|
Квинн В. Прикладная психология.Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 379414
Автор: Квинн В.
Название: Прикладная психология. Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Восприятие и внимание
На восприятие в большой мере влияет активность внимания. Если, сидя на лекции, вы находитесь в полудреме, то, к сожалению, до вашего сознания из услышанного дойдет очень мало или вообще ничего. Находиться в постоянном сосредоточении весьма непросто, поэтому поэтому всегда лучше вести конспект и сознательно прилагать усилия к тому, чтобы слушать внимательно. Вы заметили ошибку в последнем предложении? Вероятно, вы сконцентрировались на содержании, и, хотя ваши глаза видели, что слово «поэтому» повторено дважды, вы не обратили на это внимания. Аналогичным образом, читая эту книгу, вы не обращали ни малейшего внимания на свой большой палец до тех пор, пока он не был упомянут в этом предложении. Человек просто не в силах удерживать в поле восприятия все окружающие его раздражители и поэтому реагирует лишь на некоторые из них. Приходилось ли вам ехать по шоссе в машине с почти пустым бензобаком, о чем вам настойчиво напоминала стрелка на приборной панели? Скорее всего, вас в тот момент интересовала только одна вещь: местонахождение ближайшей заправочной станции. В другой раз, когда бак был полон, зато пуст желудок, вы игнорировали заправочные станции, потому что ваше внимание было всецело сосредоточено на закусочных или ресторанах. Внимание человека обычно сфокусировано на том, что ему необходимо в данный момент. Если, например, вы сейчас голодны или хотите пить, то, возможно, вам трудно сосредоточиться на чтении — вас так и тянет к холодильнику. Это свойство часто и эффективно используют для привлечения внимания аудитории рекламодатели — говоря о том или ином товаре, они стараются исходить из непосредственных нужд (потребностей) и интересов своего потенциального покупателя. Последнему стараются внушить, что он станет привлекательнее, если у него будут ослепительные зубы или если в его доме станет чище. Но поскольку далеко не всегда точно известно, что именно необходимо в данный момент этому самому потенциальному покупателю, рекламодатели вынуждены использовать и другие методы привлечения внимания. Ниже будут рассмотрены наиболее распространенные из них. Приложение 2.2. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ ОТТЕНКИ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ: ЗАБУДЬТЕ ПРО НЕБЕСНУЮ ЛАЗУРЬ По мнению двух инженеров из университета штата Огайо, для того, чтобы привлечь внимание водителей, изготовителям дорожных знаков следует выбирать для своей продукции флюоресцентную желтую и оранжевую краску. Хельмут Т. Цвален и Ума Д. Вель (Helmut Т. Zwahlen и Uma D. Vel), желая выяснить, как влияет цвет дорожного знака на его восприятие водителем, провели следующий эксперимент: четыре флюоресцентных и шесть обычных знаков размером 12 на 6 дюймов размещались поочередно на фоне цвета осенней листвы, на фоне цвета весенней зелени и на фоне, характерном для обычного городского пейзажа, при полном солнечном освещении. Эти знаки на мгновение показывали водителям-добровольцам, которых было двенадцать человек, предъявляя их под углом зрения 20 °, 30 ° и 40 ° с правой стороны, и испытуемые отмечали, какие цвета успели заметить. Водители лучше всего распознавали флюоресцентные желтые знаки, а лучше всего отличали от других цветов флюоресцирующий оранжевый цвет. Таким образом, результаты эксперимента указывают на то, что водители, бросающие быстрый взгляд на обочину дороги, гораздо лучше видят флюоресцирующие цвета. Источник: Pennisi, p. (1992, July). Highway Hues: Forget the blues. Science News. Контраст. Пожалуй, одним из основательнейших способов привлечения внимания является контраст. Быстрая смена цвета, очертаний, размеров, форм и т. п. зачастую оказывается чрезвычайно эффективной. Существует даже мнение, что контраст вообще является основой восприятия. Например, маленький красный домик, стоящий между белыми высотными зданиями, обязательно бросится вам в глаза. А для привлечения внимания к дорожным знакам их, возможно, скоро будут раскрашивать яркими флюоресцентными красками (см. Приложение 2.2). Если преподаватель, читая лекцию, будет энергично жестикулировать и ходить по аудитории, а не стоять неподвижно за кафедрой, то у него больше шансов удержать внимание. Контрасты широко использовались в старинных водевилях. Да и сегодня в хорошей развлекательной программе вы никогда не увидите комический монолог сразу же вслед за фарсом. Для того чтобы удержать внимание людей, необходимо использовать контрастные чередования жанров и настроений. Если хотите, проверьте, насколько часто в телевизионной рекламе для поддержания зрительского внимания применяется принцип разнообразия. Проследите за цветовыми контрастами, сменой декораций, настроений и характера движений. Неоновая реклама кинотеатров, с ее яркими вспышками бегущих огней, также рассчитана на импульсивное восприятие контраста. Рис. 2.3. Человек с таким необычным значком несомненно привлечет больше внимания, чем Эд, Нэнси, Билл, Джон или Тэд. Сюда же можно отнести и смену интенсивности (насыщенности) подаваемой информации. Замечали ли вы, что радио- и телерекламу обычно передают несколько громче, нежели все остальные программы? Повтор. Еще один ключ к человеческому вниманию — повтор. Если приятель ответит на ваше приглашение, сказав «да, да, да», такой ответ привлечет больше внимания, чем просто «да». Кандидаты на политические посты раздают наклейки на бамперы автомобилей и нагрудные значки со своей фамилией, надеясь таким образом завоевать ваше внимание. Аналогичным образом рекламные лозунги и названия товаров часто многократно повторяются на страницах журналов и в телевизионных заставках. Но если рекламодатели переусердствуют, повторение станет монотонным, надоест зрителю, и последний переключит внимание на более интересные объекты. Новизна. Новизна информации — залог вашего интереса к ней. Если в тот момент, когда вы читаете что-либо, по комнате покатится большой переливающийся фиолетовый шар, завывающий, как пожарная сирена, у вас наверняка пропадет интерес к чтению. В коммерческой рекламе часто используется привлекательность новизны. Вот только несколько примеров — бьющие в барабаны кролики; кошки, лакающие из изящных хрустальных бокалов, или эльфы, пекущие непревзойденные торты. Массовое внушение. Массовое внушение также является одним из способов привлечения внимания. Мы склонны считать, что если какой-то факт интересует всех, то он достоин и нашего внимания. Возможно, в детстве вы со своими друзьями забавлялись тем, что прикладывали ухо к тротуару, притворяясь, будто из-под земли исходят какие-то необычные звуки. Вскоре к вам присоединялись прохожие, поверившие, что под тротуаром действительно происходит нечто, достойное внимания. В коммерческой рекламе также часто подчеркивают не только популярность данного товара, но и то, что он ценится и одобряется теми или иными знаменитыми людьми. Упражнение 2.5 Предположим, вы руководитель избирательной кампании одного из кандидатов в мэры города, а ваш кандидат — женщина, которую горожане мало знают. Ваша главная цель на данном этапе — привлечь внимание избирателей к вашему кандидату. Основываясь на своих знаниях о методах привлечения внимания, укажите, какие из приведенных ниже вариантов действий будут наиболее предпочтительными и почему. а. Вашему кандидату для привлечения внимания лучше всего появляться на публике в костюме: 1) классического покроя и нейтральных тонов; 2) экстравагантном и ярком. Вариант: _____________________________________ Объяснение причины: ______________________________ б. Агитационные плакаты лучше 1) делать обычной прямоугольной формы и расклеивать на стенах; 2) делать шестиугольными и развешивать на проводах. Вариант: _____________________________________ Объяснение причины: _______________________________ в. Рекламу в городской газете лучше 1) разместить в трех местах небольшими кусками; 2) дать одно объявление на целую полосу. Вариант: _____________________________________ Объяснение причины: _______________________________ г. Вашему кандидату для привлечения внимания лучше выступить по местному телевидению с короткой агитационной речью 1) в музыкальной программе; 2) в ток-шоу. Вариант: _______________________________________ Объяснение причины: ______________________________ д. Ей следует 1) окружить себя людьми, которые проявляют к ней живой интерес; 2) появляться всюду одной. Вариант: _____________________________________ Объяснение причины: ______________________________ Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|