Анохина З. В. История психологии. Шпаргалка.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 10218

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, TXT
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

69 ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Гуманистическая психология (ГП) (от лат. humanus – «человечный») представляет собой течение, занимающееся изучением смысловых структур человека. Как и когнитивная психология, ГП явилась противоположностью бихевиоризму и психоанализу, по отношению к этим направлениям ее считали «третьей силой», которая становится так называемой жизненной психологией. Возникла ГП в начале 1960-х гг. благодаря американскому психологу А. Маслоу, который сформулировал основные принципы направления. ГП доказала, что результаты исследования животных нельзя переносить на понимание личности человека.
Также известны исследования таких корифеев психологии, как: Г. Оллпорт, Ш. Бюлер, К. Роджерс, Г. А. Мюррей и др. Предпосылками появления ГП послужили многочисленные исследования личности конца 1930-х гг. и периода после Второй мировой войны.
Основным принципом ГП является то, что человек появляется на свет добрым и положительным, а все негативные проявления формируются только на основе его окружения. Фактически окружающий человека мир способствует возникновению у него агрессивности, озлобленности и гневливости. Основным предметом изучения ГП является конкретная целостная личность со всеми ее составляющими (активность, самосовершенствование и т. д.) и возможными проблемами. Деятельность человека всегда должна быть мотивирована стремлением к справедливости и истине – именно эти ценности формируют личностный потенциал. ГП рассматривает индивида в первую очередь как активного субъекта деятельности, который сам вправе выбрать способ поведения. Знание ГП имеет большое значение для педагогов, которые хотят добиться наилучшего результата в процессе обучения. В меньшей степени ГП занималась разработкой теоретических методик, исследователей больше интересовали вопросы применения их на практике.
Одной из самых ярких разработок в этой области можно назвать «клиент-центрированную терапию» К. Роджерса. В своей работе он предложил теорию функционирующей творческой личности. В дальнейшем на основе данного терапевтического подхода были разработаны другие методики групповой терапии. В ГП теория и практика терапии неразрывно связаны между собой, что обусловливает успешную работу ученых в данной области психологической науки.
Но нельзя не заметить тот факт, что методы ГП противопоставлены методам научной психологии: клинико-биографический метод ГП против экспериментального метода и статистического исследования научной психологии.
ГП внесла большой вклад в развитие психотерапевтического направления и теории личности, ее консультирования. Благодаря разработкам исследователей-гуманистов в психологию была включена развивающаяся личность, поведение которой рассматривалось со всех сторон научного познания.


70 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА


Определяет готовность к психологической активности и может быть различной, она является зависимым понятием: от личности и периода времени, духовной мотивации, ожидания, убеждения, склонности, которая влияет не только на конкретное отношение к различным предметам, фактам, событиям, мнениям, но и прежде всего на то, в каком виде эти явления представляются, т. е. их реализация в мире восприятий.
Психологическая установка – это определенное состояние, которое, не являясь содержанием сознания, между тем оказывает значимое влияние на его работу. В данном случае настоящее положение вещей можно было определить следующим образом: представления и мысли, эмоции и чувства, акты волевых решений являются содержанием сознательной психической жизни, а когда эти психические проявления начинают действовать, то они по необходимости сопровождаются сознанием. Сознавать – значит мыслить и представлять, переживать определенные эмоции и выполнять волевые акты. Для возникновения установки необходимо наличие двух условий: имеющаяся актуальная потребность у субъекта и ситуация, ведущая к ее удовлетворению. Если имеются оба эти условия, то у субъекта возникает установка к активности. Определенное состояние сознания и соответствующее ему содержание образуется лишь на основе данной установки. Таким образом, необходимо точно различать, с одной стороны, конкретную установку, а с другой – конкретное содержание сознания. Установка не представляет собой ничего определенного из этого содержания, и, следовательно, характеризовать ее в терминах явлений сознания невозможно.
Различают внутренние установки, которые обусловлены потребностями, направленностью внимания, а также установки, вызванные определенными внешними событиями: объективные и субъективные установки. На промежуточном положении находятся установки, которые возникли как результат прошлого опыта, имеющего связь с данным предметом, и сохранившиеся в течение большого промежутка времени (вражда, дружба, доверие, уважение и т. д.).
Психологическая установка, представляет собой такое отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором определенные реакции возникают не только при повторном воздействии, но и в случае, когда ожидается их возникновение, на что могут указывать различные сигналы предзнаменования. При изучении психологической установки целесообразно проводить наблюдение за большой промежуток времени.
Для этого необходимо зафиксировать ее в определенной степени, что достигается при повторном воздействии раздражителей. Такие опыты называют фиксирующими или установочными, а установку, которая возникла в результате этих опытов, – фиксированной психологической установкой.


71 ТЕОРИЯ ПЛАНОМЕРНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ


Теория планомерного формирования умственных действий разработана П. Я. Гальпериным (1902–1988) и его последователями. Она содержит общие правила формирования знаний и навыков, а также программы их применения в образовании.
По мнению П. Я. Гальперина, ориентировка – важнейший из компонентов действия, так как правильно сориентированный человек с большой вероятностью выполнит действие правильно с первого раза.
В первую очередь было изучено действие как элементарная единица деятельности, в связи с чем было особо выделено понятие «ориентировочная основа действия»(ООД).
Структура ООД включает в себя:
1) знания об условиях успешного выполнения действия;
2) знания о структуре, цели, длительности действия и т. д.
Различная ООД ведет к различным условиям для формирования знаний и навыков.
1. Неполная ООД – обучаемый имеет представление о самом действии и цели, но не знает, каковы условия его успешности. Действие формируется на основе проб и ошибок, содержит много лишних элементов. Это характерно для неорганизованного обучения.
2. Частично полная ООД – обучаемый имеет представление о действии, цели и правильности его выполнения. Однако знания являются сугубо практическими, не включаются в общую систему знаний субъекта.
3. Полная ООД – обучаемый получает полную картину действия, понимает его логику, способен самостоятельно переносить его в другие сферы.
Согласно этой теории для формирования нового знания или навыка необходимо выполнение следующих условий:
1) повышается мотивация субъекта;
2) знания закрепляются корректно во внешней форме (например, в виде наглядных пособий);
3) объясняется логика знания, его место в системе других знаний;
4) достигается запоминание.
П. Я. Гальперин выделял 6 параметров действия, четыре первых являются первичными, а последние два – вторичными, образующимися в результате сочетания первых:
1) уровень выполнения действия: материальный, речевой, умственный;
2) мера обобщения;
3) полнота фактически выполняемых операций;
4) мера освоения;
5) разумность действия;
6) сознательность действия.
П. Я. Гальперин выделял три группы действий.
1. Действия, которые необходимо усвоить.
2. Действия, которые необходимы в процессе обучения.
3. Моделирование и кодирование.
Обучение, по П. Я. Гальперину, состоит из пяти этапов:
1) создание ООД;
2) материализованное действие;
3) проговаривание вслух;
4) проговаривание про себя;
5) автоматизация действия.


72 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ


Развитие современной зарубежной психологии (особенно учитывая предыдущие временные этапы развития) началось примерно со второй половины ХХ в. Данный период принято считать кризисным, так как появлялось множество направлений, которые опровергали или же основывались на критике основных тезисов друг друга. Многие течения психологии, возникшие раньше, были отставлены на второй план. Но именно это поспособствовало тому, что возникали новые, более совершенные. Наибольшую популярность получили работы в области исследования интеллекта.
Одним из ярких направлений данного этапа можно назвать психогенетику, которая начала свое существование еще в 1865 г. благодаря исследованиям Ф. Гальтона. В настоящее время данная наука проходит четвертый этап своего развития.
Как правило, психогенетику считают междисциплинарной областью знаний, которая определяет роль и взаимодействие наследственности и средовых факторов при формировании индивидуальных психологических и психофизиологических различий.
Самые первые исследования в данной области были посвящены изучению наследуемых признаков, таких как талант и способности. Отсюда была сформулирована задача психогенетики: выяснить фактор, влияющий на формирование конкретного признака у индивида.
По мере развития науки были разработаны методы исследования: генеалогический, метод близнецов и метод приемных детей. Практически 80 % работ психогенетиков посвящены исследованию наследования интеллекта, для которых наиболее часто используется метод приемных детей (яркий пример – знаменитый 15-летний проект техасских исследователей). Также данная наука исследует темперамент, причем было выяснено, что в более старшем возрасте близнецы имеют наибольшее сходство по темпераменту.
Не меньший интерес вызывает и учение Ж. Пиаже о развитии интеллекта. В основу своего учения Ж. Пиаже положил объяснение восприятия и мышления ребенка.
Пиаже не использовал чужие методики, он создал метод клинической беседы, основывающийся на получении определенных ответов на вопросы, задаваемые детям, которые выявляют индивидуальные различия между детьми.
Ж. Пиаже выделил стадии развития интеллекта, соответствие которым обусловливает нормальное развитие личности. Каждая из этих стадий должна проходить в рамках определенного, конкретного возраста. Непременным в развитии ребенка Ж.Пиаже считал эгоцентризм – интеллектуальную позицию ребенка, через которую последний должен пройти. Но опять же все вышеизложенное могло измениться в зависимости от того, в какой среде воспитывается ребенок, поощряются ли его достижения в области познания. Лишь при гармоничном взаимодействии ребенка и среды, по мнению Ж. Пиаже, происходит нормальное развитие интеллекта.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сравнительная психология и зоопсихология.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Реана А.А. Психология человека от рождения до смерти. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека
  • Психология запахов
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Никита Тараторин. Психологи на службе спецслужб
  • Образцов Виктор Александрович, Богомолова Сапфо Николаевна. Криминалистическая психология.
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Аналитическая психология; Analytical psychology; Analytische Psychologic
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Гордиенко Виктория Александровна. Ценность психологического знания
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Глубинная психология; Depth psychology; Tiefenpsychologie
  • Психология лидерства
  • О. Романчук. Психология веры, обрядов и культовых действий
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Сергей Ваховски. Семь самых распространенных заблуждений о психологах и психологии
  • Джемс. Психология.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь