|
Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста).Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 58367
Автор: Регуш Л. А.
Название: Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). Формат: HTML Язык: Русский Скачать по прямой ссылке зическую регуляцию эмоций. Стратегии избегания проблем — это и когнитивное избегание, и избегающие действия. И, наконец, стратегии поиска поддержки направлены на получение эмоциональной, а также проблемно-ориентированной поддержки (информация, действия).
Совладание, с одной стороны, специфично ситуации, с другой стороны — оно учитывает воздействие совокупности различных стрессоров. В исследовании Карвера16 проводилось непосредственное сравнение стиля совладания и влияния на совладание ситуации. Результаты (средние корреляции около 0,29) подтвердили соотношение между стабильными дис-позиционными переменными и совладанием, специфичным ситуации. Было показано, что восприятие стрессирующих факторов и их преодоление существенно изменяется в зависимости от личностных и социальных ресурсов индивидов. Именно этим аспектам уделено большое место в диссертационном исследовании Т. Л. Крюковой (2005). Данные, полученные ею на российской выборке, характеризуют, с одной стороны, способы совладающего поведения, которые преимущественно используются людьми разного возраста, с другой — способы, предпочитаемые представителями разного пола в зависимости от их индивидуально-личностных характеристик. Значимыми для анализа проблем развития являются эмпирические данные автора о том, что молодые люди младше 20 лет чаще всего выбирают такие копинг-стра-тегии, как конфронтация, дистанцирование, избегание - уход. Старше 20 лет, как правило, используют самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, планирование решения проблемы. Кроме того, Т. Л. Крюковой была установлена одна из доминирующих личностных детерминант 16 Carver С. S. & al. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology, 56, 267-283,1989. 58 использования стратегий совладающего поведения, которая может выступать в качестве основания для прогнозирования копинг-стиля, — это самоотношение. 2.2.2. Проектирование условий жизнедеятельности без проблем Одно из направлений в разрешении проблем развития — создание условий, при которых проблема не возникает или разрешается, давая позитивные результаты. И теоретический анализ, и практические работы в области психологии говорят о том, что решающим в этом отношении фактором является способность взрослых понимать закономерности процесса развития, готовиться к появлению новообразований и изменять свои взаимоотношения с людьми (маленькими, взрослыми, пожилыми) с учетом происходящих в них изменений. Предупреждению проблем развития, осознаваемых и неосознаваемых, может способствовать проектирование условий жизнедеятельности, которые снимают возможные проблемы до их появления. По представлениям А. А. Грачева, для этого может быть использована трехкомпонентная модель организации жизнедеятельности. В соответствии с ней, жизнедеятельность обеспечивает: • удовольствие; • самореализацию; • самосовершенствование (духовный рост). В процессе проектирования условий для самореализации психолог должен учитывать необходимость выполнения следующих требований: 1) человек должен стремиться к решению сложных, но посильных задач; 2) внешнее требование (требование активного субъекта) должно соответствовать верхнему уровню возможностей человека (не выше и не ниже); 59 3) должен быть сформирован адекватный уровень притязаний, четкое представление человека о своих возможностях: это дает человеку ориентацию на решение трудных, но посильных задач. Каждое из вышеперечисленных требований может использоваться как для оказания помощи в решении проблем, так и для создания условий жизнедеятельности. Так, например, гуманистическая психология работает не с проблемой самой по себе, а в широком контексте (включающем и жизненную ситуацию, и личностный путь в целом). В процессе создания среды жизнедеятельности, приносящей удовольствия, психолог должен помнить о том, что она должна удовлетворять другого рода требованиям: 1) обеспечение условий для здоровья, исключая какие бы то ни было страдания физического плана; 2) простота, определенность и безопасность ситуации (определенность и непротиворечивость требований); 3) выраженное взаимодействие с окружающими сопровождается положительными эмоциями; 4) высокая оценка со стороны значимых лиц; 5) возможность для проявления самостоятельности и возможность влиять на то, что с ним происходит (потребность во влиянии может находить отражение и в том, что человек сам стремится находиться под чьим-то влиянием); 6) возможность получения помощи. Условия для создания духовной ориентации предполагают наличие следующих составляющих: 1) достаточно полная и непротиворечивая картина мира и обязательное определение себя в этом мире; 2) определение смысла жизни; 3) развитие духовных ценностей (красота, добро); 4) наличие программы самосовершенствования. 60 2.2.3. Выработка человеком защитных механизмов В разрешении проблем развития, безусловно, участвуют не только сознательные уровни организации психической деятельности, но и бессознательные. Сталкиваясь с проблемой или находясь в проблемной ситуации длительное время, человек неосознанно начинает вырабатывать способы поведения, развивать психические качества, которые позволяют ему адаптироваться. Такие способы обеспечения стабилизации, позволяющие избежать чувство тревоги, психическое напряжение, сохранить позитивное самоотношение, получили название «защитные механизмы». Их психологическая сущность раскрыта в работах 3. Фрейда, описана в работах современных отечественных авторов17. В исследовании Е. Ю. Коржовой (2002, с. 42) приводятся данные о соотношении стратегий поведения в значимых ситуациях и защитных механизмах. Таблица 3 Соотношение стратегий поведения и психологической защиты Стратегии поведения в значимых ситуациях Психологическая защита Характеризуют адаптивные возможности Характеризует адаптивные возможности индивида, восприятие и оценку значимых человека, восприятие и оценку значимых ситуаций ситуаций Бывают как неосознанными, так Мосит в основном малоосознаваемый и осознаваемыми характер Возникают в ситуациях, вызывающих Возникает, в первую очередь, как неудовлетворенность, так как реакция на «трудные ситуации», и удовлетворение вызывающие чувство неудовлетворенности 17 Подробнее см. литературу к теме, а также: Грановская Р. М., Никольская И. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб.: Речь, 1999; Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. 61 Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|