Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85881

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Тренинг преодоления конфликтов
ли...»; «Я не сумел отказаться» вместо «Меня заставили»; «Я не нашел способа, чтобы настоять на своем» вместо «Он — упрямый осел»..
Один из наиболее часто встречающихся шаблонов обвиняющего мышления основан на вере в то, что один человек может непосредственно вызвать какие-либо чувства в другом человеке: «Он меня злит (бесит, обижает, расстраивает)». Этому ложному убеждению противопоставляется идея ответственности за свои чувства: «Он хотел меня разозлить (взбесить, обидеть, унизить...), и я поддался (не поддался)».
Человек обвиняющий подчеркивает ответственность других, себя представляет жертвой, а свое поведение вынужденным. Принятие ответственности предполагает акцент на имевшемся выборе: «У меня были варианты, но я предпочел (предпочитаю)...»
Автономия. Принцип автономии предполагает, что между людьми существуют границы. Человек, признающий автономию, четко представляет, где кончается он и его права и где начинается другой человек, обладающий такими же правами. Разные люди имеют разные мнения, оценки, чувства по отношению к одним и тем же вещам. Если мы требуем, чтобы другие имели сходные взгляды или вели себя в соответствии с нашими желаниями, мы вторгаемся в автономию другого. Строго говоря, для вторжения в жизнь другого человека есть только два оправдывающих основания:
1. Если мы обязаны управлять поведением другого, и несем юридическую ответственность за его поведение, в то время как другой такой ответственности не несет.
2. Если другой своим поведением нарушает нашу автономию, наши основные права (на жизнь и здоровье, на свободу, на собственность), у нас есть все основания защищаться.
Нарушение автономии другого иногда обосновывается тем, что он своим поведением наносит себе вред (неправильно питается, курит и др.). Разумные рассуждения подсказывают, что любой человек вправе распоряжаться собственной жизнью и здоровьем, тем более, когда это не задевает права других. Более разумным было бы констатировать факт: «Мне хотелось бы, чтобы он...», «Я бы предпочел, чтобы ты... потому, что...».
Тема I. Управление эмоциями
65
Мы можем заметить, что разумные формулировки, названные Эллисом «метод разумного предпочтения», обычно содержат в себе указания на то, что наши предпочтения являются лишь нашим выбором и не вторгаются в границы личности другого. Это важный шаг в снижении враждебности и умиротворении конфликтующих сторон.
В ходе выполнения упражнений этой работы вы сможете проанализировать конструктивные и деструктивные мыслительные шаблоны, провоцирующие возникновение болезненных эмоций.
Последний шаг — это формирование новой реакции. Устранение какого-либо поведения недостаточно для позитивных изменений. Образовавшийся на его месте вакуум «притягивает» к себе не самые лучшие образцы решения проблем. Думается, иррациональные убеждения архетипичны, а у неэффективных реакций есть биологическая основа. Поэтому лучше взять этот процесс под контроль и сознательно сформировать поведение-заменитель. Здесь необходимо сделать последнее замечание: новая реакция вовсе не обязательно должна быть антиподом, противоположностью старой. Иными словами, ненависть может быть заменена не на любовь, а на разочарование; депрессия — на печаль, а не на маниакальное состояние.
Итак, рассматриваемый метод состоит из пяти шагов.
1. Идентификация поведения-мишени. Что я делаю, какие разрушающие переживания испытываю и эффективно ли я себя веду?
2. Идентификация шаблонов губительных рассуждений и иррациональных убеждений. Какие рассуждения предшествуют моим разрушающим переживаниям? Какие убеждения о себе, о других участниках конфликта, о самом конфликте вызывают эти рассуждения?
3. Опровержение. Как можно оспорить мои губительные мысли?
4. Перцептивный сдвиг (замена губительных рассуждений разумными, иррациональных убеждений рациональными). Какой разумный способ рассуждений я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям, недооценке происходящего?
Мне бы хотелось...
Я бы предпочел...
Выло бы лучше, если бы...
3 Зак 95!
66
Тренинг преодоления конфликтов
5. Обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение. Что вы начинаете при этом чувствовать?
Жаль у что...
Не повезло с...
Я огорчаюсь...
Я серьезно обеспокоен...
Метод достаточно эффективен и может применяться уже после того, как возникли разрушающие переживания. Регулярное его использование постепенно помогает избавиться от негативных иррациональных установок и со временем приводит к изменению эмоциональных реакций на стресс.
ПРАКТИКУМ Цель работы
Апробирование метода РЭТ для управления эмоциональными реакциями в конфликтной ситуации.
Ход работы
Работа выполняется в парах. Договоритесь, кто из вас первым будет играть роль клиента, а кто — консультанта.
Задача «консультанта» — беседуя с «клиентом» и внимательно его выслушивая, помочь ему заполнить Таблицу 4.
1. Расскажите своему «консультанту» об инициирующих событиях и эмоциональных реакциях, над которыми вы решили поработать.
2. Разберитесь с его помощью в том, какие вредоносные рассуждения звучат в вашей голове и запускают разрушающие переживания; какие иррациональные верования запускают эти шаблоны.
3. Найдите опровержение обнаруженным убеждениям.
4. Затем старые рассуждения замените новыми фразами, начинающимися со слов: «Мне хотелось бы... Было бы лучше, если... Я бы предпочел...». Для формулировки конструктивных рассуждений используйте позитивные убеждения: все люди свобод
Тема I. Управление эмоциями
67
ны, все люди сами отвечают за свою жизнь, все люди автономны. Отметьте для себя, как изменилось ваше восприятие ситуации.
5. Противопоставьте неоправданным чувствам те, которые, с вашей точки зрения, были бы более уместными и которыми вы предпочли бы впредь реагировать на подобные ситуации. Описывая желаемые реакции, используйте только позитивные формулировки. Вместо пожеланий «не сердиться», «не волноваться» опишите реакции, которые хотели бы у себя видеть.
6. Поменяйтесь ролями.
7. Проанализируйте две реальные конфликтные ситуации, в которых вы участвовали; составьте по таблице на каждую ситуацию.
Далее упражнение выполняется в рабочей группе.
8. Расскажите группе о том, как вы преобразовали негативные переживания в приемлемые с помощью метода разумных предпочтений.
Таблица 4. Использование РЭТ для изменения реакции
Напишите в этой колонке:
(S)
Инициирующее событие: Что произошло; что вызвало вашу реакцию?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Николай Обозов. Как управлять конфликтом. - Из цикла"Психология успеха"
  • Конфликт. Эффективное разрешение конфликта
  • Практическое упражнение: «Порисуем».
  • Пахальян В. Э. - Групповой психологический тренинг
  • Ромек В. - Тренинг уверенности в межличностных отношениях
  • Упражнение для оценки своих коммуникативных навыков: «Разговор начистоту»
  • Елена Марчевская. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Пузиков В.Г. - Технология ведения тренинга
  • «Администратор гостиницы».
  • Учебная программа «Удивительный мир общения»
  • Общие принципы организации службы медиации в школе
  • Торн Кей, Маккей Дэвид. - Тренинг. Настольная книга тренера
  • Разминочное упражнение: «Ладошки».
  • Гребнева Вера Юрьевна. Психологический тренинг по предупреждению конфликтов. ЗАНЯТИЕ 1
  • Тренинг развития навыков ведения конструктивного диалога в конфликте
  • Гришина Н.В. Психология конфликта
  • Малых Светлана Владимировна. Занятие у психолога "Подросток и конфликт"
  • Богданова Ольга Станиславна. ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Завершение". ЗАНЯТИЕ 5
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг оценки поведения в конфликтной ситуации. ЗАНЯТИЕ 2
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг «Мои изменения». ЗАНЯТИЕ 3
  • Формирование эмоциональной устойчивости учащихся 7-х классов к коммуникативному стрессу. Проект психолога и педагога.
  • Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций.
  • Тренинг развития навыков целеполагания у подростков. Часть 2
  • Вачков И. В. - Основы технологии группового тренинга. Психотехники
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг по предупреждению конфликтов "Я другой". ЗАНЯТИЕ 4
  • Остович Ольга Юрьевна. Психологический тренинг «Принятие себя, принятие другого»
  • Маунтин Анита, Дэвидсон Крис. Разрешение конфликтов умом и сердцем
  • Тренинг развитие навыков целеполагания у подростков. Часть 1
  • Упражнение на умение кратко формулировать жалобу, быстро улавливать суть проблемы и делать выводы: «Вертушка жалобщиков»
  • Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга.
  • «Пойми меня»
  • Тематический план групповых занятий, развитие детей испытывающих трудности адаптации
  • Меринова Наталья Павловна. Психологический тренинг повышения родительской эффективности
  • Фасилитация: «Идеальная команда».
  • Артамонова Юлия Геннадьевна. Игровой тренинг с детьми и родителями «На встречу друг другу»
  • Организация групповой работы занятий "Детское общество"
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг для педагогов «Снятие психоэмоционального напряжения»
  • Упражнение для снятия пространственного барьера между участниками тренинга «Передай апельсин»
  • Клаус Фопель. Групповая сплоченность
  • Зинкевич-Евстигнеева Д.Т. - Пять кейсов для бизнес-тренера.
  • Зайцева Т. ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
  • Программа «Удивительный мир общения» для учеников. 7-Х КЛАССЫ
  • Четыре сферы переработки психосоматического конфликта с позиции Носсрата Пезешкиана
  • Самоукина Н. - Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Гребнева Вера Юрьевна. Тренинг: "Анализ поведения в конфликтной ситуации". ЗАНЯТИЕ 2
  • Групповое занятие профилактики зависимого поведения
  • Рай Лесли - Упражнения: схемы и стратегии
  • Бондаренко Инна Юрьевна. Тренинг: «Конфликт и пути его разрешения»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь