Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.

Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57029

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

воспитания в неполной семье без отца, и к культуре российского воспитания.
Анализ особенностей совладающего поведения подростков в неполной семье показал, что у большинства подростков из неполных семей присутствует продуктивный стиль, у трети — непродуктивный.
Преобладающими копинг-стратегиями среди подростков из неполных семей являются: 1) решение проблемы; 2) работа, достижения; 3) социальная поддержка. Средние значения выраженности стратегий совладающего поведения подростков в неполных семьях ниже значений, полученных при адаптации методики. Стратегия Социальная поддержка используется значительно чаще, они чаще надеются на Чудо, Не совладают и обращаются за помощью к Богу. В целом, подростки из неполных семей предпочитают прямые действия, достижение успеха при совладении с трудностями; они стремятся поделиться своей проблемой с другими, заручиться их поддержкой, одобрением, советами, нередко беспокоятся. В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверст -ников: подростки обычно ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества, а также трудностями собственной ежедневной жизни в семье без отца. Тесные симбиотические связи между матерями и их детьми позволяют нам говорить о том, что подростки стремятся к поиску поддержки не столько у сверстников, сколько у матерей. Данная тенденция является спецификой детско-родительских отношений в неполных семьях.
Уровень испытываемого гнева и уровень враждебности к школе у подростков, воспитывающихся без отца, находятся в пределах нормы; уровень позитивного копинга выше уровня деструктивного ко-пинга, что позволяет сделать вывод о предпочтении ими конструктивного совладания с негативным аффектом (гневом).
Мы установили, что установка матерей на симбиоз препятствует непродуктивному копингу подростков. С другой стороны, существует умеренная обратная связь между той же самой родительской установкой матерей и продуктивным копингом подростков. Понятно, что симбиоз является сложной, противоречивой установкой, которую нельзя интерпретировать однозначно.
Оказалось, что инфантилизация ребенка со стороны матери по -ложительно связана с эмоционально-ориентированным копин-
51
гом. Эмоциональное реагирование в трудной ситуации вместо ее ре -шения (выплеск эмоций), видимо, провоцирует у матери стремление увидеть ребенка младше, чем он есть на самом деле, неуспешным и неприспособленным, тем самым приписывая ему несостоятельность. Но парадокс заключается в том, что эмоционально-ориентированный стиль совладания положительно коррелирует и с принятием: возможность отреагировать, выразить как положительные, так и отрицательные эмоции, видимо, способствует принятию матерью своего ребенка-подростка. Мать, принимающая, жалеющая только маленькое дитя, — это проявление разных ликов матери, о которых много известно психоаналитической психологии и психотерапии, — предстает перед нами и в результатах количественного исследования.
Связь между совладающим поведением подростков и стилем совладающего поведения матери противоречива и неоднозначна. С одной стороны, прямая активность матерей, их лидирующая позиция в разрешении проблем не всегда являются положительным примером для формирования моделей копинг-поведения подростков. С другой стороны, если матери используют эмоционально -ориентированный копинг (застревают на переживании своей беспомощности и невозможности справиться с ситуацией, склонны обращаться за помощью и поддержкой к окружающей среде — семье, друзьям, значимым другим), то подросткам это «разрешает» подобное же поведение, без необходимости прикладывать усилия и стремиться к самостоятельному, действенному решению трудной ситуации.
Сравнение совладающего поведения в неполной и полной семьях
Основной гипотезой нашего исследования было утверждение о том, что совладающее с трудностями поведение членов неполной семьи не отличается от совладания членов полной семьи. Мы обнаружили, что определенные различия в предпочтении членами семей
52
некоторых стратегий совладения, в зависимости от структуры семьи, существуют. Значимые различия обнаружены в выраженности (средние значения) и рейтинге такого стиля совладеющего поведения у матерей, как эмоционально-ориентированный копинг.
Женщины-матери, воспитывающие ребенка вместе с мужем, реже используют при столкновении с трудностями субстиль отвлечение и стиль избегание. А матери, самостоятельно, без отцовской поддержки воспитывающие ребенка, реже используют эмоционалъ -но-ориентированный стиль и субстиль отвлечение. Предпочтение матерями обеих групп субстиля социальное отвлечение, содержательно включающее обращение за поддержкой к социуму, свойственно российскому менталитету, однако выраженность этого стиля выше у матерей из полных семей. Видимо, присутствие мужской поддержки в жизнедеятельности семьи дает женщине больше возможностей расслабиться, отдохнуть от забот повседневной жизни, пообщаться с друзьями и близкими. У матерей, самостоятельно воспитывающих ребенка, уровень эмоционального самоконтроля выше, чем в другой выборке.
Родительская роль на данном этапе семейного развития предполагает принятие ответственности за жизнь и благополучие подростка, необходимость своевременно и адекватно реагировать на возникающие потребности ребенка, требования общественной жиз -ни, необходимость быть в определенной степени эталоном для подростка, способность активно разрешать проблемные ситуации. Следовательно, предпочтение матерями подростков именно таких стратегий совладения с трудными ситуациями может характеризо -вать их как опытных и успешных родителей, а семью — как полную, так и неполную —как функциональную. Безусловно, это невозможно без активной субъектной позиции — проблемного совладающе-го поведения, принятия ответственности и самоконтроля.
Совладеющее поведение подростков из полных и неполных семей в целом харектеризуется как продуктивное. Однако зафикси-ровены некоторые различия. Мы обнаружили, что подростки из полных семей знечительно чаще используют текие стретегии совле -дания как Друзья и Принадлежность, что говорит о большей вы-реженности социального копинга у подростков, воспитываемых обоими родителями. Это может быть свидетельством начевшегося нормативного для денного возресте сеперационного процесса. Дети, воспитывающиеся без отце, сокрещеют поиск социальной поддер -
53
жки среди сверстников, вероятно, они нередко ищут ее у матери, с которой существуют симбиотические отношения.
Сревнивея выраженность негативных установок родителей по отношению к ребенку в двух группех метерей, участвовавших в исследовании, мы установили, что значимые различия материнского отношения существуют в двух аспектах: образ социальной желательности и инфангпилизация ребенка больше выражены у матерей в полных семьях.
Матери, не имеющей мужской (отцовской) поддержки в со-вледении с жизненными трудностями, приходится искать ее не только у родственников, но и у своих детей, особенно старших. Наверное, поэтому в неполных семьях меньше инфентилизируют ребенка, и даже, напротив, вероятнее всего, матери проявляют желание более быстрого приобретения ребенком статуса взрослости, поскольку это дает им опору и возможность почувствовать себя не такой одинокой в переживании и совладании с трудностями жизни. Кроме того, как уже было отмечено выше, у подростков и матерей из неполных семей существуют сильные симбиотические отношения, что говорит о стремлении матери и подростка в такой семье видеть друг в друге ресурс для совладания с переменами и жизненными невзгодами. Стремление метери к симбиозу с ребенком может быть свидетельством того, что в подростковом возрасте, когда ребенок стремится стать более автономным и самостоятельным, а родители должны несколько ослабить детс-ко-родительскую связь, матерям сделать это оказывается намного сложнее, нежели отцам. Матери продолжают, как и раньше, когда,ребенок был маленьким, оберегать его, узнаветь все о событиях его жизни и внутренних переживаниях. Вместе с этим появляется потребность гордиться своим ребенком, знать, что он не хуже, чем другие дети, возрастают критичность и требовательность к подростку.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Курсова Кристина Андреевна. Формы, методы и средства воспитания детей среднего дошкольного возраста в неполной семье
  • Сидорова Наталья Витальевна. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Белоусова З.И., Овсянникова В.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков.
  • Психология трудного подростка, повышенная сопротивляемость
  • Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери
  • Лариса Смирнова. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ХАРАКТЕР СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗПР К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ
  • Главный Редактор. Взаимодействие ребенка и матери
  • Особенности поведения подростков в конфликтах
  • Редактор. Стихи детям - Не обижайте матерей
  • Сценарий ко дню матери для начальных классов. Воспитывать уважительное отношения к мамам и желание помочь им.
  • Романова Светлана Витальевна. Буклет «День Матери»
  • Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  • Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности
  • Гарифуллина Миляуша Магдануровна и Кувшинова Альбина Альфредовна. Конспект НОД по развитию речи в средней группе №12 Тема: «Мамочка любимая моя» (посвящено Дню Матери)
  • Осипюк Татьяна Александровна. Роль отца в воспитании ребенка
  • Техника психологического консультирования в системном подходе.
  • Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотреблением психоактивными веществами для особенных подростков.
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Мозг подростков обучается специфически
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков
  • Афанасьева М. Особенности структуры семьи в современном культурном контексте. Возможности консультирования
  • Зарахаева Эльвира Сергеевна. Конспект занятия в подготовительной группе «Я и моя семья»
  • Ширко Галина Леонидовна. Воспитание в семье как фактор развития внутреннего потенциала детей
  • Мужчина и женщина: запросы на психотерапию – различия и общее
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Роль папы в воспитании ребенка
  • Барышникова Анастасия Николаевна. «Развитие мужских качеств у мальчиков старшего дошкольного возраста через детский туризм»
  • Бруёк Анна Александровна. «Значимость семейного воспитания в жизни ребенка».
  • Гильмитдинова Л.Н. Костюк А.М.. Методическая разработка. Краткосрочный проект в старшей группе «День матери»
  • Якимова Т.В. Сравнительный анализ житейских и научных представлений об особенностях сиблинговых отношений в семье
  • Рослякова Татьяна Александровна. Формирование позитивного самоотношения у подростков
  • Гамазина Оксана Александровна. Консультация для родителей - Нарушение прав ребенка в нормальных семьях
  • Анохина Наталья Николаевна. Педагогический проект «Для милой мамочки»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Ирина Мартынова. Неизбежно ли повторение судьбы своих родителей?
  • Переслегина Ирина Викторовна. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Родительское собрание «Психологический климат в семье. «Взаимоотношения в семье»
  • Якимова Т.В. Феномен познавательной аддикции в развитии интеллектуально одаренных подростков
  • Младенчество и детство; Infancy and childhood; Friihe Kindheit und Kindheit
  • Федорова Виктория Андреевна. Конспект развлечения с мамами в подготовительной группе «ДЕНЬ МАТЕРИ»
  • Воронина Ксения Михайловна. «Мамочка любимая, самая красивая!» Краткосрочный проект ко дню Матери во второй младшей группе
  • Уэбстер Бетанни. Когда стыд на вкус как материнская забота: трагедия дочерей, на которых возложили родительский роли
  • Петрина Наталья Вадимовна. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТИ МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Орехова Ирина Григорьевна. Методическая разработка: краткосрочный проект «День мамы» старшая группа
  • Мякутина Лидия Викторовна. Роль семьи в развитии пространственной ориентировки детей
  • Ягнюк К.В. Влияние стилей привязанности на поведение в ситуации развода
  • Уварова Виктория Ивановна. Проблемы семей с аддикциями.
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь