|
Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними.Категория: Библиотека » Семейная психотерапия | Просмотров: 57029
Автор: Крюкова Т. Л., Сапоровская М. В., Куфтяк Е. В.
Название: Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке воспитания в неполной семье без отца, и к культуре российского воспитания.
Анализ особенностей совладающего поведения подростков в неполной семье показал, что у большинства подростков из неполных семей присутствует продуктивный стиль, у трети — непродуктивный. Преобладающими копинг-стратегиями среди подростков из неполных семей являются: 1) решение проблемы; 2) работа, достижения; 3) социальная поддержка. Средние значения выраженности стратегий совладающего поведения подростков в неполных семьях ниже значений, полученных при адаптации методики. Стратегия Социальная поддержка используется значительно чаще, они чаще надеются на Чудо, Не совладают и обращаются за помощью к Богу. В целом, подростки из неполных семей предпочитают прямые действия, достижение успеха при совладении с трудностями; они стремятся поделиться своей проблемой с другими, заручиться их поддержкой, одобрением, советами, нередко беспокоятся. В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверст -ников: подростки обычно ищут поддержки у других, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными переменами отрочества, а также трудностями собственной ежедневной жизни в семье без отца. Тесные симбиотические связи между матерями и их детьми позволяют нам говорить о том, что подростки стремятся к поиску поддержки не столько у сверстников, сколько у матерей. Данная тенденция является спецификой детско-родительских отношений в неполных семьях. Уровень испытываемого гнева и уровень враждебности к школе у подростков, воспитывающихся без отца, находятся в пределах нормы; уровень позитивного копинга выше уровня деструктивного ко-пинга, что позволяет сделать вывод о предпочтении ими конструктивного совладания с негативным аффектом (гневом). Мы установили, что установка матерей на симбиоз препятствует непродуктивному копингу подростков. С другой стороны, существует умеренная обратная связь между той же самой родительской установкой матерей и продуктивным копингом подростков. Понятно, что симбиоз является сложной, противоречивой установкой, которую нельзя интерпретировать однозначно. Оказалось, что инфантилизация ребенка со стороны матери по -ложительно связана с эмоционально-ориентированным копин- 51 гом. Эмоциональное реагирование в трудной ситуации вместо ее ре -шения (выплеск эмоций), видимо, провоцирует у матери стремление увидеть ребенка младше, чем он есть на самом деле, неуспешным и неприспособленным, тем самым приписывая ему несостоятельность. Но парадокс заключается в том, что эмоционально-ориентированный стиль совладания положительно коррелирует и с принятием: возможность отреагировать, выразить как положительные, так и отрицательные эмоции, видимо, способствует принятию матерью своего ребенка-подростка. Мать, принимающая, жалеющая только маленькое дитя, — это проявление разных ликов матери, о которых много известно психоаналитической психологии и психотерапии, — предстает перед нами и в результатах количественного исследования. Связь между совладающим поведением подростков и стилем совладающего поведения матери противоречива и неоднозначна. С одной стороны, прямая активность матерей, их лидирующая позиция в разрешении проблем не всегда являются положительным примером для формирования моделей копинг-поведения подростков. С другой стороны, если матери используют эмоционально -ориентированный копинг (застревают на переживании своей беспомощности и невозможности справиться с ситуацией, склонны обращаться за помощью и поддержкой к окружающей среде — семье, друзьям, значимым другим), то подросткам это «разрешает» подобное же поведение, без необходимости прикладывать усилия и стремиться к самостоятельному, действенному решению трудной ситуации. Сравнение совладающего поведения в неполной и полной семьях Основной гипотезой нашего исследования было утверждение о том, что совладающее с трудностями поведение членов неполной семьи не отличается от совладания членов полной семьи. Мы обнаружили, что определенные различия в предпочтении членами семей 52 некоторых стратегий совладения, в зависимости от структуры семьи, существуют. Значимые различия обнаружены в выраженности (средние значения) и рейтинге такого стиля совладеющего поведения у матерей, как эмоционально-ориентированный копинг. Женщины-матери, воспитывающие ребенка вместе с мужем, реже используют при столкновении с трудностями субстиль отвлечение и стиль избегание. А матери, самостоятельно, без отцовской поддержки воспитывающие ребенка, реже используют эмоционалъ -но-ориентированный стиль и субстиль отвлечение. Предпочтение матерями обеих групп субстиля социальное отвлечение, содержательно включающее обращение за поддержкой к социуму, свойственно российскому менталитету, однако выраженность этого стиля выше у матерей из полных семей. Видимо, присутствие мужской поддержки в жизнедеятельности семьи дает женщине больше возможностей расслабиться, отдохнуть от забот повседневной жизни, пообщаться с друзьями и близкими. У матерей, самостоятельно воспитывающих ребенка, уровень эмоционального самоконтроля выше, чем в другой выборке. Родительская роль на данном этапе семейного развития предполагает принятие ответственности за жизнь и благополучие подростка, необходимость своевременно и адекватно реагировать на возникающие потребности ребенка, требования общественной жиз -ни, необходимость быть в определенной степени эталоном для подростка, способность активно разрешать проблемные ситуации. Следовательно, предпочтение матерями подростков именно таких стратегий совладения с трудными ситуациями может характеризо -вать их как опытных и успешных родителей, а семью — как полную, так и неполную —как функциональную. Безусловно, это невозможно без активной субъектной позиции — проблемного совладающе-го поведения, принятия ответственности и самоконтроля. Совладеющее поведение подростков из полных и неполных семей в целом харектеризуется как продуктивное. Однако зафикси-ровены некоторые различия. Мы обнаружили, что подростки из полных семей знечительно чаще используют текие стретегии совле -дания как Друзья и Принадлежность, что говорит о большей вы-реженности социального копинга у подростков, воспитываемых обоими родителями. Это может быть свидетельством начевшегося нормативного для денного возресте сеперационного процесса. Дети, воспитывающиеся без отце, сокрещеют поиск социальной поддер - 53 жки среди сверстников, вероятно, они нередко ищут ее у матери, с которой существуют симбиотические отношения. Сревнивея выраженность негативных установок родителей по отношению к ребенку в двух группех метерей, участвовавших в исследовании, мы установили, что значимые различия материнского отношения существуют в двух аспектах: образ социальной желательности и инфангпилизация ребенка больше выражены у матерей в полных семьях. Матери, не имеющей мужской (отцовской) поддержки в со-вледении с жизненными трудностями, приходится искать ее не только у родственников, но и у своих детей, особенно старших. Наверное, поэтому в неполных семьях меньше инфентилизируют ребенка, и даже, напротив, вероятнее всего, матери проявляют желание более быстрого приобретения ребенком статуса взрослости, поскольку это дает им опору и возможность почувствовать себя не такой одинокой в переживании и совладании с трудностями жизни. Кроме того, как уже было отмечено выше, у подростков и матерей из неполных семей существуют сильные симбиотические отношения, что говорит о стремлении матери и подростка в такой семье видеть друг в друге ресурс для совладания с переменами и жизненными невзгодами. Стремление метери к симбиозу с ребенком может быть свидетельством того, что в подростковом возрасте, когда ребенок стремится стать более автономным и самостоятельным, а родители должны несколько ослабить детс-ко-родительскую связь, матерям сделать это оказывается намного сложнее, нежели отцам. Матери продолжают, как и раньше, когда,ребенок был маленьким, оберегать его, узнаветь все о событиях его жизни и внутренних переживаниях. Вместе с этим появляется потребность гордиться своим ребенком, знать, что он не хуже, чем другие дети, возрастают критичность и требовательность к подростку. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|