Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ. | Психология, Учебные пособия | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 15 страница



Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ.

Категория: Психология, Учебные пособия | Просмотров: 268279

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава III. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ

§ 1. Развитие психики в животном мире
Выше уже отмечалось, что возникновение психики есть результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью — способностью как-то реагировать, отвечать на воздействия среды (чаще всего перемещением в пространстве). Для этого не нужно нерв ной системы: даже простейшие одноклеточные организмы (амеба, инфузория) способны изменять свое движение и состояние под влиянием света, химических веществ и т. д. Собственно же психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.
Развитие психики на основе усложнения нервной системы про исходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяющиеся условия жизни вызывают изменения в поведении животных, а это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы. Развивающаяся нервная система, далее, обусловливает усложнение приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к все более сложным.
В зависимости от уровня развития нервной системы и психической деятельности различают три типа поведения животных как способы их приспособления к окружающей среде: инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) по ведения.
Инстинкты. Инстинкты — это сложные врожденные действия животных, при помощи которых животные удовлетворяют свои потребности. Физиологически инстинкты представляют собой сложные цепи безусловных рефлексов, причем конец одного рефлекса является возбудителем следующего рефлекса и т. д.
Обучаться инстинктам не надо. Они заданы животному в готовом виде уже при его рождении или закономерно проявляются на определенной стадии развития организма (как инстинкты размножения). Выразительный пример: незадолго до того, как цыплята появятся из яйца, они издают хорошо слышимый писк. Подражая крику коршуна, можно добиться полного затихания писка. Подражая клохтанью курицы, можно, наоборот, добиться очень оживленной голосовой реакции цыплят. Ясно, что еще не появившееся на свет существо не может иметь никакого представления пи об опасности, исходящей от коршуна, ни о своей матери — курице.
Инстинкты выработались в ходе естественного отбора как результат отбора и закрепления в ряде поколений биологически целесообразных действий. Примеры инстинктивных действий — сезонные перелеты птиц, постройка гнезд птицами и нор животными, запасание пищи на зиму и т. д. Инстинкты обеспечивают животным успешное приспособление к окружающей среде и удовлетворение необходимых жизненных потребностей.
Порой инстинкты представляют собой очень сложную деятельность. Так, пчелы с удивительной точностью строят из воска правильные шестигранные ячейки, причем практически разрешают трудную даже для инженеров-строителей задачу — при наименьшей затрате строительного материала создать помещения максимальной вместимости.
Бобры строят себе жилища из нескольких помещений, при чем из тщательно очищенных веток делают потолок, который с искусством штукатура обмазывают илом, доставаемым со дна реки. Для регулирования уровня воды бобры строят плотины (иногда длиной более 100 м, высотой до 2—3 м в шириной 1—2 м), причем деревья для плотин подгрызают выше по течению, чтобы «сплавливать» их по воде к месту стройки. Тело плотины бобры строят из больших кольев, воткнутых одним концом в дно речки; эти колья переплетают ветками, промежутки между которыми тщательно замазывают глиной.
Птичка славка, прокалывая края листа острым клювом и пропуская сквозь образовавшиеся отверстия растительные волок на, искусно сшивает два края листа, подтягивая их один к другому, образуя гнездо в виде конуса.
Особенно поражают своим сложным инстинктивным поведением муравьи. В специальных помещениях в муравейнике они хранят собранные ими зерна, непонятным пока для человека образом предохраняют эти зерна от прорастания. Муравьи раз водят грибы — в особых помещениях хранят смешанные с землей мелко изрезанные кусочки листьев, на которых растут грибы — лакомое блюдо этих насекомых. Муравьи разводят тлей, которых используют как дойных коров; раздражая своими усиками брюшко тлей, муравьи заставляют их выделять сахаристую жидкость, которой лакомятся. Осенью муравьи переносят тлей в места, защищенные от холода.



На рис. 8 изображено насекомое — наездник, откладывающий яйцо в тело живой гусеницы, которой будет питаться его ли чинка, пока не вырастет.
Однако, несмотря на всю свою сложность, инстинктивное поведение производится автоматически, без какого-либо признака разума, мышления. В этом убеждают наблюдения, показывающие, что при изменившихся условиях инстинктивные действие из очень целесообразных часто превращаются в биологически бессмысленные и даже вредные. Например, бобры и в зоопарках пытаются строить плотины, хотя никакой нужды в этом нет. Пчела наполняет медом ячейку сот, даже если там проделать отверстие, через которое мед будет вытекать, а потом и запечатает пустую ячейку. Если из гнезда гагарки во время ее отсутствия переложить яйца несколько в сторону, заменив их округлыми камнями, она, вернувшись, садится на прежнее место и продолжает высиживать камни, нисколько не заботясь о яйцах, которые лежат в поле ее зрения.
Инстинкты, характерные прежде всего для поведения низших животных, имеются и у высших животных и даже у „человека (в виде врожденных безусловных рефлексов — пищевого, оборонительного, инстинкта самосохранения, инстинкта продолжения рода и т. д.), но они имеют различное значение в жизни. В по ведении человека, например, инстинкты играют сугубо второстепенную роль, да и носят они совершенно иной характер, подчиняясь сознанию, общественной природе человека.
Инстинкты — очень жестко закрепленная форма поведения. Но оно не остаются совершенно неизменными. Среда непрерывно и, как правило, медленно, постепенно меняется. Соответственно очень медленно, на протяжении многих и многих поколений, перестраиваются и инстинктивные формы поведения, а те, которые вообще перестали быть биологически целесообразными, постепенно отмирают в ходе естественного отбора и перестают наследоваться. Например, домашние птицы (куры, утки, индейки) почти совсем потеряли инстинкт летания, который стал для них совершенно ненужным.
Навыки животных. Итак, животные не могут успешно приспособиться к изменяющейся среде, опираясь только на врожденные формы поведения — инстинкты. По мере усложнения жизни животных ведущее значение начинает приобретать новый, более совершенный тип поведения, позволяющий животному сравнительно легко приспосабливаться к изменениям окружающей среди. Этот тип поведения — навык.
Навык — способ поведения, приобретенный в индивидуальной жизни и закрепленный в результате упражнений. В основе, навыка лежит система условных рефлексов. Навыки появляются на более высоком уровне развития животного мира. Это более совершенный приспособительный механизм, так как животное получает возможность в соответствии с изменениями среды сравнительно быстро вырабатывать все новые и новые условные рефлексы. Если же нужда в том или ином условном рефлексе миновала, то он угасает.
Подчеркнем, что навык по сравнению с инстинктом не всегда более сложная форма поведения (в ряде случаев инстинкты — гораздо более сложные формы поведения — вспомним приведенные выше примеры), но более гибкая, пластичная и вследствие этого более совершенная форма поведения.
Навыки могут вырабатываться, у животных как в естественных условиях жизни, так и путем специального обучения, дрессировки (рис. 9).
Способность приобретать навыки имеется не только у высших, но и у низших животных. Можно выработать навык у таракана:
его можно приучить брать пищу толь ко с черных квадратов шахматной доски. Однако, чем сложнее организм, .чем более высоко развита нервная система животного, тем в большей степени у него развита способность к выработке навыков.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Бубер М. Я И ТЫ
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Слова, которых нет.
  • Кортико-висцеральная теория Ивана Петровича Павлова и классическая условно-рефлекторная модель
  • Рожкова Татьяна Анатольевна. ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕЙ ЗАРЯДКИ
  • Любовь Кириллова. О функциях больших полушарий мозга. Левополушарное и правополушарное мышление
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Ирлан Шабельников. «Аффективное имя» как «волшебное слово» в понимании бессознательного.
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Психолингвистика: как язык определяет наше внимание
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Волынец Николай Иванович. Сказка про морских животных - Очень страшное слово
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Феликс Божонка. Раннее развитие ребенка
  • Шляпина Светлана Сергеевна. Мастер-класс по взаимодействию родителей и детей. Тема: Изготовление поделки-сувенира «Весёлый гном»
  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Закономерности психических систем
  • Главный Редактор. Дно, колено, кочерга... Как образовать от этих слов формы множественного числа?
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Под ред. Судакова К.В. Физиология. Основы и функциональные системы. Курс лекций
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Формирование самоиронии у ребенка. ЗАНЯТИЕ 5
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Ж. Мессинжер. Речь тела: о чем нам говорят жесты?
  • Риск самоубийства можно определить по работе мозга
  • Притча «Тигры»
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин
  • Мастурбация; masturbation
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Чалдаева Е.В. Системная семейная терапия подростка с отклоняющимся поведением
  • Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Предупреждение для использующих заговоры
  • Как функционирует мозг эрудированного человека
  • Предсознательное, предсознание; preconscious
  • Алексеенко Елена Владимировна. «Коммуникативное развитие детей 3-4 лет в семье»
  • Иванов В. В. Чет и нечет, асимметрии мозга и знаковых систем.
  • Сальникова Елена Ивановна. Понятие об ощущениях и восприятии
  • Техника «Ясное восприятие»
  • Психоэкологическая модель
  • Как эмоции растекаются в мозге
  • Дьяконова Елена Сергеевна. Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
  • Оргазм стимулирует работу мозга



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь