|
Леонова А.В., Чернышева О.В. Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития.Категория: Библиотека » Бизнес-психология | Просмотров: 52262
Автор: Леонова А.В., Чернышева О.В.
Название: Психология труда и организационная психология. Современное состояние и перспективы развития. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Так как названные аспекты требований к профессионалу фиксированы и имеют границы допустимых изменений, необходимо сравнивать требуемый уровень усилий с наличными возможностями и способностями человека, Такую информацию предлагают некоторые справочные пособия по человеческим факторам (см., например, VanCott & Kinkade, 1972). В целом выносливость - весьма изменчивая, но вполне адаптивная характеристика.
54 - Таблица 1 Схема составления индивидуальной психологической ______характеристики (по Hopkin, 1970) ____________ 1. Биографические данные: возраст, поя, национальность! опыт работы, выполняемая ранее работа. 2. Физические и физиологические требования; соответствие медицинским стандартам, общее состояние здоровья, физическое состояние, сила, выносливость или сопротивляемость утомлению, выносливость по отношению к внешним стрессам, адаптация к режиму труда и отдыха, 3. Требования к сенсорным системам: слуховой, зрительной, тактильной, кинестетической, и нтср модальном у взаимодействию, 4. Требования к когнитивным функциям; скорость, точность, способность к опознанию в любой сенсорной модальности. 5. Требования к обработке информация. 6. Требования х психомоторике: мышечная координация, хорошая двигательная координация, ловкость, мани негативные способности, адекватная реакция на стимул. 7. Требования к семантическим системам: умение говорить на языке и понимать его, беглость речи, ясность выражения мысли, 8. Знания и умения: фундаментальные знания, практические знания, обучаемость, способность применять знания, мастерство в работе, практические еуэдення. 9. Требования к образованию: базовое образование и квалификация, дополнительная квалификация, последние достижения, посещение курсов, планы на будущее в области образования, 10. Требования к познавательным и мыслительным процессам: общая культура, вербальные, числовые, пространственные и механические способности и склонности, способность к рассуждениям, кратковременная и долговременная память, склонность к инновации, гибкость мышленияt умение учиться на ошибках, способность забывать или не обращать внимание на обиды. 1 I. Требования к качеству исполнения: скорость и точность ассоциаций, перцептивные, интеллектуальные и психомоторные функции, целеполагание и сообразность целям деятельности. 12. Индивидуальные требования: основные черты личности, специфические черты личности, индивидуальный профиль, внешний вид и привычки. 13. Социальные требования: способность работать в команде, такт, лидерство, мораль, отношение к руководителям, отношение к подчиненным* 14. Мотивация и интересы: действия и поведение» отражающие интерес к работе и удовлетворенность трудом, потребность в сложных, задачах и значительных усилиях в работе. 15. Эмоциональные требования: эмоциональная стабильность, настойчивость! устойчивость к смене условий труда, реакция на стресс, реакция на скуку. _________ Нелинейные зависимости в поведении и актуализации внутренних ресурсов, возникающие в реальных стрессовых ситуациях, лучше всего описываются математическими моделями типа передаточных функций. Человек в системе может быть представлен как кибернетический объект, способный к принятию решений в условиях неопределенности, самоанализу и изменению своего сознания, проверке осуществляемых действий с последующим одобрением или отклонением результатов, к суждениям о возможности/невозможности выполнения, оценке полезности, причем каждое изменение состояния этого объекта приводит к обогащению его опыта. Поэтому следует, хотя бы отчасти, проверить предлагаемые разработчиком модели психо- 55 логической стимуляции-реагирования (СР) на опытном оборудовании при моделировании различных режимов умственной и физической нагрузок. Действия оператора могут оказаться значительно сложнее, чем было предусмотрено проектировщиком системы, и каждое такое действие может привести к ошибке в работе системы. Поэтому надежность человека является специальным объектом изучения разработчиков (Meister, 197I; Swain, I970), Наибольшее внимание в течение последних тридцати лет уделялось так называемой "второй цепи связей" (McRuer & Krendel, 1974; Baron & Kleinman, 1968), интерпретируемой как последовательность осуществления функций контроля, или "внутренняя цепь связей11, В качестве ведущих характеристик в данном случае выступают динамические характеристики установки и физиологические пределы скорости человека (динамика нейр о-мышечных характеристик и т.п). Цепь связей "номер один" - связи принятия решения, или "внешняя цепь связей", имеет намного более сложную природу, поскольку включает в себя ограничения, накладываемые на технологический процесс когнитивными ресурсами человека (Sheridan & Johannsen, 1974). Результаты этих исследований касаются выработки определенных ограничений, используемых при работе проектировщиков системы, и дают мало сведений об оптимизации требований к СЧМ в целом, направленных на более оптимальное использование человека. Было бы желательно активнее продолжить исследопания систем по отношению к когнитивным элементам и процессам, во многом повышающих качество работы, особенно на этапе конструирования. Высший уровень связей, относящийся к осуществлению функций планирования, антиципации событий, ориентации в будущих действиях, базируется на "сугубо человеческих" процессах - кратковременной и долговременной памяти» психомоторных навыках и всем том, что непосредственно зависит от реакций человека, его потребностей и предпочтений. Существенным здесь оказываются многие факторы, такие, как "страх, мотивация, перегрузка, адаптивность, привычки11. Степень профессиональной подготовленности и индивидуальный взгляд оператора иа свою роль в функционировании системы во многом определяются "внутренним содержанием11 его работы (Bainbridge, 1969)- Обладая высоким уровнем осознания своего "Я", конкретный профессионал может значительно отклоняться от представлений проектировщика об операторе, его образе действий и своеобразии данного рабочего места. Следовательно, проектировщикам необходимо поддерживать тешую связь с операторами, чтобы не создавать условии для чрезмерного напряжения их адаптивных возможностей и ресурсов, а также предусмотреть специальный тренинг для персонала в сложных или даже "неестественных" условиях таким образом, чтобы внутренние представления о содер- 56 жании труда у всех операторов соответствовали бы и выполнению работы в критических или стрессовых ситуациях. Кроме того, в преодолении непредвиденных ситуаций четкость функциональных и социотехнических структур СЧМ оказывает большую помощь, поскольку нельзя рассчитывать только на достаточную степень тренированности операторов и знание ими инструкций. Более того, для хорошо спроектированной системы период специальной подготовки и обучения окажется значительно короче. Стратегия выбора и принятия решений тесным образом связана с представлениями оператора о работе СЧМ. Она формируются, главным образом, при изучения инструкций и в ходе выполнения тренировочных упражнений, а в дальнейшем совершенствуется по мере накопления опыта работы, В свою очередь, стратегии определяют подбор оператором специальных корректирующих воздействий и определяют предпочтительный характер обратной связи об отклонениях в динамике контролируемого процесса. С возрастанием опыта управления при подборе корректирующих средств оператор в большей степени полагается на данные о качественных отклонениях в протекании процесса. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|