Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50797

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ПСИХОПАТИИ – патология характера, препятствующая адекватной адаптации индивида в социальной среде.
ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – направленность полового влечения и предпочитаемые способы его реализации.
ПСИХОСЕМАНТИКА – область психологии, изучающая генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений, моделирующая категориальную структуру индивидуального сознания (семантическое пространство личности).
ПСИХОСОМАТИКА – область медицинской психологии, изучающая влияние психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.
ПСИХОТЕРАПИЯ ГРУППОВАЯ – использование психотерапевтических средств для оптимизации межличностных отношений в группе, приемов релаксации – психологической разгрузки.
ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА – химические соединения и природные продукты, влияющие на изменение психики: успокаивающие (аминазин, седуксен и др.), стимулирующие активность (кофеин, фенамин и др.), дезорганизующие и т. п.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – наука, изучающая психические явления в их единстве с нейрофизиологическими процессами.
РАССУДОК – функция интеллекта (ума), обеспечивающая приспособление индивида к типичным ситуациям, решение им утилитарных задач, функционирование ума в пределах имеющегося опыта и знаний. Выход за пределы знаний и формирование новых понятий осуществляется разумом. Рассудок и разум – понятия, отграничивающие различные функции единого интеллекта – умственных возможностей индивида.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный механизм самосокрытия истинных мотивов поведения субъекта, непроизвольная маскировка мотивов, обеспечивающая комфортное психическое состояние индивида, внутренний диалог в пользу идеального "Я", уход от переживания вины и стыда, ретроспективный анализ субъектом своего поведения, приписывание ему оправдательных мотивов.
РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ – разновидность психологической защиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной ситуации (возможна мотивационная, смысловая, целевая, операциональная регрессия).
РЕЙТИНГ – субъективная оценка явления по заданной шкале.
РЕЛАКСАЦИЯ – уменьшение напряжения, расслабление. (Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин.)
РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с его первичным воспроизведением.
РЕФЛЕКСИЯ – самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей (размышление за другого), процесс зеркального многократного взаимоотражения субъектов общения.
РЕЦЕПЦИЯ – трансформация энергии внешнего воздействия в нервный процесс возбуждения.
РИГИДНОСТЬ – негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жесткость, неизменяемость ранее занятой позиции. Различаются когнитивная ригидность (трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откликов) и мотивационная ригидность.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – социальная функция личности, ее соответствие определенным институцианализированным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения, объективно заданная положением личности в обществе. Будучи формально-стереотипной, социальная роль выполняется индивидуальным стилем.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразная самоорганизация поведения. формирование значимых целей, учет условий деятельности, реализация последовательной программы действий, ориентация на объективные критерии успешности деятельности, объективная оценка реально достигаемых результатов.
САМОСОЗНАНИЕ – представление индивида о своих взаимосвязях со средой, концептуальное самоотражение своего "Я", установки в отношении самого себя, осознание своей социальной значимости и социальной ответственности, личностный уровень притязаний, оценка своих возможностей, моделирование своего идеального "Я", стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.
СЕНЗИТИВНОСТЬ – повышенная чувствительность индивида к затрагивающим его событиям, повышенная тревожность, ксенофобия (боязнь нововведений), акцентуация характера в направлении комплекса неполноценности.
СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – повышение сенсорной чувствительности в результате упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала. Компенсаторная сенсибилизация – повышение чувствительности некоторых анализаторов при повреждении других анализаторов.
СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – продолжительное лишение сенсорных впечатлений, вызывающее состояние апатии и депрессии.
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ – первая и вторая, сенсорная (чувственная) и знаковая (словесно-понятийная).
СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – предел работоспособности центральной нервной системы.
СОВЕСТЬ – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.
СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ – взаиморасположение партнеров по ощущению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве и взаимодополнительности) их психических качеств, ценностных ориентации и способов деятельности, высокий уровень взаимопонимания, взаимоуважения и симпатии. Особое значение приобретает в экстремальных условиях жизнедеятельности.
СОЗНАНИЕ – высшая форма психики, присущая человеку, характеризующаяся категориально-ценностным отражением действительности.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления социальных качеств личности, интернализация (присвоение) ею социальных ценностей (значений), норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Осуществляется в процессе целенаправленного (обучение и воспитание) и стихийного воздействия.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности жизнедеятельности организованных и неорганизованных социальных общностей.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность индивида взаимодействовать с окружающими его людьми, умение ориентироваться в социальной обстановке, адекватно отражать психические особенности и состояния других людей, выбирать оптимальные способы общения с ними, способность к социальной коммуникации.
СОЦИОГРАММА – графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малой группе (отображение взаимных симпатий и антипатий между различными членами группы).
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая людей с отклоняющимся психическим развитием: психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология).
СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности. Различаются общие и специальные способности, элементарные и сложные. Развитие способностей базируется на природных психофизиологических особенностях индивида – его задатках. Задатки многозначны, возможно их компенсаторное взаимозамещение.
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ – устойчивый упрощенный образ социального объекта, тенденция к наделению сходными характеристиками всех членов одной социальной группы, негативные установки в отношении чужих групп.
СТРАСТЬ – сильное и очень стойкое чувство приверженности к какому-либо объекту, слияние волевых и эмоциональных компонентов психической регуляции, движущая сила как низменных, так и великих дел.
СТРАХ – острая негативная эмоция, возникающая в обстановке угрозы биологическому или социальному благополучию индивида, имеет различные степени интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас (аффект). В случае неопределенности источника опасности возникают состояние тревоги, воображение неблагополучного развития событий, беспредметный страх, побуждающий к повышенной ориентировке в среде. Повышенная тревожность дезорганизует психическую деятельность. Страх, достигающий силы аффекта (ужас, паника), способен навязать биологические стереотипы поведения (оцепенение, бегство, повышенная агрессивность). Многие проявления страха социально обусловлены (страх осуждения, потери престижа, социальной изоляции). Повышенная склонность к страху – явление дезадаптивное. В ряде случаев необходимы подавление страха, проявление самообладания, подчинение себя волевым самоприказам.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь