|
Жак-Ален Миллер. Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung».Категория: Неофрейдизм, Психоанализ | Просмотров: 20711
Автор: Жак-Ален Миллер.
Название: Семинар в барселоне, посвященный лекции фрейда «Die wege der symptombildung». Формат: HTML Язык: Русский «Wege» и «Umwege»
«Wege» Фрейда являются, в какой-то степени, путями возврата либидо. Согласно концепции Фрейда, оно разворачивается во времени. Процесс этот описывается у него как диалектическое взаимодействие между развитием и регрессией, и пути, о которых он говорит, вписываются в эту диалектику. С другой стороны, « Wege» Фрейда представляют собой «Umwege» - обходные пути, о чем и сам он говорит, как я уже цитировал в лекции XXII: «Обходные пути и есть пути формирования симптомов». Слово «Umwege» часто встречается в работах Фрейда, более того - оно присутствует в заглавии одной из его работ. Прежде всего, Umwege существуют потому, что имеет место деформация и размещение либидо в симптоме. Вчера я вкратце отмечал: в конечном счете, упоминавшиеся выше обходные пути являются не чем иным, как метафорами и метонимиями либидо. Здесь неизбежно приходит на память лакановская схема огибающей траектории, описываемой влечением вокруг объекта а, - схема, приводимая им в Семинаре XI. Поскольку подобную схему я только что нарисовал, остается лишь обозначить «объект а» в ее центре. Корни этой схемы как раз и лежат во фрейдовской концепции «Umwege», во всяком случае, именно эта схема иллюстрирует ее на своем языке. Для Лакана между рисунком и Реальным существует некая связь - в семинаре, который Салинас здесь комментировал, Лакан так и говорит: «Реальное можно нарисовать». Коррелятом обходных путей, которыми идут влечения, является постоянство цели, притягивающей к себе либидо. Все эти обходные пути, метафоры, метонимии, пластичность лишь еще рельефнее оттеняют неизменность либидинозной цели. Либидо всегда остается тем же. Все его обходные пути направлены на удовлетворение. Здесь, однако, нужно быть внимательным. То, о чем я далее скажу, несмотря на свою простоту, очень существенно. Вся фрейдовская теория симптомов в том виде, в каком она развивается во «Введении...», предполагает, что одно удовлетворение может заместить собою другое. Удовлетворение грудью, например, может уступить место замещающему его удовлетворению, скажем, сосанием, а в конечном счете, как утверждает Фрейд, - любви к матери. На первый взгляд, это устанавливает поразительную связь между наслаждением, обусловленным влечением, и любовью к матери. Заметим в скобках, что как раз эту связь и ставит Лакан под сомнение в первой фразе Семинара XX, где он замечает, что перейти от наслаждения - к любви, обойдясь, как Фрейд, двумя-тремя фразами, невозможно. Вся фрейдовская теория предполагает возможность замены одного удовлетворения на другое. Мы можем записать это в следующем виде: Первоначальное удовлетворение - SI заменяется удовлетворением вторичным - S2. Назвав это отношение «либидинозной метафорой», было бы интересно поразмыслить о связи между метафорой отцовской и метафорой либидинозной. S2 в этой формуле соответствует тому, что Фрейд называет новым или замещающим удовлетворением. Это своего рода эрзац удовлетворения. Термин «эрзац», или «заместитель», наводит на мысль, что замещающее не стоит первоначального. Когда мы, не располагая возможностью приобрести подлинные жемчужины, довольствуемся выращенными искусственно, то, конечно, понимаем, что ценятся эти последние значительно ниже, ибо считаются суррогатами. Однако с заместительным удовлетворением дело обстоит иначе. Оно ничем не хуже удовлетворения первоначального. Каким бы ни был объект, либидинозное удовлетворение достигается любой ценой, и как таковое оно всегда то же самое. Это и есть тот простой, но существенный момент, на который я хотел обратить ваше внимание. Наслаждение -оно и есть наслаждение. Ни о каком «кажущемся наслаждении» влечение не знает. Удовлетворение влечения есть нечто Реальное. А вот Umwege принадлежит, скорее, к разряду кажущегося. То, что мы обнаруживаем у Фрейда под названием «Symptombildung», отсылает нас к другому выражению Лакана: «образования бессознательного». Термин «образования» восходит непосредственно к фрейдовскому понятию «Bildung». Однако Лакан подходит к этому термину со стороны, скорее, Sinn, нежели Bedeutung, имея в виду образования, идущие от бессознательного. Перед нами не продукты бессознательного, а именно образования, которые не отделяются от него, как это произошло бы с продуктами. Лакан делает акцент именно на формальном характере оболочки образований бессознательного, хотя от него не укрывается тот факт, что ключ к образованиям бессознательного нужно искать в сфере влечений. В Семинаре II он обнаруживает этот ключ в «Сверх-Я», в других местах эту роль играет у него кастрация - и то, и другое представляют собой два способа обозначить относящуюся к влечениям область. Фрейд говорит об образованиях, которые происходят от либидо. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|