|
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти.Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 122924
Автор: Реан А.А.
Название: Психология человека от рождения до смерти. Формат: HTML, DOC Язык: Русский Скачать по прямой ссылке ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА Ш 501
кий уровень психологического стресса приводит к снижению сопротивляе-мости организма человека вирусным инфекциям, из-за чего вероятность простудиться может повыситься вдвое. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позво-ляют предположить, что эмоции и настроение влияют на иммунную систе¬му организма человека, снижая или повышая его сопротивляемость болез¬ням. Если в течение длительного времени человек испытывает злость, тревогу или депрессию, пусть даже эти эмоции будут слабовыраженными, у этого человека больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию. Всем известно, что это вирусные заболевания, но возбудители этих болезней всегда в том или ином количестве присутствуют в организме. И если хронический стресс, длительное переживание не¬гативной эмоции ослабляют иммунную систему, организм предоставляет им благоприятную почву для размножения и болезнетворного влияния (Изард К. Э., 1999). Несмотря на то что мало кто из медиков ставит под сомнение важность роли эмоциональных расстройств в развитии целого ряда заболеваний (от инфаркта и рака до аллергии и язвенной болезни), полного понимания ха-рактера зависимости между стрессом и болезнями и механизмов ее осуще-ствления пока еще не достигнуто. Проведенные за последнее десятилетие многочисленные исследования продемонстрировали влияние сильного стресса на иммунную систему чело-века, которая является линией обороны, защищающей организм от болез¬ней (Квинн В., 2000). ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА Проблема «как справляться со стрессом», несомненно, представляет ак-туальность. В эмоциональном преодолении важно осознать свои чувства, потребности и желания, вызывающие стресс, овладеть социально приемле-мыми формами проявления своих эмоций, снять эмоциональное напряже¬ние (Куликов Л., 1997). Многочисленные наблюдения и эксперименты показали, что оборони-тельное поведение человека, особенно пассивное,— наименее эффективная стратегия преодоления стресса для сохранения душевного и физического здоровья в социально-психологическом плане. Менее агрессивные люди преодолевают жизненные трудности с меньши-ми отрицательными последствиями, избегая децрессии. У человека, пере-несшего психическую травму и не давшего выхода эмоциям в словах и дей-ствиях, тяжелые чувства вытесняются из сознания, но могут проявляться в невротических и телесных расстройствах. Избавить от такого состояния может оживление в памяти, осознание всех вытесненных переживаний. Освобождение и выражение «ущемлен¬ной» эмоции может быть осуществлено при пересказе, который лишает пе-режитый травматический опыт человека болезненной силы. Ряд авторов выделяют три основных способа, позволяющих успешно бороться со стрессом, а также управлять событиями, вызывающими его. 1. Решить свою проблему. В этом случае необходимо четко сформулиро¬вать конкретную проблему, рассмотреть имеющиеся возможности и вы¬брать один из вариантов в качестве решения. Есть данные, что люди, кото¬рые решают свои проблемы, чаще других довольны собой и ощущают себя хозяевами своей жизни. 502 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) 2. Изменить отношение к проблеме. Например, можно посмотреть на неприятности как на способ закалки характера. Подчас людям удается най¬ти в стрессовых ситуациях смешные стороны. 3. Смириться с наличием проблемы, но постараться уменьшить влия¬ние вызванного ею стресса на свой организм. Когда человек расстроен и испытывает стресс, полезно взять тайм-аут и немного отдохнуть. Этот метод особенно эффективен в том случае, если проблему нельзя ни обойти, ни решить. Кроме того, нельзя не вспомнить, что шутка, юмор — повелители хоро-шего настроения и одно из самых сильных лекарств от стресса. Люди, ли-шенные чувства юмора, гораздо чаще и сильнее страдают от стрессов, чем те, кто всегда готов посмеяться над собой, своими неприятностями и недо-моганиями. Это интересно В своей книге «Смех — дело серьезное» философ Джон Монрилл дает такое объяснение этому явлению: «Человек, обладающий чувством юмора, в стрессовой ситуации отнюдь не чув¬ствует себя спокойнее, просто он гибко подходит к ее разрешению». Другой известный философ и писатель Артур Кестлер, не считавший смех серьезным делом, между тем писал: «Единствен¬ной функцией смеха является просто снятие напряжения». РЕЗЮМЕ Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости про-текает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семей-ной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит. Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чув-ствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, со-стоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмо-ции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциа-лом для развития стресса, который способствует развитию многих заболева-ний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиноче¬ства. ГЛАВА 3 МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА Мотив omne (от лата. movere — приводить в движение, толкать) — сложное психологическое образование, побуждаю-щее к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основани¬ем (обоснованием). Потребность — переживаемое состояние внутреннего напряжения, воз¬никающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желаннос-ти чего-то) и побуждающее психическую активность, связанную с целепо-лаганием. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННОИ СФЕРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ Большинство людей, вступивших в средний возраст, то есть в период от 40 до 60 лет, вполне осознают, что они уже не молоды. Тем не менее это обстоятельство их нисколько не смущает — они считают, что находятся те-перь «в цвете лет». Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют им продолжать добиваться успеха в жизни. Поколение 40-летних людей становится авторитетом как для тех, кто моложе, так и для тех, кто старше их по возрасту. Родители ими уже не руководят, дети в них еще не сомневаются (Gould R., 1978). Уверенность в своих силах позволяет им принимать ответственные решения с такой лег-костью, которая раньше была недоступна. Вот почему возрастную катего-рию 40-60-летних иначе называют поколением руководителей. Видимо, этим обусловлено то, что большинство людей, ответственных за принятие решений в правительстве, в организациях, на производстве и в обществе в целом, принадлежит к этой возрастной категории. Что движет этими людьми, с одной стороны уверенными в себе и достиг-шими определенных результатов в жизни, а с другой стороны — задумыва-ющимися над тем, что половина жизни уже прожита, впереди старость и время уходит? Двойственность складывающейся ситуации приводит к смене стремле¬ния к высоким достижениям, обеспечивающим стабильность и надежность Связаться с администратором Похожие публикации: Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|