Варламов В.А., Варламов Г.В. Компьютерная детекция лжи.

Категория: Библиотека » Ложь и её выявление. | Просмотров: 136615

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Стресс охватывает весь организм, вызывая у человека определенное моби-лизационное состояние и при этом почти мгновенно объединяя все функции организма в одно целое. Благодаря механизму эмоционального реагирования в стрессе человек быстро реагирует на характер воздействия и, руководствуясь универсальным критерием всего живого - выжить, он хорошо приспосабливается к изменившимся условиям.
Все без исключения жизненные потребности человека, включая и желание избежать наказания за совершенное преступление, сопровождаются соответствующим эмоциональным напряжением. В связи с этим функции организма поддерживаются на некотором оптимальном для человека уровне.
46
Изучение эмоционального состояния имеет большое прикладное значение. Еще в 1780 г. наш соотечественник А. Бахерат указал, что отношение человека к окружающим явлениям проявляется в трусости, печали и т.п., оказывая большое влияние на его физиологическое состояние.
Роль социального фактора в возникновении эмоций, силе их проявления впервые была исследована в 1880 г. П.Ф. Лесгафтом. Им было установлено, что мышечное напряжение, вызванное эмоциями, находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей человека и социальной значимости информации. Эмоции по механизму своего развития являются бурной реакцией организма на социально значимый сигнал.
50 лет спустя И.П. Павлов (1932 г.) положил начало научному изучению механизмов регулирования эмоций. В своих работах он указал, что высшая регуляция эмоциональной деятельности человека слагается из работы коры головного мозга (серого вещества) и так называемых подкорковых образований мозга. Роль больших полушарий сводится к корректированию общей деятельности подкорковых центров, обеспечивая более тонкую регулировку соотношения организма человека с окружающей средой. Подкорка, в свою очередь, может оказать положительное влияние на кору, являясь для нее как бы дополнительным источником активации. Кора головного мозга связана практически со всеми его отделами. Сильное эмоциональное напряжение вовлекает в активную деятельность десятки физиологических механизмов, вызывая соответствующие реакции, во многом определяющие эмоциональное состояние человека. «Эмоциональные состояния гнева, страха, боли, печали, отвращения столь сложны, что для своего проявления они требуют участия не одной какой-нибудь области нервных центров, а затрагивают всю нервную систему целиком».(цит. по: К.М. Быков. Избранные произведения, т. 2, 1954 г.).
В норме не возникают изолированные процессы, присущие какому-либо одному отделу мозга. Этим и объясняются изменения практически всех физиологических реакций человека при сильном стрессе.
В зависимости от возникающих различных ситуационных моментов, функционального исходного состояния центральной нервной системы, социальной значимости раздражителя в действие, как правило, активно включается целый комплекс различных физиологических систем.
«Массовое» вовлечение всех основных структур мозга при стрессе - явление обязательное. Именно оно является причиной изменений частоты пульса, артериального давления, скорости кровотока, увеличения объема крови за счет подключения резервов, тремора мышц - их напряжения, увеличения адреналина в крови и т.д.
Эмоциональное напряжение сопровождается изменением активности практически всех органов человека.
В большинстве случаев эти изменения намного превышают уровни, необ
47
ходимые для жизни и деятельности человека. Усиление активности нервного аппарата, обеспечивающего эмоции, сопровождается избыточной мобилизацией энергетических ресурсов организма. Мобилизация «с запасом» обусловлена самим запускающим механизмом эмоций, так как в основе его лежат незнание, неопределенность исхода и наличие негативных последствий происходящего.
Даже приговор суда о 20-летнем заключении не несет для осужденного исчерпывающей информации, ибо он не знает возможных условий пребывания в колонии, выдержит ли он этот срок физически, попадает ли под закон об амнистии, утвердит ли это решение Верховный суд и т.д.
В регуляции физиологических реакций участвуют два типа нервной системы - усиливающая (симпатическая) и ослабляющая (парасимпатическая). Степень участия их в регуляции физиологических реакций организма подозреваемого зависит от характера эмоций.
Если они отрицательные и несут активный оборонительный заряд и подозреваемый не признает свое участие в совершении преступления, то на предъявление значимого вопроса будет наблюдаться усиление ответных физиологических реакций по сравнению с данными, полученными на нейтральные вопросы. Если обследуемый психологически подавлен и он уверен, что ему не уйти от ответственности за совершенное преступление, то возможно снижение уровня регистрируемых показателей на значимый вопрос, например урежение частоты пульса.
3. Потребность как фактор формирования эмоций
Потребность - исходная форма активности живых существ, состояние индивида, создаваемое испытываемой нуждой в объектах, необходимых для существования и развития. Является динамической силой, организующей и направляющей познавательные процессы, воображение и поведение.
В норме человек все и всегда делает ради удовлетворения своей потребности. Наличие актуализированной потребности является движущей силой, направленной на решение стоящей перед человеком задачи.
При проведении полиграфных проверок сталкиваются две взаимоисключающие потребности: одна — подозреваемого сохранить свободу, уйти от уголовной ответственности и другая — специалиста, которому необходимо установить истину и не дать преступнику избежать наказания. При возникновении потребности и невозможности ее удовлетворения возникают отрицательные эмоции. Причем, величина их тем больше, чем меньше вероятность найти выход из сложившейся ситуации. Антуан де Сент-Экзюпери писал о состоянии одного из летчиков, потерпевшего аварию в горах: «Начиная со второго дня больше всего уходило сил на то, чтобы не думать... положение уже было очень безнадежным, чтобы иметь мужество идти, надо было поменьше
48
размышлять о своем положении» (цит. по: Сент-Экзюпери/ «Планета людей», М; 1957). Сильные отрицательные эмоции могут подавлять способность человека искать выход из сложившейся ситуации. Анализ многочисленных случаев гибели людей в экстремальных ситуациях показывает, что многие из них не сумели найти свой последний, и нередко единственный, шанс выжить.
Влияние отрицательных эмоций на функциональное состояние имеет двухфазную зависимость, как, практически, и все физиологические реакции в организме человека. В первой фазе - с ростом отрицательных эмоций - возрастает мобилизация организма для своей защиты. Затем достигается определенный предел, обусловленный функциональными возможностями организма. При дальнейшем возрастании эмоционального напряжения резко падает адекватность деятельности человека, вплоть до его гибели (А. Моссо, 1887 г.).
Поэтому, проводя полиграфные проверки, надо стремиться к тому, чтобы эмоциональное напряжение обследуемого в этот период находилось в оптимальной зоне. Это нужно для того, чтобы не исказить реальный психофизиологический ответ на значимые вопросы теста. В то же время надо следить, чтобы обследуемый не находился и в полусонном состоянии. Необходимо установление тесного контакта с обследуемым. В предтестовой беседе надо убедить его, что взаимопонимание с вами для него лучше, чем противодействие вам. Чтобы ослабить эмоциональное напряжение у тестируемого, мы должны убедить его в том, что у него есть шанс уменьшить, облегчить те последствия, которые могут наступить по совершении им преступления. Таких возможностей немного, но они существуют, и их необходимо использовать во время работы в полной мере, например, если есть хотя бы один шанс обоснованной переквалификации преступления из одной статьи в другую, с меньшим сроком наказания. Не нужно забывать о возможном положительном влиянии чистосердечного признания. Вообще следует помнить, что человек должен иметь хотя бы один шанс из 100 или 1 ООО на облегчение своей судьбы, и мы должны его предоставить, тем более если для этого есть юридические основания.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Аркадий Смолин. Взятки сводят с ума
  • Притча «Слава мэра»
  • Методика тестирования на полиграфе. Тест контрольных вопросов
  • Редактор. Тест для детей. Рисунок несуществующего животного
  • Притча «Жена неудачника»
  • Притча «Скупость нередко обходится дороже»
  • Башкирова Валерия, Соловьев Александр. Крупнейшие мировые аферы. Искусство обмана и обман как искусство.
  • Притча «Тест на способности продавца»
  • Редактор. Тест рисунка 'Моя семья' (в интерпретации В.КЛосевой, в изложении Н.Л.Кряжевой).
  • Занимательная таблица (тест на внимательность)
  • Тест Роршаха (проективный тест чернильных пятен)
  • Притча «Карьера с компьютером и без»
  • Богданова Надежда Сергеевна. Консультация на тему: «Как определить темперамент ребёнка»
  • Тест на определение степени усталости
  • Ассанович М.А. Тест Роршаха на основе адаптированной интегративной системы Экснера: теоретические и прикладные аспекты
  • Нестеров И.А., Никитин И.В., Хамидуллин Р.Я. Практикум по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
  • Редактор. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
  • Голд Ю. ПОСЛЕДНИЙ ЧАС ЖИЗНИ
  • Кочетов В.Д., Сенина М.П. Физика. Подготовка к ЕГЭ. 26 тестов по новой Демоверсии + Решения
  • Притча «Тень жизни»
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 7 класс. Промежуточное тестирование
  • Садовничий Ю.В. Геометрия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Редактор. Тест Детский Рисунок человека
  • Причины человеческой лжи и обмана
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 2 класс. Тесты
  • Михайлова С.Ю. Русский язык. 3 класс. Тесты
  • Заговор на удачу сделан, какие могут быть последствия?
  • Ассоциативный тест; Word Association test; Assozia-tion-experiment
  • Насколько вы эмоционально реагируете на события вашей жизни – тест.
  • Притча «Да, нет, очень хорошо»
  • Бурлачук Л. Ф., Бурлачук О.Л., Леонтьев Д. А., Крайников Э. В. - Открытый семинар по психодиагностике. Проективные тесты и их практическое применение
  • Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Боровских Т.А. Тесты по химии. 8 класс. Периодический закон и периодическая система... К учебнику
  • Вертьянов С.Ю. Общая биология. Поурочный тест-задачник к учебнику 10-11 кл
  • Под ред. Д.А. Мальцева. Математика. Подготовка к ЕГЭ 2018. Базовый уровень
  • Еврейская притча (тест на логику для проверки готовности изучать Талмуд).
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Проективный тест «Морские сокровища». Методика прояснения целей и ресурсов.
  • Притча «Дороги назад может и не быть»
  • Притча «Единственный чиновник»
  • Панарина В.И. Геометрия. 7 класс. Диагностические тесты
  • Тест MMPI. Выбор утверждений
  • Павлова Н.С. Химия. 8 класс. Промежуточное тестирование
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Артасов И.А. История России. Диагностические тесты. 9 класс
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Редактор. Японский IQ тест
  • Редактор. Детский рисунок семьи
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Лещинер В.Р. Тесты по информатике. 5 класс. К учебнику Л.Л. Босовой.
  • Ермошин А. Ф. Геометрия переживания: экспресс-тест «Конструктивный рисунок человека» в психотерапевтической практике.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь