Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46547
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Другие предпочитают изучать всеобщие черты Выше мы говорили, что, согласно теории Клагеса, анализ должен начинаться с оценки отклонений почерка от школьного образца, чтобы можно было определить общий уровень экспрессивности, демонстрируемый человеком Клагес также был склонен исследовать такие общие сочетания как «связки и размыкания», например, сжатость или размашистость почерка Человек, подавленный внешним миром, склонен писать сжатым почерком, что видно из таких графических связок, как мелкие буквы, сильное давление, вертикальное положение, равномерность, плотность, длинные штрихи снизу и корот кие сверху, уменьшенное левое поле и т д Человек, который контролирует свой мир, продемонстрируетпротивоположные графические сочетания52
Некоторые исследователи решительно упверждающ что почерк имеетне только экспрессивное, но также и «проективное» значение Подобно аутичным жестам, он можетмногое рассказать о специфических подсознательных конфликтах личности53 Одна из проблем, настоятельно требующих исследования, такова какие стороны личности могутбыть действительно определены из почерка, а какие — нет? Например, одно исследование показало, что наиболее значимые ценности личности могутбыть довольно хорошо идентифицированы (например, присуща ли человеку выраженная религиозность), но мы не можем только по почерку точно определить, является ли писавший католиком, баптистом или иудеем54 И, кроме того, в соответствии с нашими аргументами в начале главы мы должны ожидать, что одни люди раскрываютв почерке больше своих личностных черщ чем другие Например, у библиотекаря может быть невыразительный почерк, но много говорящие о нем голос и походка Эти ограничения приводятнас к главному заключению все формы выразительности заслуживаютизучения Мы не смеем в психодиагностике опираться на какую-нибудь одну «мон о симптоматичную» черту Для адекватного исследования экспрессии надо изучить все средсгта 51 Stein-Lewinson Th Graphische Darstellung der handschriftlichen Dynamik // Ausdruckskunde 1956 Bd 3 S 145—180, Gobineau H de, Perron R Genetique de l'Ecnture et etude de la personahte Neuchatel Delachaux & Niestle, 1954, Kasparek J A factor analysis of some quantitative and qualitative signs m handwriting//Ceskoslovenska Psychologie 1957 Vol 1 P 338-352 52 Хорошее описание системы Клагеса дано в Stein-Lewinson Th An introduction to the graphology of Ludwig Klages//Character and Personality 1938 Vol 6 P 163—176, см также Bell J E Projective techniques N Y Longmans, Green, 1948 53 Wolff W Diagrams of the unconscious N Y Grune & Stratton, 1948, McNeil E В , Blum G S Handwriting and psychosexual dimensions of personality// Journal of Projective Techniques 1952 Vol 16 p 476-484 54 Cantnl H, Allport G W, RandH A The determination of personal interests by psychological and graghological methods//Character and Personality 1933 Vol 2 P 134—151 440 Структура и развитие личности Стиль Первоначально «спиль» обозначал ручку, или ин спру мент для письма (спило). Позже он приобрел значение почерка, а запем — общих особенности написанного или любой другой рабопы в целом. Поскольку в некопором смысле человек еспъ сплав всех его произведений, французы обычно говорят «Спиль — эта человек». Психолог подрозумеваетпод эпим тгрмином комплексный и полный паттерн выразипельного поведения. Он касаепся акпивноспи в целом, а не проста специальных умений или отдельных обласпей (конечно, если мы специально не ограничиваем термин, говоря о стиле почерка или стиле речи). У каждого художника еспъ свой спиль, как и у каждого композитзра, музыкан-пп, бейсболиспп, романиспп, домохозяйки и механика. Только по спилю мы узнаем музыку Шопена, карпины Дали и макароны тгпушки Салли. Во всех эпих случаях мы говорим о тгсной связи между экспрессивными пласппми личноспи и в высшей стг-пени интггрированными формами совладания. Спиль опноситгя к личноспиой манере пворческого выражения, котарой опмечена совладающая деятгльноспъ. Спиль предсппвляетинтгрес для специалистав в обласпи эстгпики, как и для психологов. Мы говорили, чта липерапурный спиль включает в себя особенности спрукпуры фраз, словаря, любимых образов, использования мепафор и других элементов. Мы уже обращали внимание на большую совокупности парамепров, по которым могутсравнивапъся привычки в речи и письме. Но являепся ли спиль простой суммой отдельных ингредиентов? Или он непод-властгн анализу? Маленький экспериментпрояснитвопрос. Вас спрашивающ какое изображение на рисунке 20 следуетназвапъ «куидикака» и какое — «валеула»? Рисунки по сущеспву бессмысленны, но они вызывают у вас определенное «чувспво». Вы знаете, какой из них должен быпъ назван «куидикака», а какой — «валеула». Если вас спросято ваших резонах, вы можетг сказапь, что в слове «валеула» еспъ что-то округлое и мягкое, как в изображении А, а в «куидикаке» и в изображении В — что-то квадрапиое и оспрое. Однако округлоспъ изображения А на глаз — не то же самое, что округлоспъ «валеулы» на слух. Неттождеспвенного элемента,, который связывал бы их. Да, в чем-то еспъ сходспво, но сходство в высшей стгпени неуловимое. Все, что мы можем сказапь, это то, что общий акуспический спиль «валеулы» соопвепспвуетобщему визуальному спилю фигуры А Это случай «физиогномического», неразложимого соотепстия55. А В Рис. 20. Валеула и куидикака 55 Scheerer M., Lyons J. Line drawings and matching responses to words // Journal of Personality. 1957. Vol. 25. P. 251-273. Выразительное поведение 441 По-видимому, эпо опиосижя ко всем спилям На рисунке 14 мы показали, как легко найпи соотежгтие между сложным ногтым почерком и сложными личноспными качестами композиторов Соопиосяжя полько наши общие впе-чатгения Оценивание — процесс высокого уровня, каким-по образом общий паттерн черщ видимо, переходите общий паттерн стлля Тотфакщ чтз мы делаем заключения не гюлько на основании часпных экспрессивных черщ но также на основании стлля как целого, выявлен в эксперимент Семьдесят спудентзв написали по девяпь сочинений каждый при в октшбре, при в январе и при в мае Темы были одни и пе же После пого, как сочинения были перепечатаны без указания имен, экспертов попросили сгруппировапъ их по авпорам В целом эпи сорпировка прошла успешно Почему? В некоторых случаяхруководспвом послужили индивидуальные выразипель-ные черпы Чья-по манера письма могла харакперизовапъся чрезмерным использованием почки с запяпой или какой-либо другой спранноспъю в пункпуации или орфографии Но большей часпъю личноспь писавшего устанавливалась по общему «качеспву формы» (спилю) сочинения Эксперта неожиданно для себя занялись поиском в сочинениях черщ соопвет стзующих личноспным чертам автзра Так, сочинения одного из спудентзв всегда от ражали «хорошо сбалансированное чувспво юмора, спокойную веселую перпимоспъ в отношении социальных отношений и ситуаций» Другой во всех сочинениях демонстрировал «позитивную самоуверенность, но без предрассудков или упрямства» Третьему было «постзянно скучно Он смотрел на жизнь как на монопонное испыппние, в копиром каждый дейстзуетнаихудшим образом» И пик далее56 Иппк, сущестзуетэспепика индивидуальности Сам человек — фундаментальная и уникальная единица любой активности Говорящ чтз не художник — этз особый nun человека, а каждый человек — этю особый nun художника Возможно, в ограниченных пределах мы можем создать типологию стилей Гоф и Вудворпс, например, показали, чпо сущеспеуетпредположипельно восемь различных стилей, опраженных в работах профессиональных ученых-исследоважлей Один человек в первую очередь — «фанатик», другой — «инициагюр», препий — «междолог» и m д " Однако мой собственный взгляд сосгюитв там, чтз подобно пому, как уникальна каждая личноспь, пак же уникален оппечапок стиля Мы можем (если захотим) искать сходство, типы и категории, как эта делаежя во всех исследованиях личности Но анализ всех паких групп будетгрубым и приблизипельным Ситуация здесь па же, чтз и со структурой личности Мы можем искать либо общие черпы, либо личностные диспозиции Точно пик же мы можем искать общие законы экспрессии, либо индивидуальные спили Оба направления исследовапельской работы имеютсвои обоснования Резюме Исследование экспрессивных движений — полько один из основных способов оценки личности И тем не менее я должен был посвятить этзй теме целую главу Я поступил пак пожму, чтз ощущал как важность предмета, пик и то, чтз им часта 56 Allport F Н, Walker L , Lathers E Written composition and characteristics of personality // Archives of Psychology 1934 №173 57 Gough H G, Woodworth D G Stylistic variations among professional research scientists // Journal of Psychology 1960 Vol 49 P 87-98 442 Структура и развитие личности пренебрегают Болъшинсту торий личноспи недоспиетясного определения экспрессии, и они част путютее с проекцией Я пыгтлся разъяснит, чт проекпивные тхники — эт> специальные приемы для подключения к подсознатльному содержанию жизни, тгда как экспрессивное поведение — эт постоянный поток манер и стиля, отиечающих всякий и каждый актадаптлвного поведения Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|