Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52628

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Так как названные аспекты требований к профессионалу фиксированы и имеют границы допустимых изменений, необходимо сравнивать требуемый уровень усилий с наличными возможностями и способностями человека, Такую информацию предлагают некоторые справочные пособия по человеческим факторам (см., например, VanCott & Kinkade, 1972). В целом выносливость - весьма изменчивая, но вполне адаптивная характеристика.
54 -
Таблица 1
Схема составления индивидуальной психологической ______характеристики (по Hopkin, 1970) ____________
1. Биографические данные: возраст, поя, национальность! опыт работы, выполняемая ранее работа.
2. Физические и физиологические требования; соответствие медицинским стандартам, общее состояние здоровья, физическое состояние, сила, выносливость или сопротивляемость утомлению, выносливость по отношению к внешним стрессам, адаптация к режиму труда и отдыха,
3. Требования к сенсорным системам: слуховой, зрительной, тактильной, кинестетической, и нтср модальном у взаимодействию,
4. Требования к когнитивным функциям; скорость, точность, способность к опознанию в любой сенсорной модальности.
5. Требования к обработке информация.
6. Требования х психомоторике: мышечная координация, хорошая двигательная координация, ловкость, мани негативные способности, адекватная реакция на стимул.
7. Требования к семантическим системам: умение говорить на языке и понимать его, беглость речи, ясность выражения мысли,
8. Знания и умения: фундаментальные знания, практические знания, обучаемость, способность применять знания, мастерство в работе, практические еуэдення.
9. Требования к образованию: базовое образование и квалификация, дополнительная квалификация, последние достижения, посещение курсов, планы на будущее в области образования,
10. Требования к познавательным и мыслительным процессам: общая культура, вербальные, числовые, пространственные и механические способности и склонности, способность к рассуждениям, кратковременная и долговременная память, склонность к инновации, гибкость мышленияt умение учиться на ошибках, способность забывать или не обращать внимание на обиды.
1 I. Требования к качеству исполнения: скорость и точность ассоциаций, перцептивные, интеллектуальные и психомоторные функции, целеполагание и сообразность целям деятельности.
12. Индивидуальные требования: основные черты личности, специфические черты личности, индивидуальный профиль, внешний вид и привычки.
13. Социальные требования: способность работать в команде, такт, лидерство, мораль, отношение к руководителям, отношение к подчиненным*
14. Мотивация и интересы: действия и поведение» отражающие интерес к работе и удовлетворенность трудом, потребность в сложных, задачах и значительных усилиях в работе.
15. Эмоциональные требования: эмоциональная стабильность, настойчивость! устойчивость к смене условий труда, реакция на стресс, реакция на скуку. _________
Нелинейные зависимости в поведении и актуализации внутренних ресурсов, возникающие в реальных стрессовых ситуациях, лучше всего описываются математическими моделями типа передаточных функций. Человек в системе может быть представлен как кибернетический объект, способный к принятию решений в условиях неопределенности, самоанализу и изменению своего сознания, проверке осуществляемых действий с последующим одобрением или отклонением результатов, к суждениям о возможности/невозможности выполнения, оценке полезности, причем каждое изменение состояния этого объекта приводит к обогащению его опыта. Поэтому следует, хотя бы отчасти, проверить предлагаемые разработчиком модели психо-
55
логической стимуляции-реагирования (СР) на опытном оборудовании при моделировании различных режимов умственной и физической нагрузок. Действия оператора могут оказаться значительно сложнее, чем было предусмотрено проектировщиком системы, и каждое такое действие может привести к ошибке в работе системы. Поэтому надежность человека является специальным объектом изучения разработчиков (Meister, 197I; Swain, I970),
Наибольшее внимание в течение последних тридцати лет уделялось так называемой "второй цепи связей" (McRuer & Krendel, 1974; Baron & Kleinman, 1968), интерпретируемой как последовательность осуществления функций контроля, или "внутренняя цепь связей11, В качестве ведущих характеристик в данном случае выступают динамические характеристики установки и физиологические пределы скорости человека (динамика нейр о-мышечных характеристик и т.п). Цепь связей "номер один" - связи принятия решения, или "внешняя цепь связей", имеет намного более сложную природу, поскольку включает в себя ограничения, накладываемые на технологический процесс когнитивными ресурсами человека (Sheridan & Johannsen, 1974).
Результаты этих исследований касаются выработки определенных ограничений, используемых при работе проектировщиков системы, и дают мало сведений об оптимизации требований к СЧМ в целом, направленных на более оптимальное использование человека. Было бы желательно активнее продолжить исследопания систем по отношению к когнитивным элементам и процессам, во многом повышающих качество работы, особенно на этапе конструирования. Высший уровень связей, относящийся к осуществлению функций планирования, антиципации событий, ориентации в будущих действиях, базируется на "сугубо человеческих" процессах - кратковременной и долговременной памяти» психомоторных навыках и всем том, что непосредственно зависит от реакций человека, его потребностей и предпочтений. Существенным здесь оказываются многие факторы, такие, как "страх, мотивация, перегрузка, адаптивность, привычки11. Степень профессиональной подготовленности и индивидуальный взгляд оператора иа свою роль в функционировании системы во многом определяются "внутренним содержанием11 его работы (Bainbridge, 1969)- Обладая высоким уровнем осознания своего "Я", конкретный профессионал может значительно отклоняться от представлений проектировщика об операторе, его образе действий и своеобразии данного рабочего места. Следовательно, проектировщикам необходимо поддерживать тешую связь с операторами, чтобы не создавать условии для чрезмерного напряжения их адаптивных возможностей и ресурсов, а также предусмотреть специальный тренинг для персонала в сложных или даже "неестественных" условиях таким образом, чтобы внутренние представления о содер-
56
жании труда у всех операторов соответствовали бы и выполнению работы в критических или стрессовых ситуациях.
Кроме того, в преодолении непредвиденных ситуаций четкость функциональных и социотехнических структур СЧМ оказывает большую помощь, поскольку нельзя рассчитывать только на достаточную степень тренированности операторов и знание ими инструкций. Более того, для хорошо спроектированной системы период специальной подготовки и обучения окажется значительно короче.
Стратегия выбора и принятия решений тесным образом связана с представлениями оператора о работе СЧМ. Она формируются, главным образом, при изучения инструкций и в ходе выполнения тренировочных упражнений, а в дальнейшем совершенствуется по мере накопления опыта работы, В свою очередь, стратегии определяют подбор оператором специальных корректирующих воздействий и определяют предпочтительный характер обратной связи об отклонениях в динамике контролируемого процесса. С возрастанием опыта управления при подборе корректирующих средств оператор в большей степени полагается на данные о качественных отклонениях в протекании процесса.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Гаги В.А. Экономика и социология труда: социально-трудовые отношения. Под редакцией
  • Егоршин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Македошин А.А., Молодькова Э.Б., Перешивкин С.А., Попазова О.А. Организация труда персонала
  • Тест MMPI. Измерение результата.
  • Файнбург Г.З., Овсянкин А.Д., Потемкин В.И. Охрана труда
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Вашко И.М. Охрана труда: ответы на экзаменационные вопросы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Бухалков М.И. Управление персоналом
  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала
  • Фролов А.В., Бакаева Т.Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда
  • Девисилов В.А. Охрана труда
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности. Результаты стандартизации
  • Трунин С.Н. Экономика труда
  • Генкин Б.М. Экономика и социология труда
  • Куличкова Татьяна Николаевна. Конспект НОД «Мир труда и профессий»
  • Фролова А.В. Практикум по безопасности жизнедеятельности. Под редакцией
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Толочек В.А. Современная психология труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Чикер B.A. - Психологическая диагностика организации и персонала
  • Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. Составлял
  • Кибанова А.Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Под редfrwbtq
  • Тест MMPI. Оценочные шкалы теста.
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Жулина Е.Г., Иванова Н.А. Экономика и социология труда. Шпаргалка
  • Маллаева Гури Керимовна. НОД в средней группе по трудовому воспитанию «Поможем кукле Насте»
  • Бобкова О.В. Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника
  • Ядов В.А. - Стратегия социологического исследования
  • Ярмухаметова Альбина Ленаровна. Организация трудовой деятельности дошкольников и родителей с использованием инновационных форм и методов работы
  • Рассказова Наталья Сергеевна. Конспект по организации совместной трудовой образовательной деятельности «Мы Федоре не враги» в подготовительной группе
  • Курарару Людмила Анатольевна. Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Кем быть?
  • Михнюк Т.Ф. Охрана труда
  • Одегов Ю.Г. и др. Мотивация персонала. Практические задания
  • Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности. Под редакцией
  • Михель Гофман. Религия труда (М. Гофман)
  • Методика многостороннего исследования личности. Модификация и рестандартизация.
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах
  • Соковнина М.С., Соболева Е.С. Профилактика эмоционального выгорания педагогов и психологов через формирование адекватной оценки результативности профессиональной деятельности
  • Соломатина А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. Под редакцией



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь