Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50793

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

МЫШЛЕНИЕ – обобщенное (понятийное) и опосредованное (путем сравнений и сопоставлений) отражение устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения познавательно-поисковых проблем (творческое мышление).
МЫШЛЕНИЕ АБСТРАКТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ – вид мышления, связанный с использованием абстрактных понятий и открытием всеобщих закономерностей.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ – вид мышления, при котором решение мыслительной задачи осуществляется при помощи физического (предметного) преобразования ситуации; первая ступень развития мышления в фило-и онтогенезе.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ – вид мышления, связанный с образным представлением ситуации и производимых в ней изменений (осуществление мысленного эксперимента).
НАВЫК – полуавтоматизированное действие, сформированное в процессе многократных повторений (упражнений), характеризующееся снятием поэлементной сознательной регуляции.
НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ – непроизвольно возникающие состояния навязчивых представлений, мыслей и побуждений, сопровождаемые отрицательным эмоциональным тоном, – фобии. У здоровых людей эти состояния возникают при крайнем переутомлении, психической ослабленности.
НАДСОЗНАТЕЛЬНОЕ – не поддающийся сознательному контролю высший уровень психической активности человека (вдохновение, интуитивное решение сложной задачи, высоконравственный порыв).
НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ – психическое состояние ожидания неблагоприятных для индивида событий или острое переживание прошедших травмирующих событий, сопряженное с чувством повышенной тревожности, дискомфорта. Степень психической напряженности зависит от личностного смысла психотравмирующего события.
НЕВМЕНЯЕМОСТЬ – неспособность лица нести ответственность за совершенные им антиобщественные деяния в силу болезненного состояния психики, неспособности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Для установления невменяемости достаточно одного из указанных признаков.
НЕВРОЗЫ – психогенные нервно-психические расстройства – неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний.
НЕВРОТИЗМ – состояние эмоциональной неустойчивости, тревожности.
НЕГАТИВИЗМ – немотивированное противодействие требованиям и ожиданиям других людей, прием псевдосамоутверждения; наиболее часто возникает в период возрастных кризисов.
ОБРАЗ МИРА – целостная система представлений индивида о мире.
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность эмпирических знаний и представлений, доминирующих в данной социальной общности.
ОДАРЕННОСТЬ – общие способности, обеспечивающие индивиду возможность высокопродуктивной деятельности в определенном направлении (математическая, музыкальная, литературная, художественная, научная, спортивная).
ОДИНОЧЕСТВО – психическое состояние индивида, находящегося в социально-коммуникативной изоляции, характеризующееся тревожностью и депрессией.
ОЖИДАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ – ожидание социальной общности должного исполнения личностью социально-ролевых требований (роли родителей, учителя, администратора, политического лидера, депутата парламента и т. д.).
ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИЯ – раздел специальной психологии, изучающий психические особенности лиц, страдающих умственной отсталостью, и возможности ее коррекции.
ОНТОГЕНЕЗ – процесс развития индивидуального организма (филогенез – процесс эволюционного развития вида).
ОПЕРАЦИЯ – способ выполнения действия, обусловленный условиями. Устойчивость операций определяется операциональной установкой индивида.
ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ – совокупность отличительных свойств объекта, на основании которых происходит его опознание.
ОПОЗНАНИЕ – отнесение предъявляемого объекта к определенному классу или категории, сопоставление образа данного объекта с образом, хранящимся в памяти, – узнавание.
ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ – методологические средства изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Каждая из этих методик состоит из стандартизированной анкеты, включающей в себя набор предложений, с содержанием которых испытуемый может согласиться или не согласиться. Вопросы формулируются и группируются таким образом, чтобы ответы на них дали возможность выявить и оценить какое-либо свойство или состояние личности. Такие группы вопросов называются шкалами (шкалы тревожности, невротизма, агрессивности, искренности и т. п.). Результаты опроса статистически обрабатываются. Наиболее распространены Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), методики Айзенка, Тейлора, Гилфорда, Кеттелла и др.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – система интеллектуальных действий субъекта, направленная на ориентировку в ситуации, ее обследование и планирование предстоящего поведения.
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ – совокупность представлений индивида о цели, этапах и средствах осуществления действия и критериях его эффективности.
ОТБОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ – определение психической пригодности кандидатов к профессиональной или учебной деятельности с учетом результатов психологического тестирования.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – соответствие поведения личности социально-нормативным требованиям, ее долгу и обязанностям, подчиненность поведения личности социальному контролю. Различаются внешние и внутренние формы контроля Ответственность – необходимость выполнения объективных требований общества к личности и личности к обществу. Требования общества, принятые индивидом, становятся мотивационной основой социально значимого поведения В истории человечества сформировался мощный моральный механизм соотнесения поведения индивида с социальными требованиями – человеческая совесть Ответственность каждого человека определяется исторически достигнутым уровнем ответственного поведения в данном обществе и субъективными возможностями. Чем шире полномочия и реальные возможности индивида, тем выше его ответственность – социальная обязанность подчинять свое поведение определенным стандартам Юридическая ответственность – вид социальной ответственности, связанный с возможностью применения принудительной силы государства, зафиксированной в санкциях правовых норм.
ОТЧУЖДЕНИЕ – самопротивопоставление индивида окружающей его действительности, деперсонализация личности, отвержение индивидом базовых социальных ценностей – одна из основных предпосылок криминализации поведения.
ОЩУЩЕНИЕ – психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств (сенсорная чувствительность).
ПАМЯТЬ – процесс сохранения и организации опыта. В широком понимании включает в себя как приобретенную прижизненно, так и наследственную информацию – информационный фонд психической деятельности.
ПАНИКА МАССОВАЯ – безотчетный ужас, охватывающий толпу в экстремальных ситуациях, массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающий по механизму цикличности психического заражения, блокирующий способность к рациональной оценке ситуации, осуществление необходимых волевых действий. Возникает в угрожающей и малоинформативной ситуации.
ПЕРСЕРВЕРАЦИЯ – навязчивое воспроизведение каких-либо мыслей, переживаний, намерений или представлений, симптом острого переутомления.
ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – особенности восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов (других людей, самих себя, социальных групп и общностей).
ПЛАЦЕБО-ЭФФЕКТ – изменение в физиологическом или психическом состоянии субъекта, после принятия плацебо-нейтрального вещества (таблетки), назначенного под видом сильнодействующего средства.
ПОВЕДЕНИЕ – присущее живым существам адаптивное взаимодействие со средой, опосредованное психической и двигательной активностью. Поведение человека – основанная на природных предпосылках, но социально обусловленная, знаково (понятийно)-опосредованная система действий, поступков, направленных на удовлетворение определенных потребностей. Поступок – социально значимое действие.
ПОВЕДЕНИЕ ПОЛЕЗАВИСИМОЕ – преимущественная ориентация индивида на текущие, ситуативно значимые объекты, концептуально неорганизованное поведение.
ПОГРАНИЧНЫЕ СИТУАЦИИ – личностно значимые ситуации, вызывающие обострение самосознания, личностного самоанализа (перед большими испытаниями, в случае раскаяния).
ПОЗИЦИЯ – устойчивая система отношений индивида к различным, наиболее значимым явлениям действительности.
ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – положение индивида или группы в системе социума, регламентирующее стиль их поведения (социальный статус). Другое значение – отношение к социальному явлению, обусловленное уровнем социализированности личности.
ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ – преимущественная ориентация поведения человека на внутренние эталоны и принципы, ситуативная независимость.
ПОНИМАНИЕ – постижение значения и смысла какого-либо явления.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь