекта с индивидом и личностью далеко не так прозрачен и прост.
Философская категория активности шире конкретно-научного понятия «деятельность», сообразно чему субъект деятельности есть всегда частная ипостась субъекта активности. В предельно широком понимании активность - это всякое взаимодействие человека с миром. Но взаимодействие человека с миром никогда не сводится только к деятельности, хотя деятельность выступает главной формой этого взаимодействия. Активность как взаимодействие субъекта с миром существует до формирования деятельности и сохраняется после ее распада. Точно так же человек продолжает существование как субъект активности даже после деградации субъекта деятельности. Деятельность - это качественный уровень активности, который возникает в условиях человеческого способа бытия, а субъект деятельности - это качественное проявление субъекта активности, которое детерминируется специфически человеческими способами психической регуляции активности. Как пишет А.В.Брушлинский, «взаимодействие человека с миром никогда не сводится к деятельности, и - более того - это взаимодействие начинается до возникновения деятельности у любого конкретного индивида» [86, с. 233-234].
Субъектом может быть как индивид, так и личность. Однако, говоря об индивиде как о субъекте, следует вести речь о субъекте активности. В самом широком философском смысле субъект - это человек и как биологический индивид, и как социальный индивид, и как личность. Философское понимание субъекта основывается на дихотомии активного человека и пассивного объекта. Определяя же личность как субъекта в узком психологическом аспекте, надлежит ставить вопрос о субъекте деятельности. Кардинальное отличие между субъектом-индивидом и субъектом-личностью коренится в характере той активности, которую они осуществляют. Индивид осуществляет врожденную ему активность, которая берет исток в биологически унаследованных им потребностях и влечениях. Личность осуществляет деятельность как «укрощенную» при помощи культурно-исторических орудий и собственных «функциональных органов» активность. Активность личности как субъекта всегда осмысленна, осознана и «армирована» культурными орудиями. Определяя отличие личности от индивида, А.Н.Леонтьев пишет, что «личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляю-
66
щих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие того особого образования, которое мы называем личностью. Оно определяется природой самих порождающих его отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности» [133, с. 178].
Субъект деятельности всегда является личностью, а личность всегда является субъектом деятельности. Другое дело, что личность всегда едина, а субъект умножается пропорционально разветвлению различных видов деятельности. Получается, что субъект - это частное «амплуа» личности в сфере реализации вполне определенного и самостоятельного вида деятельности. Многоплановая и разноуровневая активность человека является объектом изучения многих научных дисциплин. В предмет психологии включается не всякий план и не каждый уровень активности человека, а именно деятельность в ее неразрывной связи с личностью. Активность биологического индивида и социального индивида интересует психологов лишь постольку, поскольку данные виды активности обеспечивают физиологию и социальную технологию деятельности личности. В этой связи А.В.Брушлинс-кий отмечает, что психология «вынуждена более строго уточнять предмет своего исследования, выделяя специфически-психологический аспект субъекта, его деятельности и всех ее составляющих» [86, с. 134]. Представляется, что психологический анализ деятельности должен сосредоточиваться именно на личности, функционирующей в качестве субъекта деятельности.
Следующий теоретический момент, в котором необходимо отдавать отчет при исследовании субъекта, заключается в двояком соотношении деятельности и личности как субъекта деятельности. Как выяснилось, деятельность являет собой универсальную форму взаимодействия личности со своим жизненным миром или, другими словами, деятельность - это инвариантная форма личностной активности человека. На личностном уровне организации активность человека трансформируется в собственно человеческую деятельность. Логично полагать, что личность является носителем деятельности. Нередко в психологической литературе личность именуется субъектом на том лишь основании, что она осуществляет «ношение» деятельности. Такое понимание субъекта является теоретически правильным, но ограниченным, поскольку субъектность предполагает не только репродукцию деятельности, но и ее генерацию, инициацию, пре-
67
образование. Если исходить из трактовки субъекта-носителя деятельности, то все процессы и эффекты созидания деятельности личностью остаются скрытыми от глаз исследователей.
На наш взгляд, соотношение личности и деятельности двояко: личность является «внутренним моментом» деятельности как универсальной формы человеческой практики (личность как носитель деятельности), а также субъектом-творцом деятельности - носителем особой формы активности, направленной на саму деятельность. Личность одновременно располагается и «внутри» деятельности, растворяясь в ее потоке, и «над» деятельностью, противопоставляясь ей. Традиционное ограничение в психологическом понимании субъекта в том, что личность замыкается «внутри» деятельности и не отпускается «с короткого поводка» отдельных действий и операций. На самом деле личность как субъект вздымается над деятельностью для осуществления контрольных, надзорных, корригирующих операций над ней. Развитие психологии субъекта требует освобождения личности из «плена» деятельности, рассмотрение ее не как заточенной в процессе и в пределах деятельности, а в процессе выхода за эти пределы для изменения и развития деятельности. Это требование связано с тем, что субъект по определению есть контрольно-надзорная инстанция психической регуляции, а для контроля и коррекции деятельности личность должна быть не погружена в деятельность, а дистанцироваться от нее и находиться над ней.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Главный Редактор. Профессиональное саморазвитие воспитателя
  • Левченко Ольга Сергеевна. Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности
  • Эргеева Галина Дмитриевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Людмила Анатольевна Панова. Развитие самостоятельной познавательной активности детей через проектную деятельность
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Земскова Надежда Александровна. Ознакомление детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Улитина Ирина Вячеславовна. Статья на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Роджерс К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта.
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности
  • Ванцына Наталья Витальевна. Доклад на тему: «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии ФГОС»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Архипова Алла Германовна. Дошкольное образование – платформа воспитания и развития личности
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
  • Вольская Наталья Михайловна. «Познавательная деятельность у дошкольников»
  • Главный Редактор. Психологическое здоровье школьников
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Кекенджинова Эльвира Очировна. Доклад на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности.
  • Гордиенко Наталия Владимировна. «Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Габайдуллина Алена Владимировна. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в коллективной театрализованной деятельности
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Гулюза Хазиева. Отчет по самообразованию
  • Кузьмина Марина Александровна. ЗНАЧЕНИЕ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Зюзина Алена Ильинична, Мащук Татьяна Николаевна. РАЗВИТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ АКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. План по самообразованию «Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания»
  • Полина Евдокимова. Влияние театрализованной и музыкальной деятельности на психологическое развитие ребенка
  • Ледовских Марина Александровна. Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Не огнем горит она, батарейками полна»
  • Шестовских Анастасия. Влияние предметной деятельности на развитие познавательных интересов у детей раннего дошкольного возраста
  • Конструктивное
  • Мальцева Людмила Владимировна. Презентация 'Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания'
  • Вохмянина Наталья Сергеевна. Организация простейших опытов в процессе исследовательской деятельности с детьми 3-4 лет
  • Рычагова Елена Сергеевна. Нестандартный стандарт дошкольного образования: Дошкольник как субъект образовательного процесса (проблема индивидуализации образования)
  • Ферапонтова О. И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала
  • Савельева Галина Сергеевна. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
  • Кальчик Лариса Александровна. Как развить творческие способностей у детей дошкольного возраста через театральную и досуговую деятельность
  • Игнатьева Ольга Анатольевна. Театральное творчество — как средство нравственно — патриотического воспитания
  • Емельянова Наталья Александровна. Конспект образовательной деятельности «Превращения воды»
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь