|
Бауманн Урс, Перре Майнрад. Клиническая психология.Категория: Библиотека » Медицинская психология | Просмотров: 156118
Автор: Бауманн Урс, Перре Майнрад.
Название: Клиническая психология. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке Seitz, R., König, H. H. & Stillfreid, D. Graf von (1997). Grundlagen von Managed Care. In M. Arnold, K. W. Lauterbach & Preuß, K.J. (Hrsg), Managed Care (S. 3-21). Stuttgart: Schattauer.
Shapiro, A. E. & Wiggins, J. G. (1994). A PsyD degree for every practitioner. American Psychologist, 49, 207-210. Siegrist, J. (1988). Medizinische Soziologie (4. Aufl.). München: Urban & Schwarzenberg. Sommer, G. & Ernst, H. (Hrsg.). (1977). Gemeindepsychologie. München: Urban & Schwarzenberg. Staatskanzlei Kanton St. Gallen (1995). Spitalplanung. Schriftenreihe Nr. 61 des Kantons St. Gallen. Stieglitz, R.-D. (1996). Erfassung von Lebensqualität bei schizophrenen Patienten. In H.-J. Möller, R. R. Engel & P. Hoff (Hrsg.), Befunderhebung in der Psychiatrie: Lebensqualität, Negativsymptomatik und andere aktuelle Entwicklungen (S. 73-83). Wien: Springer. Stieglitz, R.-D., Wolfersdorf, M., Metzger, R., Ruppe, A., Stabenow, S., Hornstein, Ch., Keller, F., Schell, G. & Berger, M. (1998). Stationäre Behandlung depressiver Patienten: Konzeptuelle Überlegungen und Ergebnisse eines Pilot-Projekts zur Qualitätssicherung in Baden-Württemberg. Nervenarzt, 69, 59-65. Thüring, G. & Graf, P. (1988). Arbeitsmarktentwicklungen in der Psychologie. Bulletin der Schweizer Psychologen, 9, 1-14. Vauth, R. (1995). Qualitätssicherung in der ambulanten Versorgung. Qualitätszirkel und ihr didaktisches Konzept. In H. J. Haug & R. D. Stieglitz (Hrsg.), Qualitätssicherung in der Psychiatrie (S. 112-131). Stuttgart: Enke. Wasilewski, R. (1989). Kosten der Psychotherapie bei Klinischen Psychologen. Institut für Freie Berufe an der Universität Erlangen-Nürnberg. Bonn: Deutscher Psychologen-Verlag. WHO (1986). Ottowa-Charta zur Gesundheitsförderung (health promotion — the Ottawa Charter). World health organization, Division of health promotion, education and communication. Genf. WHO (1994). Grundsätze Investition in die Gesundheit von Frauen (Investing in women's health). World health organization, regional office for europe & Ludwig Boltzmann Institut für Gesundheitspsychologie der Frau. Wien. Wing, J. K. (1973). Principles of evaluation. In J. K. Wing & H. Häfner (Eds.), Roots of evaluation. The epidemiological basis for planning psychiatric services. London: Oxford Press. Wing, J. K. (1989). Versorgungskonzepte und Versorgungsstrategien für psychisch Kranke und Behinderte in den letzten zehn Jahren in Großbritannien, In C. Kulenkampff & W. Picard (Hrsg.), Fortschritte und Veränderungen in der Versorgung psychisch Kranker — ein internationaler Vergleich (Tagungsberichte Band 15; S. 55-75). Köln: Rheinland-Verlag. Wittchen, H. U. & Fichter, M. M. (1980). Psychotherapie in der Bundesrepublik. Weinheim: Beltz. Wottawa, H. & Thierau, H. (1990). Evaluation. Bern: Huber. Глава 20. Методика исследования клинико-психологической интервенции Урс Бауманн, Криста Рейнеккер-Хехт 1. Введение Клинико-психологические интервенции (о понятии см. в главе 18) нуждаются в научном и методическом осмыслении по следующим причинам: - Научное обоснование. Если понимать интервенцию не только как практическую деятельность, но как обоснованное действие (ср. главу 4), то это действие необходимо сделать предметом исследования, для чего требуются соответствующие научные теории и эмпирические разработки. - Обоснование с точки зрения политики в области здравоохранения. Клинико-психологические интервенции представляют собой одну из форм мероприятий в рамках здравоохранения (см. главу 19). Поэтому в глазах общественности, которая несет расходы за эти мероприятия, они нуждаются в легитимации, а этого можно достичь только с помощью исследования интервенции. - Этическое обоснование. Клинико-психологические интервенции ориентированы на людей, ограниченных в своих возможностях. Поэтому предложение помощи должно быть обоснованно особенно тщательно, что, в свою очередь возможно только путем исследования интервенции (см. главу 5). Исследование клинико-психологической интервенции может быть ориентировано технологически или фундаментально (ср. главу 4). При технологическом исследовании на первом месте стоят описание, оценка и теоретическое обоснование интервенций (макроплоскость: система здравоохранения, микроплоскость: отдельные методы). При фундаментальном исследовании речь идет об объяснении процессов изменений вообще или отдельных аспектов клинико-психологической интервенции, например взаимодействия психотерапевт—пациент. Методика исследования клинико-психологической интервенции базируется прежде всего на общей методологии психологии; здесь мы не будем говорить об этом. Но, помимо этого, с течением времени сформировалась и специфическая методология исследования клинико-психологической интервенции, которую мы и обсудим ниже (ср. Bellack & Hersen, 1984; Kazdin, 1980, 1992, 1994). Как говорилось в главе 1, клинико-психологические интервенции, с одной стороны, направлены на психические или соматические расстройства; с другой стороны, можно выделить разные сферы интервенции: гигиену, профилактику, лечение/психотерапию и реабилитацию. Клинико-психологическая интервенция рассматривается при этом в макро- и микроперспективе (см. главу 19). Методика исследования клинико-психологической интервенции затрагивает в первую очередь следующие аспекты: микроперспектива, психические расстройства, клинико-психологическое лечение/психотерапия паттернов функционирования, лечение взрослых. Нередко эта тема называется «Методика исследования психотерапии». В данной главе на первом плане стоит методика исследования психотерапии при психических расстройствах. Специальная методика исследования интервенции в области гигиены, профилактики и реабилитации, а также методика исследования интервенции при соматических болезнях здесь не обсуждаются, так как это выходит за рамки нашего предмета. Точно так же мы не будем здесь заниматься специфическими методическими проблемами интервенции, касающейся межличностных систем, детей и подростков. Тем не менее все, о чем мы будем говорить, имеет значение и для тех тем, которые прямо здесь не обсуждаются. В методике исследования клинико-психологической интервенции всегда делался акцент на проблеме эффективности. Но исследование интервенции не должно ограничиваться лишь этим вопросом, поскольку о серьезном научном обосновании интервенции можно говорить только тогда, когда существует объяснение ее воздействия. 2. Основные принципы исследования интервенции Нередко бывает, что исследование интервенции проводится бессистемно и обособленно. Но можно предложить и основные принципы исследовательских программ для систематического исследования интервенции, и в частности следующие: - Общая проверка эффективности. Психотерапию необходимо систематически проверять на предмет ее эффективности. Первая работа по изучению эффективности психотерапии была проведена уже в 1930 г. Берлинским психоаналитическим институтом. Сегодня имеется много работ, доказывающих действенность психотерапии при психических расстройствах. Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|