|
Васильев Николай Николаевич. Тренинг преодоления конфликтов.Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 85881
Автор: Васильев Николай Николаевич.
Название: Тренинг преодоления конфликтов. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Тренинг преодоления конфликтов
ли...»; «Я не сумел отказаться» вместо «Меня заставили»; «Я не нашел способа, чтобы настоять на своем» вместо «Он — упрямый осел».. Один из наиболее часто встречающихся шаблонов обвиняющего мышления основан на вере в то, что один человек может непосредственно вызвать какие-либо чувства в другом человеке: «Он меня злит (бесит, обижает, расстраивает)». Этому ложному убеждению противопоставляется идея ответственности за свои чувства: «Он хотел меня разозлить (взбесить, обидеть, унизить...), и я поддался (не поддался)». Человек обвиняющий подчеркивает ответственность других, себя представляет жертвой, а свое поведение вынужденным. Принятие ответственности предполагает акцент на имевшемся выборе: «У меня были варианты, но я предпочел (предпочитаю)...» Автономия. Принцип автономии предполагает, что между людьми существуют границы. Человек, признающий автономию, четко представляет, где кончается он и его права и где начинается другой человек, обладающий такими же правами. Разные люди имеют разные мнения, оценки, чувства по отношению к одним и тем же вещам. Если мы требуем, чтобы другие имели сходные взгляды или вели себя в соответствии с нашими желаниями, мы вторгаемся в автономию другого. Строго говоря, для вторжения в жизнь другого человека есть только два оправдывающих основания: 1. Если мы обязаны управлять поведением другого, и несем юридическую ответственность за его поведение, в то время как другой такой ответственности не несет. 2. Если другой своим поведением нарушает нашу автономию, наши основные права (на жизнь и здоровье, на свободу, на собственность), у нас есть все основания защищаться. Нарушение автономии другого иногда обосновывается тем, что он своим поведением наносит себе вред (неправильно питается, курит и др.). Разумные рассуждения подсказывают, что любой человек вправе распоряжаться собственной жизнью и здоровьем, тем более, когда это не задевает права других. Более разумным было бы констатировать факт: «Мне хотелось бы, чтобы он...», «Я бы предпочел, чтобы ты... потому, что...». Тема I. Управление эмоциями 65 Мы можем заметить, что разумные формулировки, названные Эллисом «метод разумного предпочтения», обычно содержат в себе указания на то, что наши предпочтения являются лишь нашим выбором и не вторгаются в границы личности другого. Это важный шаг в снижении враждебности и умиротворении конфликтующих сторон. В ходе выполнения упражнений этой работы вы сможете проанализировать конструктивные и деструктивные мыслительные шаблоны, провоцирующие возникновение болезненных эмоций. Последний шаг — это формирование новой реакции. Устранение какого-либо поведения недостаточно для позитивных изменений. Образовавшийся на его месте вакуум «притягивает» к себе не самые лучшие образцы решения проблем. Думается, иррациональные убеждения архетипичны, а у неэффективных реакций есть биологическая основа. Поэтому лучше взять этот процесс под контроль и сознательно сформировать поведение-заменитель. Здесь необходимо сделать последнее замечание: новая реакция вовсе не обязательно должна быть антиподом, противоположностью старой. Иными словами, ненависть может быть заменена не на любовь, а на разочарование; депрессия — на печаль, а не на маниакальное состояние. Итак, рассматриваемый метод состоит из пяти шагов. 1. Идентификация поведения-мишени. Что я делаю, какие разрушающие переживания испытываю и эффективно ли я себя веду? 2. Идентификация шаблонов губительных рассуждений и иррациональных убеждений. Какие рассуждения предшествуют моим разрушающим переживаниям? Какие убеждения о себе, о других участниках конфликта, о самом конфликте вызывают эти рассуждения? 3. Опровержение. Как можно оспорить мои губительные мысли? 4. Перцептивный сдвиг (замена губительных рассуждений разумными, иррациональных убеждений рациональными). Какой разумный способ рассуждений я могу предпочесть нагнетанию страха, обвинениям, недооценке происходящего? Мне бы хотелось... Я бы предпочел... Выло бы лучше, если бы... 3 Зак 95! 66 Тренинг преодоления конфликтов 5. Обоснованная, аутентичная реакция и эффективное поведение. Что вы начинаете при этом чувствовать? Жаль у что... Не повезло с... Я огорчаюсь... Я серьезно обеспокоен... Метод достаточно эффективен и может применяться уже после того, как возникли разрушающие переживания. Регулярное его использование постепенно помогает избавиться от негативных иррациональных установок и со временем приводит к изменению эмоциональных реакций на стресс. ПРАКТИКУМ Цель работы Апробирование метода РЭТ для управления эмоциональными реакциями в конфликтной ситуации. Ход работы Работа выполняется в парах. Договоритесь, кто из вас первым будет играть роль клиента, а кто — консультанта. Задача «консультанта» — беседуя с «клиентом» и внимательно его выслушивая, помочь ему заполнить Таблицу 4. 1. Расскажите своему «консультанту» об инициирующих событиях и эмоциональных реакциях, над которыми вы решили поработать. 2. Разберитесь с его помощью в том, какие вредоносные рассуждения звучат в вашей голове и запускают разрушающие переживания; какие иррациональные верования запускают эти шаблоны. 3. Найдите опровержение обнаруженным убеждениям. 4. Затем старые рассуждения замените новыми фразами, начинающимися со слов: «Мне хотелось бы... Было бы лучше, если... Я бы предпочел...». Для формулировки конструктивных рассуждений используйте позитивные убеждения: все люди свобод Тема I. Управление эмоциями 67 ны, все люди сами отвечают за свою жизнь, все люди автономны. Отметьте для себя, как изменилось ваше восприятие ситуации. 5. Противопоставьте неоправданным чувствам те, которые, с вашей точки зрения, были бы более уместными и которыми вы предпочли бы впредь реагировать на подобные ситуации. Описывая желаемые реакции, используйте только позитивные формулировки. Вместо пожеланий «не сердиться», «не волноваться» опишите реакции, которые хотели бы у себя видеть. 6. Поменяйтесь ролями. 7. Проанализируйте две реальные конфликтные ситуации, в которых вы участвовали; составьте по таблице на каждую ситуацию. Далее упражнение выполняется в рабочей группе. 8. Расскажите группе о том, как вы преобразовали негативные переживания в приемлемые с помощью метода разумных предпочтений. Таблица 4. Использование РЭТ для изменения реакции Напишите в этой колонке: (S) Инициирующее событие: Что произошло; что вызвало вашу реакцию? Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|