Деркач А., Зазыкин В. Акмеология: Учебное пособие.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 164624

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие.
Таким образом, профессионализм личности и деятельности — это, образно говоря, две стороны одного и того же явления, категории, отражающие свойства, находящиеся в диалектическом единстве. При решении практических задач, связанных с развитием профессионализма, в силу различного содержания применяемых акмеологических технологий такое разделение является целесообразным. Это позволит более организованно осуществлять данный процесс развития. Однако при таком разделении неизбежно возникает вопрос — равноправное ли это единство? Думается, что на разных этапах развития профессионализма какой-то его вид будет доминировать. Скорее всего, тон задаст все же деятельностная сторона. В то же время опережающее развитие одной из подсистем профессионализма будет обязательно стимулировать и развитие другой. Скажем, интенсивное развитие профессиональных навыков и умений будет тормозиться, если от его уровня будут отставать соответствующие ему психологические профессионально важные качества, обеспечивающие формирование соответствующих умений. Поэтому развитие профессионально важных качеств позволит освоить новые умения или повысить эффективность уже существующих. Так будет продолжаться до тех пор, пока не наступит их уровневое соответствие, определяемое высокими критериями профессионализма.
Итак:
1) в акмеологическом понимании профессионализм — это такое свойство развивающейся личности, в котором интегрированы личностные и деятельностные стороны явления;
2) с системных позиций профессионализм проявляется в интегрированном развитии до очень высокого уровня составляющих подструктуры психических свойств и характера личности, ее опыта и направленности, причем данный уровень развития не является «пиковым», окончательным.
Теперь обратимся еще к одной базисной акмеологической категории. Как свидетельствуют результаты акмеологических исследований, развитие профессионализма у специалистов различных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием некой «универсальной» системы важнейших свойств и умений, названных акмеологическими инвариантами профессионализма.
Акмеологические инварианты были выявлены и описаны при сравнительном анализе психологических механизмов регуляции деятельности специалистов высокого класса, осуществляющих работу в различных сферах профессиональной деятельности, их личностно-профессиональных качеств, навыков и умений с аналогичными характеристиками тех специалистов, кто в силу каких-то причин не достиг столь высоких профессиональных результатов и столь высокого развития свойств. Данное сравнение осуществлялось на уровне общего и особенного.
Профессиональные группы, структурированные по типологии профессиональных групп Е. А. Климова, были совершенно разные:
• машинисты локомотивов и операторы энергосистем (группа «человек — техника»);
• телевизионные журналисты («человек — большие социальные группы»);
• артисты театра («человек — образы искусства»);
• управленческие кадры («человек — коллектив»);
• врачи («человек — человек»).
В результате было доказано, что профессионалы высокого класса независимо от вида их профессиональной деятельности обладают известным сходством, проявляющимся в особенностях:
а) психологической регуляции их деятельности;
б) степени развитости определенных личностно-профессиональных качеств и базисных психологических умений;
в) психологическом стимулировании творческой активности.
Данное объединяющее сходство и уровень развития, а не только очевидная разница в эффективности выполняемой деятельности, являются главным их отличием от «середнячков». Иными словами, эти характеристики обладают свойством инвариантности, то есть относительной независимости от специфики выполняемой профессиональной деятельности. Содержательный анализ данных инвариантных характеристик позволил дать им обобщенное определение.
Акмеологические инварианты профессионализма — это основные качества и умения профессионала (в ряде случаев необходимые условия), обеспечивающие высокую стабильную эффективность и надежность выполняемой деятельности, практически независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.
В соответствии с данными отличительными свойствами, отраженными в представленном определении, акмеологические инварианты профессионализма бывают:
• общими, то есть практически полностью не зависящими от профессиональной специфики деятельности. Проведенные исследования показали, что общими акмеологическими инвариантами профессионализма являются:
а) сила личности;
б) развитая антиципация, проявляющаяся в умении точно, «далеко» и надежно прогнозировать, предвосхищать развитие ситуаций, возникающих в процессе выполнения деятельности;
в) высокий уровень саморегуляции, который проявляется в умении управлять своим состоянием, высокой работоспособности, стрессоустойчивости, постоянной готовности к экстренным
действиям, способности мобилизовать свои ресурсы в необходимый момент;
г) умение принимать решения, в том числе — смелость в принятии решений, надежность решений, их своевременность и точность, нестандартность и эффективность;
д) креативность, проявляющаяся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи;
е) высокая и адекватная мотивация достижений;
• специфическими, или особенными, то есть в определенной мере отражающими специфику конкретного вида профессиональной деятельности. Например, для профессий класса «человек — человек» и «человек — коллектив» особенными инвариантами, как показали исследования, являются проницательность, или социально-перцептивная компетентность, коммуникабельность и коммуникативные умения, умение оказывать психологические воздействия и др.
У профессионалов высокого уровня независимо от вида и специфики профессиональной деятельности, как свидетельствуют научные результаты, эти инварианты развиты гораздо сильнее, чем у других специалистов, выполняющих ту же деятельность. Факторный анализ детерминант эффективности их деятельности показал, что именно эти характеристики обладают наибольшим «весом» в совокупности факторов обеспечения высокой результативности. Особо подчеркнем, что настоящим профессионалом становится лишь тот, у кого развиты практически все общие акмеологические инварианты. Развитие лишь одного—двух из них не позволит достичь желаемых амбициозных результатов. Следовательно, само личностно-профессиональное развитие до уровня профессионализма должно осуществляться комплексно и многоаспектно. В то же время проведенные в последние годы акмеологические исследования позволили выдвинуть гипотезу, что важнейшим основополагающим общим акмеологическим инвариантом профессионализма является сила личности. Действительно, все высшие достижения осуществляются сильными в обыденном и акмеологическом понимании личностями, примеров можно привести много. Однако базисный характер данной инварианты требует уточнения, необходимы специальные психологические и акмеологические исследования. Определение особенных акмеологических инвариантов является основой развития профессионализма в определенных видах профессиональной деятельности. Основными методами их определения являются экспертные оценки признанных профессионалов в какой-либо области и сравнительный анализ высокопродуктивной и среднепродуктивной деятельности, а также психологический анализ качеств и умений, способствующих высоким достижениям.
Обоснование категории акмеологических инвариантов профессионализма позволило по-новому взглянуть на пути и методы его развития. Развитие профессионализма, таким образом, изначально должно осуществляться прежде всего за счет формирования и развития этих базисных свойств личности. Если у человека, к примеру, была в силу его природных свойств или специально выработана общая саморегуляция с высоким уровнем, проявляющаяся во всех сферах жизнедеятельности, то ее специфический вид, важный для конкретной профессиональной деятельности, будет сформирован быстро и без каких-либо затруднений. То же самое можно сказать и об антиципации — ее общее развитие с помощью интуитивных методов, освоения специальных методов прогнозирования и пр. позволит быстро научиться хорошо предвосхищать исходы ситуаций в конкретном виде профессиональной деятельности. Таким образом, акмеологические инварианты профессионализма в дальнейшем позволят намного быстрее сформировать систему специализированных гибких навыков и умений, а также особых профессионально важных качеств, делающих профессиональную деятельность высокоэффективной и стабильной.
Представленные выше категории заостряют внимание еще на одном важном аспекте проблемы. Как видно из их содержательных характеристик, профессионализм обязательно связан с высокой продуктивностью или эффективностью деятельности, это является его важнейшим условием. Поэтому высокопродуктивная деятельность в акмеологии рассматривается как базовая категория.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Тест Роршаха на основе концепции проблемно-решающего поведения.
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Инесса Гольдберг. Графология — наука или искусство? Как работает графологический метод
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Под редакцией К. М. Гуревчча, Е. М. Борисовой - Психологическая диагностика. Учебное пособие.
  • Елена Еняшина. Мастер-класс по теме: Методы активизации родителей в решении воспитательно-образовательных задач ДОУ
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Слотина Т.В. Психология личности
  • Сумина Н.Е. Клинический подход к изучению антиципационной состоятельности
  • Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека.
  • Акимова М.К. - Психологическая диагностика
  • Зинченко В., Мамардашвили М. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.
  • Сафиуллина Динара Рафаэловна. Использование проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Мониторинг результатов диагностики адаптации первоклассников и пятиклассников к школе
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Нещерет Татьяна Юрьевна. Развитие познавательной активности дошкольников с ЗПР через проектную деятельность
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Иванова Ирина Васильевна. Организация проектной деятельности в МДОБУ № 12 «Сказка» в условиях реализации ФГОС ДО
  • Мотивационно - личностное развитие 10 классов
  • Петровский А.В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии.
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья «Методы и приёмы математического развития дошкольников».
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности и применение игры в работе воспитателя.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Широконюк Наталья Владиславовна. Роль театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника
  • Шааб Татьяна Владимировна. Уровень речевого развития ребёнка – один из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе
  • Касенова София Маратовна. Тема: Организация психологической деятельности в школе.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Психологическая помощь учащимся старших классов в профессиональном самоопределении 9 класс



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь