Талайко С.В. Психология личности. Курс лекций.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 31941

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Не случайно А. Маслоу отмечал, что достижение интересов награждает человека "вершинными переживаниями", во время которых он чувствует великий экстаз, благоговение, восторг.

Литература:
1. Аверин В.А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб,. 2001.
2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб., 1997.
3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - М., 1995.
4. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев, 1998.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000.
6. Мерлин В. С. Психология индивидуальности. - Москва-Воронеж, 1996.
7. Психология. Учебник. Под ред. А. А. Крылова. - СПб., 1998.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - М., 1989.
9. Фресс Я., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск V. - М., 1975.
10. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1995.
11. Фромм Э. Человек для себя. - Минск, 1992.
12. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Москва-Томск, 1997.
13. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., 1994.
14. Юнг К. Психологические типы. - Минск, 1998.

Лекция 6. Самосознание личности.
План лекции:
1. Понятие самосознания и Я-концепции личности.
2. Структура Я-концепции.
3. Самоотношение и самооценка личности.
4. Я-концепция в различных психологических теориях.

1. Понятие самосознания и Я-концепции личности.
Самосознание есть особая форма сознания, которое, также как и сознание, имеет отражательную природу. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания.
Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом - Я- концепцией.
Это различение процесса и продукта в психологии было введено У. Джемсом в виде различения "чистого Я" (познающего) и "эмпирического Я" (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, а человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль играет представление человека о себе самом, о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса.
В психологической литературе "Я" как субъект мышления, рефлексирующее "Я" обычно называют активным, действующим, субъектным или экзистенциальным "Я" (" Эго"), а "Я" как объект восприятия и внутреннего чувства - объектным, рефлексивным, феноменальным, категориальным "Я" или "образом Я", "понятием Я", "Я-концепцией" и т. п.
Р. Бернс определяет "Я концепцию" как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой.
Следующее определение принадлежит К. Роджерсу (1951): "Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон, и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные или негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем".
Другое определение принадлежит Дж. Стейнсу (1954): "Я-концепция - существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести".

2. Структура Я-концепции.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет Р.Бернсу рассматривать "Я концепцию" как свойственную каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:
1. "Образ Я" - представление индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты "Образа Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны "образом Я" и самооценкой.
Кроме того, Р. Бернс описывает строение "Я концепции" в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная "Я концепция", включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Глобальную "Я концепцию" он рассматривает как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. По его мнению существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:
1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом деле.
2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
В каждой из модальностей Р.Бернс выделяет следующие их аспекты: физическое Я, социальное Я, умственное Я, эмоциональное Я.
Когнитивная составляющая Я-концепции. Описывая какого-либо человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: надежный, общительный, сильный, совестливый и т.п. То же происходит, когда мы пытаемся описать самих себя. Эти характеристики нашего привычного самовосприятия могут включать в себя любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики, а также описание его имущества, жизненных целей и т.д. Все эти характеристики входят в Образ-Я с разным удельным весом: одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и их иерархия может меняться в зависимости от значимости ситуауции, жизненного опыта и просто под влиянием момента.
Оценочная составляющая Я-концепции. Я-концепция - это не только описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ним переживаний. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристики собственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Например, такая характеритсика, как местожительство, может в некоторых случаях приобретать оценочное звучание, связанное, с "престижностью" данного района в глазах определенной социальной группы. Или, например, достижение 40-летнего возраста одни считают порой расцвета а другие - началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, другим он кажется недостаточным и т.д.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наталья Картышова. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте
  • Иванова В. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Медведева Н. И., Бабич А. И., Боев О. И. Уровень адекватности самосознания у подростков и транзактный анализ
  • Bacильeв Н. Н. Я-концепция – в согласии с собой
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Тест «Автопортрет»
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Джемс. Психология.
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Боголенская Д.Б. Психология творческих способностей.
  • Р. Мокшанцев, А. Мокшанцева. Психология толпы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Игра «Разотождествление».
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Развитие самосознания в дошкольном возрасте.
  • Столин В.В. Самосознание личности.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Алексей Козлов. Что такое самооценка. Признаки низкой самооценки
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Михель Гофман. Свобода личности или свобода индивида (М. Гофман)
  • Индивидуальность; Individuality; Individualist
  • Объект; object
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Тип; Туре
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Л. Гозман, Е. Шестопал. Кто и почему рвется к власти (Психология политического лидерства) - Л. Гозман, Е. Шестопал
  • Инстинкт-теорияи объект-теория; instinct theory and object theory
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Горностай П., Титаренко Т. Психологические теории и концепции личности (краткий справочник).
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Юлия Латкина. Хочешь быть счастливым? — будь им...
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Кон И.С. Проблема "Я" в психологии.
  • Индивидуация; individuation
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Образовательная программа дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Самость; Self; Selbst
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств
  • Первичная функция, [Ведущая, Дифференцированная, Высшая] Primary Function; Superior Funktion
  • Персона; persona — лат. актерская маска
  • Труды - И. П. Ярославцева.
  • Рамиль Гарифуллин. Рамиль Гарифуллин. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция. Психология обмана, манипуляций, кодирования
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь