Старшенбаум Г.В. Психотерапия в группе.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 39095

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

В определенных пределах напряжение необходимо для побуждения участников к активности, к изменениям, поэтому оно поддерживается руководителем. С. Кратохвил (Kratochvнl, 1995) отмечает, что групповое напряжение необходимо, как фактор, который: 1) постоянно стимулирует усилия изменить свое теперешнее состояние; 2) поддерживает ориентацию проводимого в группе обсуждения негативных переживаний и чувств и 3) активизирует проявление непривычных стереотипов поведения.
Групповое напряжение лишь мешает, если оно возникает из-за чрезмерного молчания ведущего, его холодности или безразличия, отказов отвечать на вопросы, неясных намеков и двусмысленных фраз, неуместного поднятия конфликтных тем, резкой критики участников, а длительно подавляемое напряжение может привести к уходу участников или распаду группы. Поэтому в задачу ведущего входит поддерживать баланс между групповой сплоченностью и напряжением. Для анализа атмосферы общения участникам предлагается оценить ее по следующим параметрам (Петрушин, 2002): увлеченность – скука, заинтересованность – равнодушие, теплота – холодность, взаимопонимание – непонимание, искренность – наигранность, открытость – закрытость.

 Удержалось бы в стаде стадное чувство, если бы не было паршивой овцы? (Лешек Кумор).
Этапы работы группы
Показания к групповой терапии. Дж. Рутан и У. Стоун (2002) перечисляют важные характеристики потенциальных участников группы: осознанная потребность в других, способность к саморефлексии, ролевая гибкость, способность давать и получать обратную связь, способность к эмпатии, фрустрационная толерантность. Люди, состоящие в близких отношениях и сослуживцы, особенно состоящие в подчиненных отношениях, не могут быть в группе так же откровенны, как остальные. С другой стороны, они образуют подгруппу, усложняя этим работу и выводя часть материала за рамки всей группы.
В группу не следует включать лиц с недостаточным объективным контролем, с выраженной тенденцией к отыгрыванию действием: психотиков, социопатов, суицидентов с эндогенной депрессией. Тщательный отбор в определенной мере предотвращает физические травмы участников; при явной угрозе их нанесения руководитель должен вмешаться. Не стоит также включать в группу психологически изощренных скрытых садистов, чрезмерно болтливых, подозрительных и нарциссичных пациентов.
При организации группы учитывается необходимость того, чтобы каждый участник имел хотя бы одного похожего на него по каким-то параметрам (полу, возрасту, уровню образования и т.п.). Нежелательно включение в группу людей с выраженными физическими дефектами и лиц, испытывающими устойчивую антипатию друг к другу. Лица с недостаточной мотивацией к групповой работе, чрезмерно ранимые, проявляющие недостаточную способность мыслить в психологических терминах, нуждаются в предварительной индивидуальной подготовке (претренинге).
В период формирования группы с каждым потенциальным сотрудником и клиентом следует прояснить следующие вопросы:
1) образовательная и практическая квалификация ведущего (ведущих);
2) цели группы и длительность работы;
3) ее размеры и примерный состав;
4) права и обязанности участников;
5) размеры и условия оплаты;
6) основные правила и методы работы;
7) границы конфиденциальности и распределение ролей ведущих и участников в процессе групповой работы;
8) возможные риски, связанные с участием в группе;
9) психологическая совместимость с другими участниками и ведущим (и).

• Д.С. Витакер (2000) указывает цели работы на стадии формирования группы. Давая оценку текущему состоянию (обстоятельствам, требованиям к кажущимся способностям) контингента лиц, с которыми вы собираетесь работать, определите, чего вы собираетесь добиться на благо членов группы, и уже исходя из этого – конкретно определите, к какому состоянию вы будете стремиться.
• Разработайте структуру группы, наилучшим образом подходящую данному контингенту, которую члены группы смогут использовать и которая может способствовать переходу из текущего состояния в более предпочтительное.
• Дайте реалистическую оценку характеру своей рабочей обстановки и своим собственным интересам и профессиональному уровню.
• Исключите из состава группы людей, для которых, по вашему мнению, опыт пребывания в группе может иметь негативные последствия, а также тех, кто в силу своей неуправляемости будет сводить на нет всю работу группы.
• Постарайтесь подобрать такой состав (как членов группы, так и ведущих), который сумел бы обеспечить как эмоциональную поддержку, так и побуждение к изменениям с самого начала существования группы.

Автор рекомендует при составлении группы стремиться:
a) к разнородности привычного способа выражения эмоций у участников;
b) к разнородности привычной защиты у них;
c) к однородности их уровня уязвимости и
d) не включать в группу только одного представителя какого бы то ни было меньшинства.

Клиенту, отобранному для участия в группе, можно вручить листок с общими сведениями о групповой терапии (Saretsky Т., цит. по Кочюнас, 2000, с. 124).

Что такое групповая психотерапия? – Это такой вид психотерапии, когда жизненными трудностями нужно делиться не только с психотерапевтом, но и с другими людьми в группе, когда открыто обсуждается все, что происходит в группе между участниками. Часто обсуждаются такие темы, как отчужденность, одиночество, изоляция, характер отношений с другими людьми, проблемы в выражении чувств, моя потребность в других людях и потребность других во мне, терпимость и нетерпимость, злоба, отражение жизненных проблем в группе и т.п.
Почему группа? – Когда на ваши слова, чувства, действия реагируют несколько разных людей, это оказывает намного более сильное воздействие, чем реакция одного человека. Это помогает лучше понять себя и свои отношения с другими людьми, реальнее увидеть последствия общения с ними. Группа является зеркалом, в котором можно увидеть свои отношения с другими людьми в реальной жизни.
К чему стремится групповая психотерапия? – Она старается поощрять рост личности, реалистичное понимание себя и других, учит искренним отношениям с другими людьми, решает личностные и межличностные проблемы.
Как работает группа? – Успех ее работы зависит от нескольких факторов. Основные из них: взаимодействие участников группы, помогающее им говорить о себе; участие в ней людей с разным жизненным опытом; общие цели группы, которые достигаются совместными усилиями; чувство общности, сплоченности группы; участие квалифицированного терапевта; договоренность всех участников придерживаться определенных правил.
Кто терапевт группы? – Это квалифицированный психолог или психотерапевт, имеющий специальную подготовку для работы с группами. Он является участником группы, но его функции специфичны. Он не решает здесь своих личных проблем, а стремится помочь участникам группы лучше понять, что происходит в них самих и в группе, оказывает помощь и поддерживает участников группы.

Р. Кочюнас (2000, с. 161) предлагает на первой встрече раздать участникам рекомендации желательного поведения в группе.

Участие в группе будет особенно полезным для тебя, если ты чаще будешь вспоминать такие правила:
Будь сосредоточен (а). Чаще думай о том, чего хочешь от группы. Перед каждой встречей группы найди время спросить себя, чего ты ждешь от этой встречи
Будь гибким (ой). Даже четко представляя, чего ждешь от этой встречи, будь готов (а) принять и то, что не входит в твои планы.
Будь «жадным (ой)», если речь идет о работе. Успех группы зависит от твоего желания работать на пользу себе. Если постоянно будешь ждать «своей очереди» или попытаешься прикинуть, на какую часть времени на занятии имеешь право, будешь подавлять свою спонтанность, то вскоре с разочарованием увидишь, что твое время так и не приходит.
Чаше вспоминай о чувствах. Важно делиться мыслями, но еще важнее говорить о чувствах. Реже начинай со слов «по моему мнению…», «я думаю…», а чаще – со слов «я чувствую…»



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Кочюнас Р. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • Групповая психотерапия с пациентами, страдающими кожными заболеваниями
  • Гулдинг Роберт Л. Групповая психотерапия: основной или вспомогательный метод?
  • Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник
  • Доморацкий В. А. - Краткосрочные методы психотерапии
  • Елена Батищева. Арт-терапия — исцеление искусством
  • Под ред. А. И. Копытина - Практикум по арт-терапии
  • Браун Д., Педдер Дж. - Введение в психотерапию Принципы и практика психодинамики
  • Гулдинг Мэри Макклюр. Трансактный анализ и терапия нового решения
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Милтон Д. Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва?
  • Фаррелли Ф., Брандсма Д. - Провокационная терапия
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Групповая психотерапия
  • Черников А.В. Эмоционально фокусированная терапия супругов. Руководство для психотерапевтов
  • Баскакова М. А., Березкина Орлова В. Б. Телесно ориентированная психотехника актера.
  • Групповой анализ
  • Муллан Боб - Психотерапевты о психотерапии
  • Куттер Петер - Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов
  • Зейга Дж. К. Эволюция психотерапии. Сборник статей. Т. 1. Семейный портрет в интерьере. Семейная терапия
  • М. Уайт. Нарративная терапия. Карты нарративной практики
  • Погодин И.А. О сущности эксперимента в практике психотерапии переживанием
  • Николе Майкл, Ричард. Семейная терапия. Концепции и методы. 5-е международное издание.
  • Бек А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности
  • Кернберг Отто - Тяжелые личностные расстройства
  • Черников А.В. Системная семейная терапия.
  • Рудестам К. ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ГРУППЫ
  • Терапия; therapy
  • За пределами психики. Терапевтическое путешествие Карла Витакера - Автор неизвестен.
  • Горшкова Елена Григорьевна. Групповой краткосрочный проект для детей старшей группы «Сказки П. П. Бажова»
  • Гулдинг Мэри М. Краткосрочная терапия изменения решения при лечении клиентов, пострадавших в детстве от насилия
  • Заростова Елена Михайловна. АРТ-ТЕРАПИЯ В ДОУ
  • Польстер Ирвин, Польстер Мириам. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики.
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Гроза Оксана Ивановна. Эссе — Гроза Оксана Ивановна
  • Ягнюк К.В. Вступительное слово редактора
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Пестрецова Юлия Сергеевна. Мандала, как один из современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Автономов Д.А. Концептуализации аддиктивного влечения у пациентов с алкогольной зависимостью, методы оценки, диагностики и психокоррекционной работы. Часть II
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Нардонэ Дж., Вацлавик П. - Искусство быстрых изменений: Краткосрочная стратегическая терапия
  • Кузнецова Ольга. Песочная терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста
  • Хейвенс Р. Мудрость Милтона Эриксона.
  • Кроль Л.М., Пуртова Е.А. - Методы современной психотерапии: Учебное пособие
  • Ховрачев А. П., Еремина Е. К. Краткосрочная групповая терапия: ТА здесь и сейчас



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь