Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/engine.php on line 543 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 169 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 434 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/show.full.php on line 438 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/functions.php on line 89 Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. | Общая психология, Социальная психология | Скачать бесплатно без смс и регистрации » 145 страница



Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов.

Категория: Общая психология, Социальная психология | Просмотров: 50326

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА – явление, возникающее в начале выработки условного рефлекса, при котором требуемая реакция вызывается многими сходными раздражителями.
ГЕНОТИП – генетическая конституция организма.
ГИПНОЗ – состояние сознания, характеризующееся его сужением и гипердоминированием внушенного содержания.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ – общность людей, объединенных общими интересами, целями и ценностными ориентациями, функционирующими на основе социальных норм и в условиях социально-группового контроля. Виды социальных групп: большие, малые, формальные, неформальные, референтные (значимые), реальные, условные, сплоченные, диффузные.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль – все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе. Групповая интеграция обеспечивает психологическое единство членов группы, стабилизацию межличностных отношений. Групповая дифференциация обеспечивает специализацию и иерархизацию деятельностных связей, вычленение групповых ролей, формирование групповых статусов. Одно из проявлений групповой динамики – групповая сплоченность – степень приверженности к группе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.
ГРУППОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ – длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях; общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления, возникает явление "психологического стриптиза" и аутизации (отчуждения личности).
ГРУППОВАЯ НОРМАЛИЗАЦИЯ – социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения. (Расхождение мнений называется групповой поляризацией.)
ГРУППОВОЕ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – осуществляемый группой выбор одной из ряда возможных альтернатив поведения. Групповые решения не сводятся к сумме индивидуальных решений, они имеют специфические особенности, в частности, при этом происходит сдвиг к риску – рискованность групповых решений может быть выше, чем решения каждого члена группы.
ГРУППООБРАЗОВАНИЕ – превращение диффузной социальной общности в социальную группу определенного уровня развития. Уровень развития группы опосредствуется социальной значимостью ее деятельности. Высший уровень группового развития – коллектив – группа, в которой индивидуальные мотивы деятельности совпадают с базовыми социальными ценностями. Асоциальные ассоциации (например, группа агрессивно настроенных подростков) и асоциальные корпорации (например, банда или мафия) не могут быть причислены к социальным группам в силу их антисоциальной направленности.
ДИДАКТОГЕНИЯ – негативное психическое состояние индивида, вызванное бестактностью воспитателя, учителя или родителя.
ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП – система устойчивых условно-рефлекторных реакций в ответ на пусковой раздражитель, нейрофизиологическая основа навыков и привычек.
ДИСФОРИЯ – негативное эмоциональное состояние раздражительности, озлобленности, готовности к агрессивным проявлениям.
ДОЛГ – превращение социального требования, относящегося ко всем людям, в личную задачу индивида в определенной ситуации.
ДОМИНАНТА – господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий поведению определенную направленность.
ДОСТОИНСТВО – отношение человека к самому себе и отношение к нему общества, в котором признается самоценность личности; основа самосознания и самоконтроля личности.
ДУХОВНОСТЬ – система высших нематериальных ценностей, высшая самореализация человека путем присвоения этих ценностей.
ЗАВИСТЬ – проявление мотивации достижения, при котором чьи-либо преимущества в приобретении благ воспринимаются субъектом с эмоционально-негативной оценкой, интерпретируется как угроза личному благополучию, побуждение к блокированию чуждого успеха, его дискредитации. Зависть деструктивно влияет на психику индивида, побуждает его к агрессивным действиям. Онтогенетически зависть формируется как результат депривации потребности в признании.
ЗАДАЧА – цель деятельности, которая может быть достигнута путем преобразования исходных условий. Задача включает в себя требование (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формулируемое в вопросе. Между этими элементами существуют устойчивые связи и зависимость – неизвестное определяется через связи в известном (1, 5, 9, 13, ? 17) – разрыв в цепи определяется путем установления последовательности известных элементов, экстраполяции и интерполяции.
ЗАРАЖЕНИЕ – процесс перехода эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта, фактор спонтанного социального сплочения. Однако при выходе из-под контроля психическое заражение (индукция) приводит к распаду нормативно-ролевого поведения, возникает деструктивный "эффект толпы".
ЗАЩИТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – регулятивная система личностной стабилизации, направленная на снижение уровня целедостижения в непреодолимо трудных условиях, механизм самозащиты от психотравмирующих воздействий (подавление, вытеснение, изоляция, регрессия, рационализация, конверсия и др.).
ЗАЩИЩЕННОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – состояние психической стабильности, возникающее в результате осознания индивидом возможности устойчивого удовлетворения его основных потребностей (в противном случае возникает чувство психологической незащищенности), подкрепляемое принадлежностью личности к элитной группе, реальным уровнем притязаний, механизмами подавления тревожности.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ – опознание чего-либо или кого-либо, процесс сличения объекта с ранее сформированным образом. В социальной психологии – самоотнесение субъекта к определенной социальной группе, социум (социальная идентификация).
ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – ухудшение деятельности при посторонних людях.
ИНДИВИД – человек как природное существо, носитель врожденных своеобразных черт (задатков, влечений, эмоциональных особенностей), психофизиологическое качество отдельного человека.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – своеобразие психики отдельного человека, проявляющееся в особенностях его темперамента, характера, познавательных процессов, потребностей и способностей; задатки индивида, преобразованные в процессе его развития в социальной среде.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – устойчивая индивидуально-специфическая система способов и приемов выполнения отдельных видов деятельности, избирательная интенсивность деятельностной мотивации.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – прикладная отрасль, изучающая особенности психической деятельности человека в условиях его взаимодействия с техникой.
Инженерная психология изучает:
1) психофизиологические характеристики деятельности оператора:
закономерности приема информации, ее хранения и переработки, принятия управленческих решений и др.;
2) проблемы проектирования системы "человек – машина" с учетом "человеческого фактора" (проектирование рабочего места, средств отображения информации и органов управления, инженерно-психологическая оценка системы "человек – машина");
3) проблемы профессионального отбора на основе системы психологических характеристик конкретных операторских профессий.
Человек, осуществляющий трудовую деятельность с использованием технических средств, приводящий эти средства в действие на основе информационной модели и с использованием органов управления, называется в инженерной психологии оператором (пилот, водитель, машинист, оператор пульта управления и др.). (См.: Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психологическая экспертиза при расследовании авиационных происшествий // Актуальные проблемы расследования преступлений. М., 1985).
Совокупность психических и антропометрических свойств оператора, определяющая эффективность использования технических систем, называется человеческим фактором.
Оператор в ряде случаев не воспринимает непосредственно реальных результатов своих действий. Информация о состоянии объекта управления передается ему через систему технических средств – у оператора формируется информационная модель объекта управления, которая соотносится с концептуальной моделью управляемой системы.
Основными психическими компонентами деятельности оператора являются образы – цели, оперативные образы, прогнозирование хода событий и принятие решений при отклонении системы от заданной цели. С увеличением скорости и сложности производственных процессов повышаются требования к быстроте и точности психических реакций оператора, усложняется процесс принятия управленческих решений. Все это приводит к повышению нервно-психической напряженности труда оператора. В связи с этим особое значение приобретает надежность оператора – его способность своевременно принимать правильные решения в условиях нервно-психической напряженности. Напряженность в работе оператора оценивается на основе предельно допустимых норм деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Выготский Л.С., Лурия Р. Этюды по истории поведения
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Андреева Г.М. Методы социальной психологии.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Чуприкова Н.И., Равич-Щербо И.В. Фундаментальные проблемы общей психологии.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Годфруа. Что такое психология Ч.1
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.
  • Леонтьев Д. ПСИХОЛОГИЯ СВОБОДЫ
  • Зейгарник Б.В. Патопсихология.
  • Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Вердербер Р, Вердербер К. Психология общения
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Ганзен. Системные описания психологии.
  • Джемс. Психология.
  • Зимняя И.А. Педагогическая психология
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь