Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50789

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА – явление, возникающее в начале выработки условного рефлекса, при котором требуемая реакция вызывается многими сходными раздражителями.
ГЕНОТИП – генетическая конституция организма.
ГИПНОЗ – состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушенного содержания.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – общность людей, объединенных общими интересами, целями и ценностными ориентациями, функционирующими на основе социальных норм и в условиях социально-группового контроля. Виды социальных групп: большие, малые, формальные, неформальные, референтные (значимые), реальные, условные, сплоченные, диффузные.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль – все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе. Групповая интеграция обеспечивает психологическое единство членов группы, стабилизацию межличностных отношений. Групповая дифференциация обеспечивает специализацию и иерархизацию деятельностных связей, вычленение групповых ролей, формирование групповых статусов. Одно из проявлений групповой динамики – групповая сплоченность – степень приверженности к группе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.
ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ – длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях; общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления, возникает явление "психологического стриптиза" и аутизации (отчуждения личности).
ГРУППОВАЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ – социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения. (Расхождение мнений называется групповой поляризацией.)
ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – осуществляемый группой выбор одной из ряда возможных альтернатив поведения. Групповые решения не сводятся к сумме индивидуальных решений, они имеют специфические особенности, в частности, при этом происходит сдвиг к риску – рискованность групповых решений может быть выше, чем решения каждого члена группы.
ГРУППООБРАЗОВАНИЕ – превращение диффузной социальной общности в социальную группу определенного уровня развития. Уровень развития группы опосредствуется социальной значимостью ее деятельности. Высший уровень группового развития – коллектив – группа, в которой индивидуальные мотивы деятельности совпадают с базовыми социальными ценностями. Асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков) и асоциальные корпорации (например, банда или мафия) не могут быть причислены к социальным группам в силу их антисоциальной направленности.
ДИДАКТОГЕНИЯ – негативное психическое состояние индивида, вызванное бестактностью воспитателя, учителя или родителя.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система устойчивых условно-рефлекторных реакций в ответ на пусковой раздражитель, нейрофизиологическая основа навыков и привычек.
ДИСФОРИЯ – негативное эмоциональное состояние раздражительности, озлобленности, готовности к агрессивным проявлениям.
ДОЛГ – превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации.
ДОМИНАНТА – господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению определенную направленность.
ДОСТОИНСТВО – отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности.
ДУХОВНОСТЬ – система высших нематериальных ценностей, высшая самореализация человека путем присвоения этих ценностей.
ЗАВИСТЬ – проявление мотивации достижения, при котором чьи-либо преимущества в приобретении благ воспринимаются субъектом с эмоционально-негативной оценкой, интерпретируется как угроза личному благополучию, побуждение к блокированию чуждого успеха, его дискредитации. Зависть деструктивно влияет на психику индивида, побуждает его к агрессивным действиям. Онтогенетически зависть формируется как результат депривации потребности в признании.
ЗАДАЧА – цель деятельности, которая может быть достигнута путем преобразования исходных условий. Задача включает в себя требование (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулируемое в вопросе. Между этими элементами существуют устойчивые связи и зависимость – неизвестное определяется через связи в известном (1, 5, 9, 13, ? 17) – разрыв в цепи определяется путем установления последовательности известных элементов, экстраполяции и интерполяции.
ЗАРАЖЕНИЕ – процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного социального сплочения. Однако при выходе из-под контроля психическое заражение (индукция) приводит к распаду нормативно-ролевого поведения, возникает деструктивный "эффект толпы".
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – регулятивная система личностной стабилизации, направленная на снижение уровня целедостижения в непреодолимо трудных условиях, механизм самозащиты от психотравмирующих воздействий (подавление, вытеснение, изоляция, регрессия, рационализация, конверсия и др.).
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – состояние психической стабильности, возникающее в результате осознания индивидом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей (в противном случае возникает чувство психологической незащищенности), подкрепляемое принадлежностью личности к элитной группе, реальным уровнем притязаний, механизмами подавления тревожности.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ – опознание чего-либо или кого-либо, процесс сличения объекта с ранее сформированным образом. В социальной психологии – самоотнесение субъекта к определенной социальной группе, социум (социальная идентификация).
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – ухудшение деятельности при посторонних людях.
ИНДИВИД – человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, влечений, эмоциональных особенностей), психофизиологическое качество отдельного человека.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – своеобразие психики отдельного человека, проявляющееся в особенностях его темперамента, характера, познавательных процессов, потребностей и способностей; задатки индивида, преобразованные в процессе его развития в социальной среде.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – устойчивая индивидуально-специфическая система способов и приемов выполнения отдельных видов деятельности, избирательная интенсивность деятельностной мотивации.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – прикладная отрасль, изучающая особенности психической деятельности человека в условиях его взаимодействия с техникой.
Инженерная психология изучает:
1) психофизиологические характеристики деятельности оператора:
закономерности приема информации, ее хранения и переработки, принятия управленческих решений и др.;
2) проблемы проектирования системы "человек – машина" с учетом "человеческого фактора" (проектирование рабочего места, средств отображения информации и органов управления, инженерно-психологическая оценка системы "человек – машина");
3) проблемы профессионального отбора на основе системы психологических характеристик конкретных операторских профессий.
Человек, осуществляющий трудовую деятельность с использованием технических средств, приводящий эти средства в действие на основе информационной модели и с использованием органов управления, называется в инженерной психологии оператором (пилот, водитель, машинист, оператор пульта управления и др.). (См.: Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психологическая экспертиза при расследовании авиационных происшествий // Актуальные проблемы расследования преступлений. М., 1985).
Совокупность психических и антропометрических свойств оператора, определяющая эффективность использования технических систем, называется человеческим фактором.
Оператор в ряде случаев не воспринимает непосредственно реальных результатов своих действий. Информация о состоянии объекта управления передается ему через систему технических средств – у оператора формируется информационная модель объекта управления, которая соотносится с концептуальной моделью управляемой системы.
Основными психическими компонентами деятельности оператора являются образы – цели, оперативные образы, прогнозирование хода событий и принятие решений при отклонении системы от заданной цели. С увеличением скорости и сложности производственных процессов повышаются требования к быстроте и точности психических реакций оператора, усложняется процесс принятия управленческих решений. Все это приводит к повышению нервно-психической напряженности труда оператора. В связи с этим особое значение приобретает надежность оператора – его способность своевременно принимать правильные решения в условиях нервно-психической напряженности. Напряженность в работе оператора оценивается на основе предельно допустимых норм деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Аттитьюд; Attitude; Einstellung
  • Юлия Валериевна Пронина. Консультация для родителей «МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ»
  • Нормальное удовлетворение сексуальных влечений и перверсии
  • Палмер Джек, Палмер Линда. Эволюционная психология.
  • Тип; Туре
  • Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии.
  • Как получить дополнительные сведения, о человеке обращая внимание на формы успокаивающего поведения. Практические рекомендации.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • С. Виттманн. Почему люди ведут себя агрессивно? Теории агрессии
  • Если основа сценария, жизненные установки остаются не осознаваемые, а человек начинает сопротивляться сценарию...
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Возможны ли волевые решения? Эксперимент Либета
  • Мораль; Morality; Moral
  • Григорий Чаусовский. Окситоциновые психотехнологии. Система нейтрализации агрессивного поведения в системе «человек-жизненная среда»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ - КАК ЯВЛЕНИЕ
  • Влечение к разрушению
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Олейник А. Н. Позиционный анализ как средство деятельности сотрудника ОВД в ситуациях конфликтов
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Структура психосоматических расстройств по Уильям Глассеру
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Влечение сексуальное
  • Психоаналитическая трактовка агрессивности.
  • Инстинкт; влечение; Instinct; Instinkt
  • Миникаева Наталья Александровна. Презентация «Мотивация детей»
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Религиозная установка; Religious attitude; religios Einstellung
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Притча «Поведение»
  • Вишняков Алексей. Ошибочные цели поведения детей и способы продуктивного реагирования родителей.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Сверхдетерминированность; over-determination
  • Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология. Учебник. 9 класс. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Развитие судеб влечений
  • Рамиль Гарифуллин. Аддикция и постмодернистская теория личности
  • Инстинкт; instinct
  • Мотив; motive
  • Атаева Екатерина Николаевна. Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему: «Маша и медведь знакомятся с правилами безопасного поведения на дорогах»
  • Мария Коновалова. Современная денежная лихорадка: причины и последствия
  • Развитие; Development; Psychogenese
  • Главный Редактор. Особенности физиологии одаренных людей, гениев
  • Мамышева Г.Ф., Нуреева С.Р., Савельева А. И.. Философствование с шестилетками
  • Рубинштейн С.Л. О личностном подходе.
  • Бушуева Анна Олеговна. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ПО ТЕМЕ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ»
  • Развитие мотивационной сферы, действий, самоконтроля. ЗАНЯТИЕ 17
  • Георгий Почепцов. Три модели построения информационных операций. - Геогрий Почепцов
  • Максимова Наталья Андреевна. Методы и приемы формирования культуры поведения у детей младшего возраста на основе программных задач



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь