Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.

Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52262

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Так как названные аспекты требований к профессионалу фиксированы и имеют границы допустимых изменений, необходимо сравнивать требуемый уровень усилий с наличными возможностями и способностями человека, Такую информацию предлагают некоторые справочные пособия по человеческим факторам (см., например, VanCott & Kinkade, 1972). В целом выносливость - весьма изменчивая, но вполне адаптивная характеристика.
54 -
Таблица 1
Схема составления индивидуальной психологической ______характеристики (по Hopkin, 1970) ____________
1. Биографические данные: возраст, поя, национальность! опыт работы, выполняемая ранее работа.
2. Физические и физиологические требования; соответствие медицинским стандартам, общее состояние здоровья, физическое состояние, сила, выносливость или сопротивляемость утомлению, выносливость по отношению к внешним стрессам, адаптация к режиму труда и отдыха,
3. Требования к сенсорным системам: слуховой, зрительной, тактильной, кинестетической, и нтср модальном у взаимодействию,
4. Требования к когнитивным функциям; скорость, точность, способность к опознанию в любой сенсорной модальности.
5. Требования к обработке информация.
6. Требования х психомоторике: мышечная координация, хорошая двигательная координация, ловкость, мани негативные способности, адекватная реакция на стимул.
7. Требования к семантическим системам: умение говорить на языке и понимать его, беглость речи, ясность выражения мысли,
8. Знания и умения: фундаментальные знания, практические знания, обучаемость, способность применять знания, мастерство в работе, практические еуэдення.
9. Требования к образованию: базовое образование и квалификация, дополнительная квалификация, последние достижения, посещение курсов, планы на будущее в области образования,
10. Требования к познавательным и мыслительным процессам: общая культура, вербальные, числовые, пространственные и механические способности и склонности, способность к рассуждениям, кратковременная и долговременная память, склонность к инновации, гибкость мышленияt умение учиться на ошибках, способность забывать или не обращать внимание на обиды.
1 I. Требования к качеству исполнения: скорость и точность ассоциаций, перцептивные, интеллектуальные и психомоторные функции, целеполагание и сообразность целям деятельности.
12. Индивидуальные требования: основные черты личности, специфические черты личности, индивидуальный профиль, внешний вид и привычки.
13. Социальные требования: способность работать в команде, такт, лидерство, мораль, отношение к руководителям, отношение к подчиненным*
14. Мотивация и интересы: действия и поведение» отражающие интерес к работе и удовлетворенность трудом, потребность в сложных, задачах и значительных усилиях в работе.
15. Эмоциональные требования: эмоциональная стабильность, настойчивость! устойчивость к смене условий труда, реакция на стресс, реакция на скуку. _________
Нелинейные зависимости в поведении и актуализации внутренних ресурсов, возникающие в реальных стрессовых ситуациях, лучше всего описываются математическими моделями типа передаточных функций. Человек в системе может быть представлен как кибернетический объект, способный к принятию решений в условиях неопределенности, самоанализу и изменению своего сознания, проверке осуществляемых действий с последующим одобрением или отклонением результатов, к суждениям о возможности/невозможности выполнения, оценке полезности, причем каждое изменение состояния этого объекта приводит к обогащению его опыта. Поэтому следует, хотя бы отчасти, проверить предлагаемые разработчиком модели психо-
55
логической стимуляции-реагирования (СР) на опытном оборудовании при моделировании различных режимов умственной и физической нагрузок. Действия оператора могут оказаться значительно сложнее, чем было предусмотрено проектировщиком системы, и каждое такое действие может привести к ошибке в работе системы. Поэтому надежность человека является специальным объектом изучения разработчиков (Meister, 197I; Swain, I970),
Наибольшее внимание в течение последних тридцати лет уделялось так называемой "второй цепи связей" (McRuer & Krendel, 1974; Baron & Kleinman, 1968), интерпретируемой как последовательность осуществления функций контроля, или "внутренняя цепь связей11, В качестве ведущих характеристик в данном случае выступают динамические характеристики установки и физиологические пределы скорости человека (динамика нейр о-мышечных характеристик и т.п). Цепь связей "номер один" - связи принятия решения, или "внешняя цепь связей", имеет намного более сложную природу, поскольку включает в себя ограничения, накладываемые на технологический процесс когнитивными ресурсами человека (Sheridan & Johannsen, 1974).
Результаты этих исследований касаются выработки определенных ограничений, используемых при работе проектировщиков системы, и дают мало сведений об оптимизации требований к СЧМ в целом, направленных на более оптимальное использование человека. Было бы желательно активнее продолжить исследопания систем по отношению к когнитивным элементам и процессам, во многом повышающих качество работы, особенно на этапе конструирования. Высший уровень связей, относящийся к осуществлению функций планирования, антиципации событий, ориентации в будущих действиях, базируется на "сугубо человеческих" процессах - кратковременной и долговременной памяти» психомоторных навыках и всем том, что непосредственно зависит от реакций человека, его потребностей и предпочтений. Существенным здесь оказываются многие факторы, такие, как "страх, мотивация, перегрузка, адаптивность, привычки11. Степень профессиональной подготовленности и индивидуальный взгляд оператора иа свою роль в функционировании системы во многом определяются "внутренним содержанием11 его работы (Bainbridge, 1969)- Обладая высоким уровнем осознания своего "Я", конкретный профессионал может значительно отклоняться от представлений проектировщика об операторе, его образе действий и своеобразии данного рабочего места. Следовательно, проектировщикам необходимо поддерживать тешую связь с операторами, чтобы не создавать условии для чрезмерного напряжения их адаптивных возможностей и ресурсов, а также предусмотреть специальный тренинг для персонала в сложных или даже "неестественных" условиях таким образом, чтобы внутренние представления о содер-
56
жании труда у всех операторов соответствовали бы и выполнению работы в критических или стрессовых ситуациях.
Кроме того, в преодолении непредвиденных ситуаций четкость функциональных и социотехнических структур СЧМ оказывает большую помощь, поскольку нельзя рассчитывать только на достаточную степень тренированности операторов и знание ими инструкций. Более того, для хорошо спроектированной системы период специальной подготовки и обучения окажется значительно короче.
Стратегия выбора и принятия решений тесным образом связана с представлениями оператора о работе СЧМ. Она формируются, главным образом, при изучения инструкций и в ходе выполнения тренировочных упражнений, а в дальнейшем совершенствуется по мере накопления опыта работы, В свою очередь, стратегии определяют подбор оператором специальных корректирующих воздействий и определяют предпочтительный характер обратной связи об отклонениях в динамике контролируемого процесса. С возрастанием опыта управления при подборе корректирующих средств оператор в большей степени полагается на данные о качественных отклонениях в протекании процесса.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Влияние социальных сетей на психику пользователей
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Стовпец Елена Анатольевна. Методическая статья - Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда людей различных профессий в старшем дошкольном возрасте
  • Леонова А. Б. Основные теоретические подходы и методология исследований психологического стресса
  • Кокина Ю.П., Шлендера П.Э. Экономика труда. Под редакцией
  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Сексуальность женщин и мужчин, отношение к сексу у разных полов
  • Идеальная женщина глазами мужчин
  • Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология.
  • Аудиоландшафт наших чувств. Значение эмоциональных возгласов
  • Георгий Почепцов. Управление массовым сознанием как цель социоинжиниринга
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Связь политических пристрастий, сексуальной потенции и интеллекта
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Недоверчивость делает людей более одинокими
  • Переходько Л. Разговор о мотивах. Оценка мотивированности кандидата.
  • Шрамы на лице привлекают женщин
  • Ольга Литвинович. КРУГЛЫЙ СТОЛ: «Влияние труда взрослых на развитие детей»
  • Беспутина Марина Сергеевна. Проект 'Трудовое воспитание'
  • Йегуда Ашлаг. Материя и форма в Каббале
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Ларсон У. «Как проводить собеседование при приеме на работу. 10-минутный тренинг для менеджера».
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Осинина Татьяна Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по хозяйственно-бытовому труду в средней группе «Как мы учили Федору трудиться».
  • Андреева Г. М. Общение и межличностные отношения.
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика.
  • Щербатской Ф.И. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"
  • Пашкова Елена Валериевна. «Формирование трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта».
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Макаренко Э. В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.
  • Георгий Почепцов. Информационные войны: переосмысление продолжается. - Георгий Почепцов
  • Как художественная литература формирует идеалы
  • Нейропсихология: почему мы понимаем других?
  • Гендерные различия адаптационных способностей в младшем школьном возрасте
  • Остапенко Ю.М. Экономика труда
  • Кичкирева Татьяна Анатольевна. НООД для детей подготовительной группы «Мир труда и профессий»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Влияет ли тестостерон на эмпатию?
  • Лечение; Cure; Kur
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Дёмкина Татьяна. «Здоровье ребёнка в твоих руках»
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Жулина Е.Г. Экономика труда
  • Теория шести рукопожатий уточнена



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь