Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89
|
Олпорт Гордон. Становление личности. Избранные труды.Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 46542
Автор: Олпорт Гордон.
Название: Становление личности. Избранные труды. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Конечно, психологам хоттелось бы более тщаттельно экспериментально исследо-вапъ этту проблему Ниже описаны две ттакие попытки
Гизе давал своим испыттуемым дирижерские палочки и просил их оттбиваттъ тшктразличных музыкальных записей В комнат было пемно, но лампочка на конце палочки позволяла снимапъ движения на пленку По эттим записям можно было иден-пифицировапъ дейеттвия, прямо следующие инструкции (опбивание пикта в обычном спиле дирижеров оркеспра), спиль движений, гармонирующий с композицией (Бетховен или джаз), и, наконец, определенную индивидуальноспъ движений (экспрес-сивноспь, присущую полько самому испыпуемому)41 Мира предложил важный метод, названный миокинетической диагностикой Испыпуемый начинает копировапъ прости рисунок (например, леспиицы) и путже перед ним появляется экран, расположенный пак, чтю он уже не можетвидепъ того, чгю делаещ но продолжаетри-совапъ Таким образом урезаются сигналы для совладания и спиновится замепен экспрессивный компонент Продолжаетли испыпуемый рисовапъ аккурапио, проявляет ли он нерешитлъноспъ, начинаетли его рука делапъ преувеличенные ошибки, на- 34 Straus Е W The upright posture // Psychiatric Quarterly 1952 Vol 26 P 529-561 35 Hewes G W World distribution of certain postural habits //American Anthropologist 1955 Vol 57 P 231-244 36 Johnson H M, Swan T H, Wiegard G E In what positions do healthy people sleep9 // Journal of American Medical Association 1930 Vol 94 P 2058-2062 37 AdlerA Understanding human nature N Y Greenberg, 1927 38 Deutsch F Analysis of postural behavior // Psychoanalytic Quarterly 1947 Vol 16 P 195-213, о значимости выразительного поведения для психиатрической практики см Malamud W Outlines of general psychopathology N Y Norton, 1935 39 EfronD Gesture and environment N Y Kings Crown, 1941 mHalsmanP Jump book N Y Simon & Schuster, 1959 41 Giese F mdividuum und Epoche m Taktiebewegung bei verschiedenen Kompomsten // Archiv fur die Gesamte Psychology 1934 Bd 90 S 380-426 Выразительное поведение 437 правленные наружу или откраев к центру? Расширяется ли его движение или сужается? Мира утзерждаещ что по спилю этих опклонений можно достоверно опреде-липъ черпы личноспи42 Такие мегюды явно искусстзенны, задаваемые движения далеки отмимолет ных жестов, наблюдаемых в повседневной жизни, но они могут оказаться лучшим способом разобраться с проблемой Походка — это особенно захватывающая тема В Апокрифе мы читаем «Наряд пела, и смех зубов, и походка человека показывающ кто он есть»43 Но и в этой области аналитическое исследование только начинается Вилсман полагаете что у походки есть семь измеряемых свойств равномерность, скорость, пяжеспъ, длина шага, упругость, определенность направления, изменчивость44 К этому списку он добавляет свойств, характеризующее общую размашистость (он называетего ритмом) Проблема ритма всплываетвновь и вновь при рассмотрении всех выразипельных средспв Эпо понятие плохо определено Иногда его опиосятк периодичности некоего аспекта двигательного патжрна Но обычно этотпермин указываетна непроанализированный (и, возможно, недоступный анализу) эффект, создаваемый двигательным паттерном в целом «Ритм», подобно «спилю», пока остается неопределенным и нео-перационализированным термином Так как походка является предметом заботы медиков, были изобретены многочисленные средства для тщательного исследования движений ног при ходьбе, а также установлены нормы ритма, длины шага и скорости45 Такие первоначальные исследования послужат трамплином для психологов, которые вскоре, как мы надеемся, займутся характерологической значимостью походки Особенно интересное открытие было сделано Вольфом, который обнаружил, что испытуемые всегда распознают свою собственную походку гораздо лучше, чем походку своих друзей При проведении эксперимент! испытуемых одеваютв свободную одежду, скрывающую голову и все, что можетхопь как-то помочь идентификации Осуществляется киносъемка, и испытуемых просятиденпифицировапъ идущего46 Вспомним, что узнавание самого себя по выразительным чертам бываетнеточ-ным Человек редко узнаетсвой собственный голос, руки или зеркальное отображение почерка Но походка — другое дело Кажется, мы безошибочно идентифицируем движения нашего туловища и конечностей с помощью чего-то вроде эмпапии Восприятие общей размашистости немедленно пробуждает подобные мускульные импульсы, которые мы быстро распознаем как наши собственные 42 Mira Е М К Р -Myokmetic diagnosis N Y Logos, 1958 43 Ecclesiasticus, 19 27 44 Wilsmann А С Charakterologische Bedeutung von Emzelmerkmalen // Gang und Charakter / Ed byH Bogen, О Lipmann Beihefte zur Zeitschnft fur Angewandte Psychologie 1931 №6 45 Drilhs R Objective recording and biomechanics of pathological gait //Annales of New York Academy ofSciences 1958 Vol 74 P 86-109, Kreezer G, Glanville A D A method for the quantitative analysis of human gait//Journal of Genetic Psychology 1937 Vol 50 P 109-136 46 Wolff W Zuordnung mdividueller Gangmerkmale zur Tndividual-charaktenstik // Gang und Charakter /Ed byH Bogen, О Lipman Beihefte zur Zeitschnft fur Angewandte Psychologie 1931 №6 438 Структура и развитие личности Предварительная рабопп по анализу походки (как и всех других двигатгльных выразитгльных средстз) продвинулась дальше, чем исследование ее диагностическо-го значения Однако еспъ одно исследование, в копиром высказано предположение, чгю доминирующая черта лично спи можвтбыпъ предсказана по походке «немного лучше, чем случайно»47 Почерк — наиболее популярная из всех выразитгльных форм Графологи могут зарабатывать на жизнь, «читая характер по почерку» Психологи все больше и больше (хопя и несколько неохотно) обращаютвнимание на это поле для исследований Прежде всего они изобрели искусные инструменты для измерения трех параметров почерка — вертикального размера, ширины и нажима48 Еспъ веские соображения в пользу того, чтобы заняться анализом почерка Сторонники этого анализа утерждающ что почерк — не просто след руки (handwriting), но также «след мозга» (brain writing), на который влияют всевозможные экспрессивные нервные импульсы, придающие индивидуальный оппенок совла-дающим движениям руки Будучи «криспаллизованным жестом», почерк, по всей вероятности, является тем экспрессивным действием, которое более всего подходит для анализа, все другие действия мимолетны, их труднее измерить Почерк легко доступен, и благодаря этому (отчасти, но не полностью) исследования почерка так популярны Критики, решительно утверждающие, будто «в графологии ничего нет», попросту ошибаются Многие исследования продемонстрировали, что графологи дей-спвипельно в состоянии диагностировать некоторые характеристики с уровнем достоверности, превышающим случайный49 И не только обученные профессионалы, но, вероятно, в некоторой степени и все мы например, показано, что случайно выбранные люди правильно определяют пол автора по почерку примерно в 70% случаев Эта спепень успеха, хопя и далека от совершенспва, превышает случайное угадывание50 Если критики уделяютграфологии слишком мало внимания, то энтузиасты — чересчур много Порой в это дело примешивается шарлатанство (например, когда графолог даетхаракпериспику известному политику или актрисе) Эти характеристики, вероятно, вовсе не выведены из почерка, а просто повторяютобщеизвестиое про человека, о котором идетречь Если отставить шарлатанов в сторону, то можно сказать, что многие работающие в этой области серьезно пытаются обнаружить наиболее подходящие для ис- 47 Eisenberg Р, Reichhne Р В Judging expressive movement ГГ Judgments of dominance-feeling from motion pictures of gait//Journal of Social Psychology 1939 Vol 10 P 345-357 48 См , например Luthe W An apparatus for the analytical study of handwriting movements // Canadian Journal of Psychology 1953 Vol 7 P 133—139, Тпрр С A , Fluckiger F A , WeinbergG H Measurement of handwriting variables//Perceptual and Motor Skills 1957 Vol 7 P 21'9-29'4, Smith К U, Bloom R The electronic handwriting analyzer and motion study of writing // Journal of Applied Psychology 1956 Vol 40 P 302-306 49 Например Eysenck H J Graphological analysis and psychiatry an experimental study // British Journal of Psychology 1945 Vol 35 P 70-81, Cantnl H, Allport G W.RandH A The determination of personal interests by psychological and graghological methods//Character and Personality 1933 Vol 2 P 134—151, Pascal G R The analysis of handwriting a test of significance//Character and Personality 1943 Vol 12 P 123-144 50 Eisenberg P Judging expressive movement Г Judgments of sex and dominance-feeling from handwriting samples of dominant and non-dominant men and women // Journal of Applied Psychology 1938 Vol 22 P 480-486 Выразительное поведение 439 пользования измерения почерка51 Вообще говоря, идетспор между тгми, кпо про-являетвнимание к специфическим графическим знакам, и тгми, кпо смоприттоль-ко на коренные особенностей почерка Первые могущ например, утерждапъ, что наклон вперед (вправо) указывает на «симпатию», или что строчки, идущие «в гору», означают«оппимизм», или чпо человек, который пишет«о» открытым сверху, «открытый» и «великодушный» Этот подход, акцентирующий графические знаки, вероятно, менее адекватен Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|